Ажурные снежинки ласково кружились и мягко опускались на землю, на ходу создавая для нее природное «пуховое одеяло». Скоро Новый год, нужно украсить все вокруг! Музыкальный руководитель Тамара Петровна Насонова спешила на работу, в детский сад «Чайка». В какой-то момент все было как в жизни – не заметила припорошённый участок льда. После – как в кино: упала, очнулась, гипс.
«Как же я буду утренники проводить со сломанной рукой?» – была первая мысль. Попробовала пошевелить пальцами – вроде работают. «А если так, значит, сумею сыграть на пианино все новогодние мелодии на радость детворе», - решила она. И сыграла.
- Просто у нас работа такая – не дает сидеть на больничном, - объясняет Тамара Петровна. – Взгрустнулось ли тебе, приболела, устала – это все не повод оставлять детей без праздника. Можно, конечно, и слезу пустить - бывают такие моменты, все мы люди. Но обязательно за закрытой дверью. После улыбнешься, встрепенешься и - вперед, к детям, с улыбкой и блеском в глазах.
Невидимые клавиши
Стаж Тамары Петровны – уже более сорока лет. Работу музыкального педагога она называет делом жизни. Хотя поначалу мечты были пусть не совершенно, но все-таки немного иными – хотелось стать учителем начальных классов. Однако жизнь сказала: «Окончила музыкальную школу? Значит, ступай на музыкальное отделение!». - «Почему нет?» - подумалось ей. Тем более что любовь к музыке росла, как говорится, не по дням.
- Поначалу у нас не было пианино, но я представляла будто оно есть. Нажимала в воздухе на невидимые клавиши, создавая невероятной красоты музыку, слышимую только мной. Потихоньку начала петь. Родители очень хотели, чтобы из меня вышел толк, поэтому первым наставником стал известный в нашей республике культурный деятель Николай Константинович Самрин, в честь которого в Черногорске названа детская музыкальная школа.
Строить карьеру, стремясь стать великой пианисткой, Тамара Петровна не стремилась - решила целиком и полностью посвятить себя детям. Пусть она будет учить их вовсе не чтению и арифметике, но ведь привить хороший музыкальный вкус – не менее дорогого стоит!
Кормить – под Моцарта, засыпать – под Чайковского
…Она успела поработать в Черногорске, Абакане, на Дальнем Востоке. Но все равно вернулась домой, в город угольщиков. Говорит, много раз проходила мимо детского сада «Чайка» и даже не догадывалась, что в скором времени будет здесь трудиться. А тринадцать лет назад судьба привела прямо к садику. Так Тамара Петровна и работает.
- Мы поем, играем, танцуем под музыку, с малышами водим хороводы, - перечисляет Тамара Петровна все, чем они с ребятишками занимаются на мини-уроках музыки. – Это учит детвору не бояться новых звуков, чувствовать ритм – под веселую музыку двигаться бодро, под медленную - плавно. А еще знакомятся с детскими композиторами – Аркадий Дмитриевич Филиппенко, Тамара Александровна Попатенко, Юрий Михайлович Чичков...
- А когда, в принципе, нужно начинать знакомить малыша с музыкой?
- Еще когда он находится в утробе матери! А после – продолжать: кормить – под Моцарта, спать укладывать – под Чайковского. Тогда ребенок будет расти спокойным, а сон его будет крепким.
Â
«Хочу песенку ночных страхов!»
Будни Тамары Петровны проходят в окружении детей. Каждый день – внедрение чего-то нового. Потому что мальчишки и девчонки нынче вовсе не такие, какими были лет двадцать назад, – на месте не сидят, познают все моментально. Оттого старые методы обучения, когда учителя «разжевывали» все подряд и объясняли на пальцах, канули в Лету. Современных малышей обучают по-новому – моделируют ситуацию, из которой ребенок сам должен найти выход, а после сделать выводы. Словом, до всего нужно доходить своим умом, а точнее, фантазией.
Оттого и педагогам, чтобы быть впереди и вести за собой подрастающее поколение, приходится много работать, изучать нужную литературу, тщательнее готовиться к занятиям, повторять забытое. А то попросит маленький Андрюшка песенку ночных страхов спеть, а ты ее и не помнишь уже!
Расстраивает только одно: детский сад и школа активно прививают ребенку любовь к музыке, а после - тупик: филармонии в городе нет, в ближайший Абакан часто не покатаешься.
Â
Ножками подрыгали, ручками подвигали
- А с родителями работаете?
- С ними даже больше, чем с детьми надо работать. Привлекать к участию в праздниках, хотя – понятное дело, их время тоже ограничено. Но в нашем садике мамы и папы отзывчивые – и костюмы ребятне сошьют, и родительские собрания не пропускают, и на утренники ходят – половину зала иногда займут, деткам аж выступать негде!
Любимый день недели музыкального руководителя – пятница. Говорит, это момент, когда все, что было запланировано на неделю, сделано, и можно заняться тем, к чему тянутся ребятишки. Они хоть и маленькие, но тоже переменчивые – с утра настроение может быть хорошее, а после обеда - капризное. И педагог должен уметь подстроиться - например, танцы заменить пением. Или побольше подвигаться-побегать, чтобы веселее стало. Или вовсе упасть на ковер и полежать, ножками подрыгать – почему нет?..
А вот чего Тамара Петровна не любит, так это когда у нее «отбирают» занятия. В садик может приехать, например, театр, и время выступлений артистов совпадет со временем музыкальных занятий: «Это ведь означает, что я не успею дать детям частичку чего-то нового, важного!».
Â
Как рыба без воды
…Были трудные времена, когда многие бросали дело жизни и уходили туда, где больше платят. Тамара Петровна так не поступила и не жалеет. Вспоминает, что однажды обстоятельства вынудили «сделать передышку» и на полгода уйти из сада. Ощущения запомнились на всю жизнь: без детей и музыки – как рыба без воды.
- И вроде бы здоровье уже не железное, пора уйти на заслуженный отдых, а страшно – как же я буду без своих творческих коллег, без любознательных деток, без обожаемой музыки? – делится переживаниями Тамара Петровна. – Понимаю: никак! Понимаю это так же четко, как за долгие годы поняла простую истину: работа в детском саду - это самый подходящий для женщины труд. А если еще и в семье все замечательно, то лучшего и не придумаешь.
     Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №109 от 11 ноября 2014 г.
Â