Топор… над угольщиками

Дата публикации: 21.04.2016 - 01:51
Автор:
Просмотров - 590

alt

Председатель Хакасского теркома Росуглепрофа А.О. Теппе на днях встречался с представителями Абаканской ТЭЦ для обсуждения идеи создания в Восточной Сибири безуглеродной зоны.

Эту тему жарко обсуждают по всей стране. Из-за чего сыр-бор, в чём соль проблемы – об этом мы расспросили председателя теркома угольщиков.

- Чтобы объяснить, почему против безуглеродной зоны поднялся коллектив Абаканской ТЭЦ и заволновались угольщики, давайте расскажем, что ж такое безуглеродная зона.

- В Париже был заключён так называемый проект климатического соглашения - документ, который призван определить после 2020 года объемы выбросов парниковых газов и меры по предотвращению изменения климата. Мол, на планету надвигается новая угроза – потепление, и все страны должны быть заинтересованы в том, чтобы средняя температура на Земле не выросла более чем на 1,5 градуса. Авторы описывают последствия потепления как катастрофические. Однако при этом многие учёные рассуждают… об обратном – о предстоящем ледниковом периоде! Исследуя тему, наткнулся на информацию о том, как, к примеру, у нас борются то с понижением, то с повышением Каспия. А на местном уровне изучаются, к примеру, причины обмеления озера Белё. На самом деле серьезные специалисты, взвешенно обсуждая проблему, говорят, что это всё относительно нормальные природные циклы, не более того!

Однако, несмотря на неизученность вопроса и отсутствие единого мнения в научном сообществе, Парижское климатическое соглашение предполагает, в том числе, снижение выбросов двуокиси углерода (CO2). Этот газ образуется в том числе и при сжигании каменных углей, поэтому-то сегодня так остро откликается проект соглашения Парижской конференции в нашем и других угольных регионах страны.

Не исключено введение квот, а также дополнительного сбора с угледобывающих предприятий. Причём, цифру могут корректировать в сторону увеличения.

Понятно, что это увеличит себестоимость тонны угля. А стоит увеличить цену на уголь – и пойдёт «цепная реакция» удорожания всего и вся.

Как профсоюзного лидера, меня волнует вопрос стабильной работы угольных предприятий и уверенности каждого, кто занят в угольной отрасли, в своём будущем.

Наблюдать, как начнут разваливаться предприятия и переходить в категорию безработных люди? Мы и так уже столько пережили разрушений в экономике! Многие по сей день не могут спокойно проходить мимо руин камвольно-суконного комбината (вот бы пригодился в условиях санкций!), мимо остовов цехов, которые когда-то благополучно работали, а теперь напоминают о себе железобетонными скелетами так же, как шахта «Енисейская».

Угольная отрасль сегодня переживает нелёгкие времена. Вместе с тем, к примеру, в Черногорске именно угольные предприятия являются градообразующими. И помогают властям диверсифицировать экономику! То есть сделать всё, чтобы в городе, регионе развивался малый бизнес, чтобы открывались новые предприятия. В прошлом году, к примеру, на средства угольщиков был успешно реализован проект, в рамках которого специалисты работали со школьниками – обучали их азам предпринимательства, учили работать над бизнес-планами, настраивали на то, чтобы ребята правильно выбрали профессию, сориентировались в жизни и смело продвигались к цели.

А стоит ли говорить, что слова в отношении угольных предприятий о том, что они социально ответственные – не одни лишь слова? Что за этим – громада дел? В городе об этом знают!

На днях Председатель правительства РХ В.Зимин и генеральный директор АО «СУЭК» В.Рашевский подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2016 год. Это означает, что в течение текущего года СУЭК направит на реализацию социальных проектов в Хакасии 40 млн рублей. Компания поддержит проекты в сфере культуры, спорта, образования, здравоохранения, развития социального предпринимательства, доступного жилья.

Это – реальность сегодняшнего дня. А что будет, если раскачать стабильную ситуацию? Специалисты утверждают, что идея перехода на другие источники энергии непредсказуема. Отапливаться газом или электричеством домам сегодня в наших суровых сибирских краях дорого, есть немало «подводных камней», связанных с этим. И не случайно домохозяйства и предприятия используют уголёк – экономичнее получается.

А что до выбросов, которые хотят обложить дополнительными налогами, так если на Абаканской ТЭЦ сегодня улавливается до 99,5 процента вредных продуктов сгорания, а в целом это – сложное современное предприятие, «заточенное» на максимальную экологичность, то из труб частников, которых, например, в Черногорске не счесть, валит нисколько не очищенный дым.

Кроме того, если рассмотреть с точки зрения экологов, к примеру, Красноярск, увидим, что там слишком уж часто стали объявлять «режим чёрного неба». Хотя ТЭЦ вынесена за город, и число предприятий – совсем не то, что было лет 20 назад. Нет и огромных массивов частного сектора. Зато, оказавшись на дороге в пробке, понимаешь, из-за чего трудно дышать – настолько осязаемы автомобильные выхлопы. А у нас во всех бедах уголь виноват!

Не случайно председатель Росуглепрофа И.И.Моханчук подчёркивает, что остановка существующих добывающих предприятий и тепловых электростанций ради создания безуглеродной зоны повлечёт за собой кризис также в смежных отраслях. "Мы добываем уголь в 18 субъектах Российской Федерации, работаем в 26 субъектах. 26% всего грузооборота составляет уголь, на востоке страны – 60%. Что будет делать железная дорога со своей инфраструктурой и всем остальным?".

Одним словом, нужно очень взвешенно, осторожно подходить к решениям, которые могут запустить в экономике очередной виток кризиса и беды для семей, в которых сегодня вся надежда – на кормильцев-горняков.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №29 от 19 апреля 2016 г.

Новости по теме: