Станут ли руины дворцом?

Дата публикации: 24.12.2015 - 06:21
Автор:
Просмотров - 915

alt

Этот снимок сделан ровно год назад - еще до пожара. Сегодня здание бывшего Дворца пионеров выглядит намного хуже. Так сможем ли мы сохранить образец архитектуры прошлого века?

Исторические здания Черногорска - города угольщиков Хакасии, попав в частные руки, ветшают и сносятся. И может так случиться, что через пару десятков лет (а то и раньше) Черногорск станет городом без лица. Ведь современные застройки аккуратны и эстетичны, но не имеют того шарма, что придает городским уголкам историческая застройка. Поэтому в прошлом году общественность города выступила с инициативой сохранения здания бывшего Дворца пионеров и присвоения ему статуса муниципального памятника архитектуры.

Давайте разберемся, что же хотят сохранить черногорцы для последующих поколений.

Оговорюсь сразу, речь пойдет совсем не об Иосифе Виссарионовиче и ностальгии по крепкой руке.

Конечно, Черногорск, который стал городом только в январе 1936 г., не претендует на архитектурную исключительность. Однако, если взять за точку отсчета возникновение рудника «Черногорские копи», из которого собственно город и вырос, то нашему муниципальному образованию в этом году стукнуло уже 108 лет, а это по человеческим меркам все же возраст. И памятников архитектуры в городе у Черной горы не так много, чтобы разбрасываться теми, что есть. Собственно говоря, на звание памятников могут претендовать только несколько административных строений, возведенных после войны в стиле сталинского ампира, или сталинского неоклассицизма.

Это было одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов прошлого века.

Город у Черной горы и архитектурное наследие вождя народов

В Черногорске тоже есть районы жилой застройки 50-х годов прошлого столетия, дома, которые объединены общим названием - «сталинки».

Строительный послевоенный бум в городе пришелся на конец 40-х и 50-е годы прошлого столетия. Стиль сталинского ампира отметился в 6-м, 19-м, 20-м, «Южном» кварталах города и особенно ярко - на центральной улице Девятого поселка. Собственно улица Октябрьская почти целиком застроена в этом стиле.

Конечно, никому в голову не придет объявить наследием архитектуры какую-нибудь черногорскую двухэтажку 50-х годов застройки. В этих домах до сих пор встречаются деревянные подъездные лестницы со ступеньками, выбитыми до сучков. И даже если в подъезде чисто, держится какой-то особый запах, то ли затхлого подвала, то ли поколений кошек, живших в этом доме. Больное место - межэтажные перекрытия. Под грузом десятилетий (как-никак некоторым зданиям уже за шестьдесят) даже лиственничные балки провисли, угрожая обрушиться на головы жильцов. Именно поэтому эти дома попали в первую очередь региональной программы капремонта, стартовавшей в этом году, - почти шесть десятков из них получили новые кровли. А чуть ранее по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ многие сталинки сменили фасады, одевшись в металлический сайдинг.

Не так повезло административным зданиям.

Сохраните Дворец пионеров!

В последние два десятилетия катастрофически не везет на «жилье» черногорскому Дворцу пионеров. Когда-то он и в самом деле был дворцом. Для юного поколения на главной тогда площади города возвели красивое просторное здание, ставшее украшением улицы Бограда.

Но прошли десятилетия, здание обветшало и начало требовать капитального ремонта в начале 90-х, как раз тогда, когда в стране вовсю бушевала перестройка, и в бюджете не было денег не то что на всякие там ремонты, но даже на зарплаты и пенсии. Тогда-то закрытый из-за аварийного состояния Дворец пионеров пожелало приобрести руководство угольного разреза «Степной». Поговаривали, что после капремонта туда планировалось перевести контору предприятия. Как бы то ни было, тогдашняя администрация города с радостью избавилась от проблемного здания, а пионеров перевели в помещение одного из детских садов в другую часть города. Впрочем, к тому времени никаких пионеров уже не было. Дворцы пионеров по всей стране переименовывались во Дворцы детского творчества, но их по инерции продолжали именовать по-старому. Хотя какие это уже были дворцы?! Помещение бывшего детсада в Черногорске, отведенное под творчество детей, хоть и было моложе на три десятка лет, но тоже нуждалось в ремонте - в морозы дети буквально «сидели» на обогревателях.

И тут надо отметить, что психология временщиков, когда со ссылкой на кризис принимаются недальновидные решения, лишь бы сиюминутно затушить пожар народного недовольства, не всегда экономически оправданна. Кризисы проходят, а результаты скороспелых решений аукаются еще долгое время и требуют гораздо больших затрат, чем временно полученные выгоды. Так, например, случилось с детскими садами. Около десятка лет назад демографический всплеск поставил муниципальные власти Черногорска (как и всей страны) перед очередным вызовом - городу вновь срочно потребовались детские сады, которые в период «демографической ямы» 90-х непредусмотрительно были отданы и под жилье педагогам, и под Дворец творчества, и даже под городской суд. Дескать, содержать полупустые учреждения дошкольного воспитания муниципалитету было не по карману.

Жилье учителя приватизировали, суд выселять было некуда, а вот Дворец творчества… Его решили перебазировать в здание учебно-курсового комбината, тоже… времен сталинской застройки и тоже нуждавшегося в хорошем ремонте.

Но какова же судьба того первого по-настоящему Дворца пионеров? Поначалу там даже начали делать ремонт, обшили фасад новомодным пластиковым сайдингом. Но подули ветры перемен, на разрезе сменилось руководство, в планы которого не входило ремонтировать очень немолодую постройку, и от проблемного имущества избавились. Дворец «пошел» по рукам, сменив за десяток лет нескольких собственников. Однако никто из них финансово так и не вложился в его реконструкцию. Сайдинг на фасаде пообтрепало штормовыми ветрами, часть его утащили предприимчивые горожане, часть поколотили камнями хулиганистые пацаны. Пострадали и фигуры, установленные во дворе. У девушки с веслом окончательно отломили весло, а в руки дали обгоревшую палку, пионеру отбили нос. Ограду и ту умудрились погнуть. А выцветшее объявление со словом «продается» висит на фасаде и по сей день.

Но вдруг среди полного затишья в конце 2013-го года родилась инициатива. Исходила она от группы черногорцев, неравнодушных к истории своей малой родины.

Они озаботились судьбой разрушающегося здания и предложили придать ему статус объекта историко-культурного наследия (памятника архитектуры) муниципального значения.

Обращение инициативной группы было рассмотрено депутатами на сессии. Тогда и выяснилось, что на деле не все так просто, как кажется, на первый взгляд.

Руководитель комитета по управлению имуществом пояснила, что в 2000-м году горсовет разрешил приватизировать здание, это было сделано, его продали. В настоящее время оно находится в собственности у шестого по счёту владельца (не исключено, что здание было приобретено под разбор). Дворец был построен в 1955 году: «Все межэтажные, межчердачные перекрытия, как видно из паспорта здания, деревянные».

Что же касается правил признания строений памятниками федерального значения, - озвучили на заседании комиссии горсовета, то возраст таких зданий должен быть не менее 100 лет. Вот и выходит, что нашему дворцу нужно ждать такой чести еще 40 лет. «Нужно поработать с предпринимателем, - предложила на сессии руководитель комитета по управлению имуществом, - только он может запустить процедуру по признанию здания памятником, это один момент. А другой - мы с ним судимся из-за того, что он не вносит арендную плату за землю». В итоге председатель горсовета озвучила мысль, что инициатор обращения к депутатскому корпусу просит признать здание памятником муниципального значения, а городскому бюджету такая нагрузка не по силам.

Однако, всем понятно, что, во-первых, собственнику, который вообще никак не заботится о разрушающемся здании, признание его памятником архитектуры невыгодно. Во-вторых, до своего столетия дворец точно не дотянет. Да и какая судьба вообще уготована этому строению? Как-то так совпало, что как только инициативная группа подняла вопрос о сохранении дворца, тут же были взломаны входные двери, выбиты остатки стекол в окнах, а часть рам и вовсе выдрана с корнем. Чуть позже в здании случился пожар, из-за которого оно лишилось части крыши и межэтажных перекрытий. Можно ли его теперь восстановить - большой вопрос.

Хозяин здания на контакт с властями, несмотря на неоднократные попытки наладить с ним диалог, по-прежнему не идет, судебная тяжба с ним продолжается.

И тут вспоминается судьба другого черногорского здания эпохи сталинского ампира - кинотеатра «Россия», который жители тоже хотели сохранить для потомков.

«Россия», которую мы потеряли

Кинотеатр «Россия» в разгар перестройки тоже был продан, как говорят «за копейки», в частные руки. Подробности сделки до сих пор не известны широкой общественности, тем более что одного ее участника уже нет в живых, а другой давно покинул кресло мэра. Известно лишь, что здание на момент сделки изрядно обветшало, а городская казна была пуста. (Не правда ли, похожая ситуация?) Предприниматель же торжественно поклялся сохранить кинотеатр как объект культурно-массового назначения. Однако новый собственник в течение ряда лет никаких капремонтов там не проводил, а потом предприниматель умер, и кинотеатр достался в наследство его сыну. В реставрацию здания нужно было вкладывать большие средства, которых у предпринимателя не оказалось.

Тут заволновались горожане, требуя «Россию» сохранить. Власти настойчиво стали предлагать предпринимателю вернуть здание обратно муниципалитету. Естественно, по стоимости согласно оценке. Нужно сказать, что кинотеатр располагался на центральной улице города, занимая выгодный участок земли, который врезался еще и в территорию городского парка. Поэтому наследник цену «заломил». Противостояние продолжалось несколько лет, и вдруг в «Россия» сгорела.

Понятно, что ни о какой реставрации речь уже не шла. Однако покупатель не находился, предприниматель землю муниципалитету не отдавал, а народ давил на власть, поскольку центральную улицу буквально уродовал вид руин бывшего кинотеатра. После того, как в «России» травмировался ребенок, вмешалась и прокуратура. Между собственником и муниципалитетом началась судебная тяжба. В прошлом году власти все же нашли законный механизм воздействия на владельца и заполучили остатки «России». Поскольку они угрожали безопасности детей и подростков, заглядывавших туда из любопытства, руины снесли, а заодно и уникальную колоннаду, которую жители очень просили оставить, интегрировав ее в архитектуру молодежного досугового центра, строительство которого предполагалось на месте «России». Однако строители отмахнулись, что, мол, это аварийное старье. Тем не менее, это «старье», как говорят очевидцы сноса, едва смогли разрушить. Старшее и среднее поколения черногорцев были разочарованы, ведь колоннада «России» десятки лет являлась визитной карточкой центральной улицы города.

И вот, навсегда утратив «Россию» - «осколок» архитектуры эпохи сталинского ампира, общественность горячо поддержала инициативу сохранения Дворца пионеров.

Мнение

Нужно торопиться

Александр Атюков, председатель ревизионной комиссии отделения ОНФ Хакасии, житель Черногорска:

- Разруха – это когда нет хозяина. Формально у нашего дворца он есть, но какой же это хозяин, если довел здание до столь плачевного состояния, что оно не украшает город, а позорит. Но считаю, что дворец нужно сохранить. Пока не поздно, необходимо попытаться вернуть его в собственность муниципалитета и восстановить. А на будущее, для разрешения таких ситуаций хорошо бы принять закон, аналогичный тому, что разрабатывается по земле. Не можешь обрабатывать, пришел участок в запустение – верни государству, пусть он будет передан тому, кто сможет довести дело до ума. Также и здесь. Тем более, опыт у наших муниципальных властей уже есть. Главное, сделать так, чтобы собственник не посмел снести дворец и использовать по своему усмотрению участок земли в центре города.

И здесь уместно обратиться к народу, к тем, кто неравнодушен к истории Черногорска. Бросить клич, к примеру, собрать по 10-20 рублей. Для каждого это маленькая сумма, но если всем миром – хватит выкупить здание и провести экспертизу, которая даст заключение, что с ним делать дальше. Думаю, найдутся и меценаты, которые помогут восстановить Дворец пионеров и передать его в обновленном виде детям. Чтобы у них был настоящий дворец, который будет украшать город еще многие десятилетия.

Город… А что город? Строится! На любом свободном пятачке разворачиваются стройплощадки. При этом застройщики, стремясь воткнуть многоэтажные жилые свечки поближе к центру, преимущественно там, где уже проложены коммуникации, не берут во внимание то, что в степном городе, соседствующем с угольными разрезами, жизненно необходимы зеленые зоны. Наоборот! Деревья, мешающие планам застройщиков, зачастую вырубаются. Жители начинают бить тревогу постфактум, ведь чтобы срубить дерево, растущее десятки лет, достаточно нескольких минут. И все рапортуют о новых тысячах квадратных метров жилья. Кто бы спорил, это здорово. Если город строится, значит, он развивается. Но вот когда строится преимущественно с учетом интересов бизнеса… А застройщики торопятся, ведь территория Черногорска не резиновая. И не успей они сегодня получить разрешение на строительство в центре, завтра придется осваивать окраины. И значит, дополнительно тратиться на подведение инженерных коммуникаций, прокладку новых дорог. Так что участки земли под ветшающими зданиями могут вызывать вполне оправданный интерес.

О том, как видят решение проблемы с Дворцом пионеров власти города, читайте в следующем материале.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора. «ЧР» №101 от 24 декабря 2015 г.

alt
alt
alt
Дворец сегодня. Даже в таком виде он привлекает внимание элементами архитектурного стиля, для которого было характерно сочетание монументальности и элементов украшательства: центральных башенок, портиков, барельефов, колонн, государственной символики и т.д.

alt
Дворец пионеров в конце 50-х годов прошлого века. Напротив ставили городскую елку.
Фото из архива музея/p

Новости по теме: