У чатхана - своя легенда

Дата публикации: 20.08.2015 - 08:20
Автор:
Просмотров - 1142

alt

Эвенки, чукчи, шорцы, ханты, ненцы - это лишь малая часть народов, которые проживают на территории Сибири и вносят неповторимый колорит в широкую этническую палитру нашей малой Родины. Об этом ненавязчиво решили напомнить сотрудники черногорского музея истории, подготовив для жителей и гостей города выставку, приуроченную к Международному дню коренных народов мира. Она продлится до конца августа.

- О многих народах расскажут фотографии и интересные факты, которые мы подготовили, - говорит Марина Кучугурова, главный хранитель фондов. - Но так как «корни» нашей солнечной Хакасии - это хакасы, то о них - разговор отдельный.

В центре зала раскинулось тому подтверждение - кусочек хакасского быта. Мало того что посмотреть и потрогать, их даже разрешается попробовать использовать по назначению - что особенно ценно для юных посетителей.

- Это хомыс, - учит меня собеседница, - струнный щипковый инструмент, имеет две или три струны. Немного русскую балалайку напоминает. На нем можно играть и смычком, и пальцами. А это пыргы, - указывает она на предмет продолговатой формы, чем-то похожий на полую цилиндрическую трубку, - делается из сосны или кедра. В него надо не дуть, а наоборот, втягивать через него в себя воздух. Получается звук, напоминающий крик самки марала.

Если из хомыса у меня еще получается извлечь звуки, по большей части даже приятные, то с пыргы все совсем глухо - тут нужен навык!

Рядом с инструментами - хакасские наряды. Женских даже два - праздничное платье, и простое, повседневное. Сравнивая их, замечаешь одну особенность - спереди подол всегда короче, чем сзади. Объясняется это просто: на плечи женщины всегда ложилось немало забот - и поддержание домашнего очага, и приготовление пищи, и уход за детьми. И чтобы полы платья не мешали, впереди их немного укорачивали.

В импровизированной юрте, которую сотрудники музея создали еще несколько лет назад и теперь постоянно дополняют новыми предметами, в глаза бросается рогатая маска. Как и у многих народов севера, у хакасов был развит шаманизм. И чтобы отгонять злых духов, шаманы надевали маски - еще и пострашней той, что в музее висит, встречались. В каждом доме от злых духов также охранял оберег - рогатинка и подвешенная к ней шкурка животного.

Стоит отметить, что юрта разделялась на две половины - мужскую и женскую. Женщине на мужскую сторону заходить запрещалось, а вот мужчина имел право ходить где угодно. Где чья - было понятно сразу. На женской стороне располагались детская люлька, материалы для рукоделия, посуда. Мужская была заставлена тем, без чего не мог обходиться ни один глава семьи, - сбруи, лук и колчан со стрелами, арбалет. А еще очередной музыкальный инструмент - чатхан.

- О нем даже есть хакасская легенда. Когда-то в далеком аале жил богатый бай, - начинает рассказ Марина Кучугурова. - Все на него работали. И решил он однажды увеличить свои владения, да еще и нечестно - увести весь скот. Что его темные люди и сделали. Бедно стали жить, тоскливо. Пока однажды мальчик по имени Чатхан не смастерил коробку с натянутыми на нее волосками из конского хвоста. Стал он по вечерам играть, тем самым развлекая своих родственников. Хоть немного, но грусть отступала. Время шло, мальчик подрос, победил черных людей, вернул скот. А инструмент в честь него так и назвали - чатхан.

Выставку уже успели посетить несколько детских садов. Дошколята увлеченно слушали хакасские легенды, улавливая сходство с русскими, - например, добро всегда побеждает зло. Те, кто занимается рукоделием, особо внимательно приглядывались к украшениям - тому же пого, украшенному бисером и разноцветными бусинами. Приходите и вы - интересного на всех хватит.

Вера ДАНИЛЕНКО, фото автора. «ЧР» №65 от 20 августа 2015 г.

Новости по теме: