Удивительный Вьетнам

Дата публикации: 10.11.2015 - 04:00
Автор:
Просмотров - 740

alt

- Привет! Ну что, в отпуск скоро, а куда? – интересовалась у меня учительница русского языка и литературы 19-й школы Наталья Карасёва. – Во Вьетнам? Здорово! У меня туда ученицы ездили, интересные сочинения потом написали «Мое вьетнамское лето». Посмотри, вдруг пригодится. И сама напиши про страну, интересно будет почитать!

Как же было не уважить просьбу преданного читателя нашей газеты. К сожалению, площадь газетной полосы не позволяет полностью опубликовать сочинения школьниц, но выдержку из одного все же приведу. Даже из этого отрывка можно, как наяву, увидеть кусочек прекрасной страны, расположенной на восточной оконечности полуострова, некогда называемого Индокитаем.

«Мы были поражены дорожными правилами этой страны. Точнее, их отсутствием. Водители выезжали на встречную полосу движения, не пропускали пешеходов. Единственное правило, которое существовало, - это то, что скорость на трассе не более 60 км/ч, а в населенном пункте – 40 км/ч.

На пятый день мы поехали на первую экскурсию. Это был императорский город Хюэ. Я была поражена гробницами и дворцами, величием этого небольшого городка. Когда заходишь в это чудо архитектуры, ты сразу же ощущаешь внутреннюю силу живших здесь людей. Интересно, что всего императоров было 13. Но, к сожалению, последний император переехал во Францию, и даже после войны с американцами не вернулся на свою родину.

На последней экскурсии мы посетили Мраморные Горы. Их всего 5, и назвали их в честь элементов воды, огня, воздуха, земли и дерева. Мы поднимались на самую высокую гору, которая посвящена элементу воды. В среднем, мы прошли около 400 ступеней. Представляете! Вместе с нами шла 80-летняя бабушка-вьетнамка, ничуть не уступая нам в скорости передвижения. Её зубы были окрашены в черный цвет, это одно из суеверий.

Да, воспоминаний много…Определенно, это самое запоминающееся ле-то! Вьетнамцы - философы! Особенно запали в душу и сердце слова старой вьетнамки: «Кто понял жизнь, тот больше не спешит». Я стала мудрее, посетив эту страну… Теперь я стараюсь насладиться каждым моментом моей жизни!»

Екатерина Калинина,

11класс, школа № 19


alt

СПЕШИТЬ,

НЕ ТОРОПЯСЬ, – НЕТ,

ЭТО НЕ ПРО АЗИЮ!

Пожалуй, первое, что буквально вгоняет в ступор российских туристов в Южной Азии, это дорожное движение. Тысячи мотобайков, слегка разбавленные автомобилями, двигаются по дорогам явно по принципу: еду, как хочу и куда хочу.

Как тут не вспомнить наши улицы и сетования на водителей, мол, там один не пропустил, тут другой обогнал. В Азии все проще – все обгоняют и не пускают. Не знаю, как себя чувствуют на отдыхе сотрудники ГАИ, но я первые часы провела в состоянии полной прострации – как перейти дорогу, если светофоры здесь исполняют чисто декоративную функцию, так как на их сигналы никто, кроме туристов, внимания не обращает, а «зебры» вообще служат непонятно для чего.

Более того, оказывается, в курортных городах Вьетнама даже существует специальная служба по переводу туристов через дороги! Ее сотрудников, одетых в черную форму, можно видеть на лавочках у «зебр», где чаще всего скапливаются гости страны. Впрочем, как показал опыт, мотобайкеры особого внимания на сигналы этих дорожных сопровождающих не обращают. Так и пробивается сквозь плотный поток машин сотрудник службы, возле которого, как цыплята у курицы, кучкуются испуганные туристы. Для себя же я сделала вывод – лучше всего дорогу переходить с закрытыми глазами, по крайней мере, так хоть менее страшно.

Но что при этом воистину удивительно, случаи аварий довольно редки. Как-то рулевые умудряются объезжать и пешеходов, и других водителей. Но даже когда столкновения происходят, поведение участников разительно не похоже на наших авто- и мотовладельцев.

Представьте картину, как на оживленной улице таксист сдает назад, сшибает одного байкера, тот сбивает другого. Чтобы дальше произошло в России? Правильно – часа на два дорога перекрыта, все ругаются, ждут ГАИ, словом, пробка на дороге готова. Тут же все иначе. Таксист подошел к девушке, которая весьма сильно ударилась об асфальт, помог подняться, первый байкер отвел мотоцикл на обочину, после чего все расселись по своим транспортным средствам и разъехались в разные стороны. Ни ругани, ни разборов полетов, так, мол, банальная история, и чего шуметь?

Кстати, через день-другой к такому оживленному движению привыкаешь, и уже относительно спокойно переходишь дорогу, лавируя сквозь мчащийся поток машин.

С «ЛУННОЙ СОНАТОЙ» В ВОЛНАХ

Я не буду расписывать растительное богатство южной страны, ее жаркий и влажный климат, об этом и без того достаточно сказано и показано по телевидению. Скажу о том, на что создатели программ почему-то не обращали внимание, а между тем, эти характерные черты вполне могут быть визитной карточкой Вьетнама. Речь идет о музыкальном сопровождении, которое встречает буквально везде, – хоть в ресторане, хоть в магазине, хоть на пляже.

Когда впервые, обедая в небольшом уличном кафе, вдруг услышала негромкое звучание музыки и с удивлением поняла, что играют «Аппассионату» Бетховена, сказать, что удивилась, это ничего не сказать. Ведь только подумать – классическая музыка в обычной кафешке! Затем мы зашли в торговый центр, а там Моцарт из динамиков. На пляже и вовсе попала на совершенно неожиданный для себя праздник. Представьте, море, звезды, ласковые волны, а из темноты доносятся прекрасные звуки «Лунной сонаты», которую сменяют «Времена года» Вивальди.

Конечно, подозреваю, не всем нравилось такое музыкальное сопровождение. Все же воспитанных на банальных «тыц-тыц-тыц» клубных мелодиях у нас большинство. Но мне чрезвычайно понравилась фраза, которую услышала от девочки лет пяти: «Мама, ты послушай, как будто колокольчики песню поют! Домой приедем, ты же мне скачаешь в интернете эту музыку!»

alt

Не лишне напомнить, что Вьетнам – социалистическая страна, и воспитательные традиции, свойственные этому политическому строю, можно встретить во многих явлениях. Например, там до сих пор существует, так сказать, культ чтения книг. На улицах можно увидеть передвижные мини-библиотеки и обменные пункты книг, причем литература в них на многих языках, включая русский, английский, французский, немецкий. Признаться, подобного мне нигде не приходилось встречать.

Более того, отправившись на местный рынок, мы увидели очаровательные поделки из кокосовых орехов – фигурки обезьянок, занятых каким-либо делом. Вариаций не так уж много – но, что опять характерно, одна из наиболее часто встречающихся: серьезная миляга-обезьянка в очках, читающая книгу.


alt

«ПРИЕХАЛ БОГАТЫЙ И КРАСИВЫЙ, УЕХАЛ БЕДНЫЙ

И СТРАШНЫЙ»

Традиция отправлять молодое поколение в путешествие по свету существует уже несколько веков, главная цель в том, чтобы юноша или девушка, посмотрев на жизнь в иных странах, лучше понимали политические, экономические, национальные связи. Научились проникать в глубь явлений, не довольствуясь голословными утверждениями. Все же одно дело читать о традициях, характере народов в книгах, и совершенно другое – изучать их, полностью погружаясь в атмосферу чужих наций.

К сожалению, далеко не всегда гиды способны адекватно, и даже просто правдиво рассказывать об истории и жизни народов. Нередко своими заявлениями они не только не проясняют картину, но и напротив попросту вводят в заблуждение.

В том же Вьетнаме не раз приходилось слышать о том, что, дескать, вьетнамцы просто в восторге от белых людей. Причем, чем толще человек, тем больше уважения они к нему испытывают, а наша белая кожа и вовсе вводит их в состояние неконтролируемого восторга. И самое печальное, что русские туристы этому верят и считают, что своим появлением в южно-азиатской стране облагодетельствовали местное население.

Между тем, ситуация, мягко скажем, иная. Ну представьте, что туристу, совершившему поездку в Россию, скажем, в 15 веке, рассказывают, как русские обожают монголо-татар. Смешно, не правда ли?

Но ведь именно так обстоит дело, когда современным туристам во Вьетнаме рассказывают об их любви к европейцам. Когда я спросила у местного экскурсовода, отлично говорящего на русском языке (он в свое время несколько лет проработал переводчиком на заводе «ЗИЛ»), почему у них в ходу эта байка про нежные чувства к белым, то Лонг ответил, мол, такова политика турфирмы – задобрить туристов и сделать их более значимыми, чем они есть на самом деле. Ну а что касается исторического соответствия, то – умный поймет, а глупому и объяснять не стоит.

Однако проблема, на мой взгляд, тут не в уме, а в недостатке знаний, который как раз гиды и могли бы устранить. Но это не происходит, а в итоге и получаются сетования – эх, жаль, что последний император не вернулся в страну!


alt

СТРАНА ТЫСЯЧИ СРАЖЕНИЙ

И ТЫСЯЧИ ПОБЕД

Конечно, в газетном материале не расскажешь обо всей истории Вьетнама, но все же напомню основные моменты, из которых, надеюсь, станут более понятны жизнь и настроение современных жителей этой страны.

В середине 19 века Франция, которую ее западные соседи начали изрядно теснить в заморских колониях, вдруг вспомнила, что есть такая замечательная территория как Индокитай, которая, можно сказать, лежит бесхозная, и тут же заявила на нее свои права. Почти полвека длились военные столкновения между французскими колонизаторами и местным населением, не желавшим подставлять свой затылок под пяту белого человека. Тогда сопротивление закончилось поражением. Однако уже в середине 20 века вьетнамцы взяли реванш и вынудили французов распрощаться с мечтой об азиатской колонии. К слову сказать, именно тогда Вьетнам и остался без своего последнего императора, тот, испугавшись, что придется отвечать за свои тесные связи и потворство французским войскам, сбежал в Париж. И подозреваю, что народ ничуть не тосковал без правителя-ренегата.

Впрочем, свято место, говорят, долго пусто не бывает. И вскоре новые «благодетели» пришли на вьетнамскую землю. В шестидесятые годы прошлого века американцы решили осчастливить своим присутствием этот регион. Девять лет не прекращались во Вьетнаме боевые действия. За это время было убито порядка трех миллионов вьетнамцев, каждый десятый, включая женщин, детей, стариков. Сметены с лица земли тысячи деревень и городов, разбомблены три тысячи учебных заведений, две тысячи больниц. 40 процентов посевных площадей только в Южном Вьетнаме оказались залиты ядохимикатами, так что и до сих пор почва там отравлена, а люди, пораженные диоксином, до сих пор рождаются калеками.

Как-то в Нячанге слышала, как молодая дама, с осуждением глядя на инвалида-подростка, говорила своему приятелю, мол, ты посмотри, до чего пьянство доводит, каких уродов рожают! Пришлось вмешаться и объяснить, что не пьянство причиной тому, а результаты американской бомбежки. Дама была крайне удивлена, она, оказывается, и вовсе не слышала о вьетнамо-американской войне. Правда, фильм про Рэмбо видела, но как-то не соотнесла, что страшные вьетконговцы – это вот те самые люди, которые сейчас вокруг нее.

alt

В Сайгоне есть большой мемориал, посвященный жертвам американской агрессии. Его коллекции – из фотографий и осколков, взятого в плен американского оружия, военной техники вряд ли кого могут оставить спокойным. Смотреть на кадры тех лет страшно – убитые и растерзанные дети, старики, женщины. Но, пожалуй, еще страшнее кадры последствий отравления ядохимикатами – дети без рук и ног, с несколькими глазами… На сегодня считается, что жертвами отравляющих веществ стали пять миллионов вьетнамцев, но это еще не все. Ведь до сих пор отравлены почва и вода, и сейчас рождаются калеки, жертвы той войны. Америка же, обязанная заплатить за агрессию согласно Парижскому мирному соглашению, так до сих пор и не исполнила свои обязанности. У государства же и ныне не хватает средств для решения материальных проблем этих людей. Так что, если вдруг во Вьетнаме встретите таких инвалидов, не считайте их жертвами родителей-алкашей, это жертвы американской «демократии».

Надо сказать, что хотя почти тридцать лет шли войны вьетнамцев с французами и американцами, последние до самого конца не верили, что какие-то слаборазвитые туземцы способны победить хорошо вооруженные войска. Но им это удалось! И когда читаешь книги вьетнамских писателей, их воспоминания о тех временах, не можешь не восхититься этим народом!

Представьте, с одной стороны хорошо вооруженные армии, с другой - люди, чье главное оружие - мотыга, арбалет, а в качестве средства передвижения велосипед. Но именно на этой технике вьетнамцы по горным тропам перевозили сотни тонн грузов! На старенький велосипед укладывали по 300-350 килограммов вооружения и перевозили на десятки километров по горным тропам. Были созданы специальные отряды носильщиков, которые на собственных плечах, без самолетов и вертолетов доставляли через джунгли тонны грузов. К примеру, один из таких носильщиков перенес за восемь лет порядка 150 тонн по сотням километров горных троп, за что ему было присвоено звание Герой Вьетнама.

alt

Вихрями шли самолеты,

Небо тонуло в пыли,

Пули свистели, а в лодках

Женщины, стоя, гребли.

Так писал в те годы вьетнамский поэт Суан Зиеу.

За годы американской агрессии через Вьетнам прошло 6,5 миллиона штатовских солдат, более 50 тысяч были убиты, 300 тысяч ранены. Почти 4200 американских самолетов сбили вьетнамские военные. Недаром же в конце 60-х активизировались различные общественные организации в США, требующие вывести войска из Вьетнама, а «вьетнамский синдром» на долгие десятилетия стал бичом бывших военных, прошедших через эту войну.

К слову сказать, тогда серьезную помощь стране оказал Советский Союз, отправляя как гуманитарные грузы, так и вооружение, в первую очередь зенитно-ракетные комплексы. С тех-то пор, если к кому из белых неплохо и относились вьетнамцы, так это к «лиенсо» - советскому человеку.

За несколько лет до этих событий известный британский историк Тойнби писал в своем исследовании «Цивилизация перед судом истории»:

«Истина в том, что, предлагая японцам и китайцам секуляризованный вариант западной цивилизации, мы даем им «камень вместо хлеба», в то время как русские, предлагая им вместе с технологией коммунизм, дают им хоть какой-то хлеб, пусть черный и черствый, если хотите, но пригодный к употреблению, ибо он содержит зерно духовной пищи, без которого не может жить человек».

Эти выводы оказались справедливы и спустя десятилетие.

Благодаря мужеству, непреклонности, уверенности в справедливости своего дела, в конце 70-х Вьетнам стал свободной страной. За минувшие годы он прошел большой путь, но до сих пор еще не залечены все раны войны. И об этом надо помнить, когда приезжаешь в эту очаровательную южную страну. Только так можно лучше понять народ, оценить все, чего он добился за годы мирной жизни. И если еще не все благоустроено, не везде наведен порядок, то стоит вспомнить, что меньше сорока лет прошло со времени последних военных атак, как-то по-иному начинаешь относиться к недостаткам. И гораздо больше обращать внимания на достоинства Вьетнама.

Валентина

СОСНОВСКАЯ,

фото автора, «ЧР» № 88 от 10 ноября 2015г.

Новости по теме: