Судимость? Шапку за ворота!

Дата публикации: 28.11.2012 - 04:03
Автор:
Просмотров - 748

Учителю начальных классов одной из черногорских школ Вере Ивановне (имя изменено) первого сентября торжественно вручили грамоту министерства образования Хакасии со словами признательности за успехи в работе. Душа пела от счастья, и не только из-за награды. Задирая головы вверх, на учительницу смотрели двадцать девять пар любопытных, распахнутых для открытий глаз первоклашек. Глядя на них, она точно знала – вместе они возьмут такой старт, что никто не догонит. Свои дети выросли, карьера на взлёте, возраст (чуть за сорок) самый плодотворный. Но в ноябре Веру Ивановну из школы уволили – из-за судимости.

Родители первоклашек ушам своим не поверили. В сентябре они привели детей не в абстрактный первый «а», взрослые надеялись, что учить их будет именно Вера Ивановна – энергичная, талантливая, снискавшая добрую славу, заработавшая благодарные отзывы родителей выпускников. Более того, они выбирали для своих ребят не класс, не школу, а именно учителя как личность и профессионала. Поэтому сейчас стучат во все двери, не собираясь мириться с ситуацией. Инициаторы публикации – тоже они.

Старое ворошить – хуже некуда, но как без этого, если разбираешься в сути вопроса? Опять же, судимость судимости рознь! Поэтому, договорившись о встрече, прошу учительницу рассказать, что случилось девять лет назад. Она работала тогда в детском доме. Лето было жарким, ребятне, понятно, хотелось к воде. И они «семьёй» - так называлась в детдоме группа из восьми ребят, иногда ездили на льготном автобусе на калининский карьер – окунуться, освежиться. В запомнившийся навсегда день на берегу было очень людно, но Вера Ивановна не сводила со своих глаз. Подбежал Илья – слабый мальчик, с тяжёлым заболеванием. Она разрешила ему разок окунуться – времени до «их» автобуса было ещё достаточно. Он побежал в воду… и больше оттуда не вышел. Может быть, свело ноги или угодил в яму, которые есть на неровном дне. Никто не знает. Мальчик утонул.

Было долгое следствие, седые волосы, бесконечные ночи без сна. Очень помогал коллектив детдома. Поддерживали морально, собирали деньги на услуги адвоката – понимали, что, не подай руку – искренне переживающий за смерть ребёнка человек пропадёт от горя и безысходности.

Суд вынес решение: два года условно, с испытательным сроком. Через полгода, опять же судом, по ходатайству уголовно-исполнительной инспекции и ОДН Черногорского ГОВД, судимость была снята.

Но дела давно прошедших дней догнали сегодня. В 2011-м законодатели дополнили Трудовой кодекс статьёй «Право на занятие педагогической деятельностью». В текущем году эта статья была подправлена ещё раз, в сторону ужесточения.

Сотрудники черногорской прокуратуры по долгу службы провели проверку и выявили в черногорских учреждениях образования одиннадцать судимых работников (впоследствии все они были уволены). В их числе – Вера Ивановна.

Буквы закона в данном случае оказались очень суровыми. Названная статья Трудового кодекса законодательно закрепила, что быть учителями, воспитателями, руководителями кружков не могут не только те, у кого судимость не погашена, но и кто был осужден когда-то в прошлом, и имеет погашенную судимость или даже если был лишь факт возбуждения уголовного дела.

Одной гребёнкой прочесали всю страну. Из сёл начали поступать вопросы: «А что нам делать, если полколлектива судимые, а других нет?» Им отвечали: «Всё-таки ищите других».

С одной стороны, это были правильные и своевременные действия. Кому хочется, чтобы с детьми имели дело люди, за плечами которых тёмное прошлое, которые отличаются неуравновешенностью, могут ударить, оскорбить, сорваться? Если человек был осуждён за убийство, драку или, упаси Бог, педофилию, в самом деле, о какой педагогической работе может идти речь? От таких невыдержанных, с тараканами в голове персонажей детей надо спасать, используя, в том числе, упреждающие меры.

С другой, народ начал делиться историями, от которых вообще-то в жизни никто не застрахован. Кто-то, защищаясь от пьяного мужа, искалечил его. Судимость. Другая стала виновницей ДТП. Гололёд, неподсыпанная дорога, ночь, практически нулевая видимость, но в итоге – инвалидность сбитого человека.

И снова – судимость. Если у кого-то есть приговор за злостное уклонение от алиментов, то и ему дорога в учреждения образования теперь заказана. Есть случаи, аналогичные тому, что произошёл с Верой Ивановной. У педагогов в этом отношении опасная и очень ответственная работа. Поэтому многие как чёрт ладана боятся походов и разного рода вылазок на природу – себе дороже.

Вместе с тем среди учителей, родителей не утихают споры о справедливости действующего в отношении педагогов закона. Почему людям одних профессий и должностей (не менее важных и ответственных) позволяют работать, когда судимость снята, а учителям – нет? Почему в данном случае отсутствует закон с перечнем преступлений, из-за которых и в самом деле стоит без разговоров гнать провинившихся от детей подальше.

Первоклашки, успевшие влюбиться в свою первую учительницу, терроризируют родителей вопросами, когда же она придёт на занятия. Рассказывают мамам и папам, что она им снится, что её ждут (некоторые – со слезами) и не хотят без неё ничего делать. Что ж получается? Мы хотим уберечь детей от беды, от «недостойного» человека, но в то же время жёстко травмируем их психику, не исключено, что делаем озлобленными, может быть, закладываем механизм, который сработает в их взрослой жизни. Так, кажется, обычно говорят психологи? В нас ведь всё из детства.

Вере Ивановне тоже не дают покоя вопросы: почему она, имеющая звание «Учитель года», выпустившая в прошлом году замечательный дружный класс, вдруг стала социально опасной? Почему в этой ситуации не учитывается моральное, психологическое состояние детей, для которых первый учитель – не просто слова, с ним связаны сильные, искренние эмоции. Почему она, не представляющая себя без любимой профессии, болеющая лишь этим делом, сейчас должна искать работу продавца или уборщицы? Почему её за одно и то же наказали дважды? Почему в системе образования могут работать осуждённые за воровство и они не считаются опасными людьми, могут продолжать воспитывать детей? Нет ответов. Пока нет.

Старший помощник прокурора Черногорска О.Е.Тулина пояснила, что в отношении всех уволенных в Черногорске работников школ и детсадов были либо приговоры судов, либо уголовные дела, которые прекращены по нереабилитирующим основаниям. То есть если произошло примирение сторон или раскаяние в содеянном, это человека, по существующим законам, увы, не оправдывает. Реабилитирует лишь то обстоятельство, если дело было прекращено за отсутствием состава либо события преступления.

Некоторые надеялись, что если трудовые отношения возникли до того, как были внесены изменения в ТК, тогда, может быть, стажистам разрешили бы работать. А давали бы от ворот поворот по новой статье только тем, кто лишь пытается устроиться на работу. Но Верховный суд РФ вынес вердикт о том, что положение статьи распространяется и на тех, кто уже был принят, и на новичков.

Как бы то ни было, родители первого «а» продолжают искать справедливость и, говорят, собираются достучаться аж до конституционного суда – одна осталась инстанция. Потому что уверены: любые перегибы – это плохо. Выставленный за ворота профессионал – нехорошо и нелогично, такими людьми нельзя разбрасываться. Человек, оставленный всеми в угнетённом, сломленном состоянии – вообще ни в какие ворота. Они стараются поддержать, ободрить, звонят, приезжают, находят добрые слова и обещают – что бы ни случилось, именно она была и будет первой учительницей их детей.

У уволенной учительницы есть увесистая стопка грамот за последние три года. Среди них - благодарственное письмо министерства образования и науки РХ за участие в республиканском фестивале идей и находок молодых педагогов. Грамоты ГУО: за победу в городском фестивале «Звёздный дождь» в номинации «Классный классный»; за активную работу по совершенствованию образовательного процесса и внедрение инновационных технологий; за активное участие и педагогическое мастерство в решении воспитательных задач в период летних оздоровительных кампаний; за инициативу, творчество, педагогическое мастерство и высокие показатели в организации учебно-воспитательного процесса; за профессионализм, творчество и методическую поддержку молодых педагогов.Подготовила Марина КРЕМЛЯКОВА. «ЧР» №№138-139 от 27 ноября 2012 г.

Новости по теме: