Старая гвардия всех сильней!

Дата публикации: 19.05.2015 - 03:43
Автор:
Просмотров - 753

alt

О сражениях скоро будут рассказывать уже не те, кто отстоял родную землю в жестокой битве, а поколение, которое называют детьми войны. Тикает, течёт времечко, невозможно остановить его бег. Рассуждали об этом и с черногорцем Евгением Дмитриевичем Соколовым, которому в 43-м, в разгар грозных сражений, было всего-то года четыре.

Что из того времени выхватила и сохранила детская память? Какие эпизоды отпечатались на всю жизнь?

- Помню, как гудела земля. А иногда она вздрагивала, и мы словно подпрыгивали. Душа замирала от страха, жались к маме с братьями и сёстрами (нас было четверо).

Семью Соколовых война застала в Курской области. В их деревне захватчиков не было, а вот соседнюю они захватили, и постоянно шли бои - кто кого. Стрельба, бомбёжки - всё это рождало ощущение ужаса, дикого страха. От пуль прятались в окопах, мама не позволяла высоко поднимать головы. Бывало, днями сидели, вжавшись в землю, дрожа от холода.

Сейчас Евгений Дмитриевич понимает, как повезло и ему, и односельчанам, поскольку нашим войскам удалось отогнать немцев под Курск, они не добрались до его родной деревни.

- Как-то во время бомбёжки осколок попал в наш небольшенький деревянный дом. Долетел до печи, разворотил её, да там и застрял. Открываем мы дверь - а внутри черным-черно от сажи и золы.

Ещё запомнился мальчишке момент, как стояли они с сестрой у дороги и держали в руках по кусочку хлеба. Мимо шли мужики, кто такие - неизвестно. Сестра инстинктивно спрятала свой кусок, а маленький Женька, что называется, прохлопал  пайку - кто-то вырвал кусочек у него из рук.

После войны мальчишка пошёл в школу. Начальная была в родном селе, а после четвёртого класса каждый день топал по пять километров, чтобы добраться до «взрослых» классов.

В летние каникулы было не до беготни. Взрослые запрягали лошадей, а мальчишка сопровождал их с ценным грузом - зерном - на ток.

В 14 лет, после семилетки, парень уже начал работать «по правде», как взрослый. А там и в армию призвали, во флот, на четыре года. Служба для закалённого сельским трудом парня не была трудной. Что там работа-пахота, что здесь…

После службы отправился в Ленинград, а оттуда вместе с молодой женой - в Хакасию. Сманили родственники.

Здесь Евгений Дмитриевич участвовал в строительстве очистных сооружений - был сварщиком, а когда объект запускали, уже трудился мастером. Отучился в техникуме, устроился в «Коммунальщик» начальником цеха. Оттуда и отправился на пенсию.

Неугомонный характер не позволил сидеть на лавке, сложив руки, и просто отдыхать. Нашёл дело и для рук мастеровых, и для души - подрабатывает в детском саду слесарем. Как и многие представители старой гвардии, к обязанностям относится и строго, и с душой. К коллективу прикипел, даже стихи «девчонкам» к праздникам пишет и читает.

К Дню Победы бравый сокол Соколов готовился, как к одному из любимых праздников. Опять же, воспоминания душу бередят. Как в этот день в 45-м все женщины в сельсовет собрались, митинг устроили с флагами, песнями, слезами. Мать, когда на этот праздник хотела бежать, делилась с соседками: мол, юбка-то старая, одеть нечего! А они смеялись в ответ:

- Ты выверни её наизнанку, за новую сойдёт!

К 70-летию Победы как-то сами собой родились стихи, пусть и не совсем ладные:

Я помню, как была война,

И до сих пор в душе она.

Идёт стрельба

и приближается налёт,

Мы с братьями в окопах,

Мама нас к себе

прижмёт…

Стоит разбитый танк,

Металла тонны,

А изнутри слышны

танкистов стоны.

Кругом стояли

изуродованные танки,

А в них - погибших

сгоревшие останки.

Спасибо всем погибшим

И живым, вернувшимся >домой,

Кто защитил страну

и дом родной.

Ирина САНИНА,

фото автора

«ЧР» № 38 от 19 мая 2015г.


Новости по теме: