Специалисты «ХакТЭК» - об ОДН, счётчиках, корректировке

Дата публикации: 12.04.2016 - 04:42
Автор:
Просмотров - 2041

alt

й «Прямой линии» с читателями, сегодня отвечают зам. главного бухгалтера по расчётам с населением Алла Васильевна Бабина, главный экономист предприятия Александр Васильевич Баулин, начальник юридического отдела Ольга Олеговна Снежинская, помощник директора Вера Николаевна Куракулова.

- Звоним с Космонавтов, 51. Нам третий месяц предъявляют очень большие суммы ОДН. Адресовали вопросы управляющей компании – нас сводили в подвал, показали, что утечек горячей воды нет. Показания снимаем, вроде, дружно, передаём. Есть недисциплинированные жильцы, но их немного.

- В вашем доме установлен общедомовой прибор учёта. Из 60 квартир в 51 есть индивидуальные приборы учёта горячей воды, тем же, у кого нет счётчиков, начисляют плату по средним значениям. Системно, в срок передают показания жильцы всего 41 квартиры.

Задолженность есть у владельцев пяти квартир, и достаточно большая. Некоторые не платят с осени прошлого года.

Большинство из нас уже более-менее свыклось с необходимостью уплаты ОДН по электроэнергии. Но напомним, что постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» определяет, что плата за ОДН должна вноситься не только по электроэнергии, но и по холодной и горячей воде.

Этими Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом помещении (квартире) и отдельно – услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества, то есть коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Начисление ОДН производится исходя из соотношения площади квартиры к общей площади всех жилых и нежилых помещений. К примеру, площадь дома по Космонавтов, 51 – 2722 м 90 см. Показания общедомового счётчика, за минусом нежилых помещений, 373,19. Передано показаний по лицевым счетам на 146 кубов. Разница между первой и второй цифрой – 227,1 куба. Этот объём и распределяется на каждую квартиру, в зависимости от её площади.

По сути, выходит, что самых рачительных наказывают их соседи. Кто-то установил приборы учёта, чтобы экономить, а кто-то льёт воду, не задумываясь, и соседи оплачивают лишние траты.

Для расчёта платы в отношении квартир, где установлены приборы учёта, используется реально потреблённый объём коммунальной услуги, а для необорудованных – норматив потребления, утверждённый органами власти субъектов РФ.

- Из-за чего ещё, кроме соседей, у которых нет индивидуальных счётчиков, может расти ОДН?

- Это и те несколько вёдер, что всё же расходуются на уборку подъездов, полив газонов и цветников. Это вода, затраченная на промывку общедомовой системы отопления, выполняемую при подготовке дома к отопительному сезону. Это и видимые утечки в подвалах дома или в квартирах, которые при этом не имеют приборов учёта, а их жильцы из-за нерационального расходования и неисправности сантехники тратят воду сверх норматива. Это, в том числе, и незаконные подключения, когда от вашего дома «питается» водой киоск, а то и не один. А ещё общий счётчик активно «тикает», когда, к примеру, жильцы квартир на первых этажах, не установившие приборов учёта, регулярно моют машину из поливочного шланга, вытянутого из квартиры.

Ещё одна «чёрная дыра» для пропавшей воды – это лукавство владельцев квартир, которые передают заниженные показания приборов учёта. Израсходовал 12 кубов воды, а записал в квитанцию 8. А ведь общедомовой счётчик уже посчитал недостающие 4 кубометра воды. Ресурсоснабжающая организация будет вынуждена распределить их на соседей в составе платы за ОДН. Или собственники, ссылаясь на занятость или небольшой расходы воды, просто редко передают показания приборов: не раз в месяц, а сразу за три месяца. Между тем, расходы за эти три месяца учитываются в расходе всего дома в составе платы за ОДН. Вместе с тем, проводим объёмную работу по борьбе с такими нарушителями: выборочно проверяем показания индивидуальных приборов учёта у потребителей, наши контролёры совместно с представителями УК проверяют факты несанкционированных сливов, утечек и т.д.

И всё же большая часть воды, которая в итоге оплачивается как ОДН, «прячется» в неучтённом расходе.

- Н.Ю., пр. Космонавтов, 19: - Что могут предпринять жильцы дома для того, чтобы сократить ОДН?

Первое. Вовремя, раз в месяц, в один день, до 25 числа, передавать показания приборов учёта всех квартир дома. Это можно сделать традиционным способом, вписав показания в квитанцию, либо сообщив показания по телефону в бухгалтерию предприятия, либо разрешить избранному представителю совета дома собирать и передавать показания, обращаясь к жильцам лично, либо забирать, в виде записок, из специального ящика для показаний. Можно передать показания и по интернету. Для этого зайдите на сайт haktek.ru, создайте личный кабинет.

Второе. Отрегулировать сантехнику в квартире. Даже чуть капающий кран приводит к чувствительным потерям.

Третье. Требовать от управляющей компании (УК) или обслуживающей организации привести в порядок подвалы, исключить все утечки и протечки в трубах, выявить врезки во внутридомовые трубы и безучётное потребление воды, объём которой ложиться на ОДН. Ведь все мы оплачиваем эту работу управляющих и обслуживающих организаций в составе платежа за «содержание общего имущества» в доме! Значит, с их стороны необходима постоянная кропотливая работа по содержанию внутридомовых систем в полном порядке.

Четвёртое. Вычислять «нехорошие» квартиры, которые, возможно, сдаются в аренду, и в которых не установлены приборы учёта. Требовать проведения этой работы от УК, сообщать о фактах незаконного проживания (без регистрации), добиться от УК составления актов о количестве фактически проживающих и потребляющих в квартирах воду, а также самим принять участие в этой работе, с привлечением представителей «ХакТЭК» и сотрудников полиции.

Пятое. Выбрать из числа собственников помещений совет многоквартирного дома, председателя этого совета, который будет контактировать с поставщиками коммунальных услуг по любым вопросам и контролировать работу, в том числе УК, направленную на снижение платы за ОДН.

А.С., пр. Космонавтов: - В ЖЭКе сказали, что их метролог, совместно с вашим метрологом, снимает показания счётчика и передаёт вам. Вы по этим цифрам насчитываете плату? Хотелось бы, чтобы показания в квитанции были указаны.

– Представители «ХакТЭК» показания счётчиков не снимают, это делает обслуживающая компания. Дело в том, что счетчик, который учитывает расходы по теплопотреблению, принципиально отличается от того, который считает потребление, к примеру, холодной воды. Поэтому нет возможности говорить о начальных и конечных показаниях – приборы технически устроены по-разному. Обслуживающая компания передаёт параметры счётчиков в экономический отдел нашего предприятия, специалисты делают расчёты и передают их в бухгалтерскую службу абонентского отдела, где и производится непосредственное начисление платежей. В том числе и общедомовых потерь – разницы между потреблённым и учтённым количеством горячей воды.

Таким образом, собственники нанимают обслуживающую организацию, чтобы её представители отслеживали, контролировали правильность работы прибора учёта, передавали показания.

- Как же всё это проверить, если у жильцов возникают вопросы?

- Это можно делать старшему по дому. Пусть обращается в экономический отдел, запрашивает расчёты. Эта информация доступная, открытая, мы не делаем из неё секрета.

В. Бочарова, пр. Космонавтов,1: - Как происходит корректировка платы за отопление, и какая роль управляющей компании при этом?

- Управляющая компания на перерасчёт не влияет никак. Что же касается сути вопроса, отметим, что расчёт за услуги отопления производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила), действие которых продлено Постановлением Правительства РФ № 1380 от 17.12.2014. Эти Правила в части расчётов размера платы за услуги отопления сохраняют порядок равномерных расчётов за отопление (по 1/12). Правилами предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учёта размер платы за отопление один раз в год подлежит корректировке.

Корректировка (разовое начисление) – это разница между фактическим объёмом потребления, взятым по общедомовому прибору учёта за год, и суммами начислений по нормативам также за весь год. Корректировка с плюсом (доначисление) производится - когда факт больше нормативного потребления. Корректировка с минусом (снимаем начисления) – когда факт меньше нормативного потребления. Бывают ситуации, когда ожидаемая корректировка не делается в связи с отсутствием необходимых сведений из-за выхода из строя (поломки) общедомового прибора учёта. Корректировка делается только при наличии сведений прибора, который регистрирует суточные показания теплоносителя за весь год.

При расчётах по общедомовому прибору учёта важно понимать, что граждане рассчитываются за то количество ресурса (теплоэнергии), которое они фактически потребили в доме. Больше, чем объёмы, фиксируемые общедомовым теплосчетчиком, ООО «ХакТЭК» к оплате не предъявляет.

Узел учёта считает тепло, но не экономит его. Для получения экономии необходимо проводить мероприятия для энергосбережения и повышения энергоэффективности. К примеру, устанавливать распределители тепла, утеплять подвалы, подъезды и чердаки, промывать систему отопления и трубную систему теплообменных аппаратов и т.д. Все эти мероприятия можно и нужно проводить совместно со своими управляющими компаниями.

Если вы утеплили окна и дверь в квартире, не держите их постоянно открытыми, если и вы, и ваши соседи рачительно относитесь к поступающему в дом теплу, его общее потребление в доме упадёт. Если вы установили в квартире регуляторы и убавляете по мере надобности тепло в радиаторах, оно тоже снижается. И это отражается на общедомовом счётчике.

Почему-то многие считают, что, установив общедомовые счётчики тепла, они автоматически должны платить меньше. Как показывает опыт, это не совсем так. В двухэтажных домах, где очень высокие нормативы, со счётчиком люди действительно платят меньше. В многоэтажках расклад другой.

Главная причина перерасхода тепла - субъективный фактор, то есть сами жильцы. Например, норматив рассчитан исходя из 20 градусов, а в квартирах - от 23 до 26 градусов, а то и больше. Если отрегулировать нормативные 20 градусов, то экономия будет, но горожане не привыкли жить в таком режиме!

Другая причина - несанкционированное увеличение поверхности нагрева батарей, теплые полы, переделка балконов в жилые комнаты. Всё это влияет на теплоснабжение дома.

Во всем нужно наводить порядок. Ведь экономит не счётчик, а хорошее обслуживание дома. С ответственным подходом к работе счётчик, безусловно, поможет уменьшить плату. К этому и надо стремиться, так как установка счётчиков - необходимость и обязанность по закону.

Если бы исполнители коммунальных услуг – управляющие компании, ТСЖ или ЖСК, более ответственно подходили к выполнению своих обязанностей – своевременно регулировали температуру подачи тепловой энергии в дома в зависимости от погоды, принимали все необходимые меры по уменьшению теплопотерь инженерного оборудования, тогда и вопросов по плате за отопление было бы в разы меньше.

С.К., ул. Г.Тихонова, 17: - Когда на улице тепло, в квартире жара, до 27 – 28 градусов. Параметры не снижаются специально, чтобы побольше собрать платежей?

- На сегодняшний день температура сетевой воды в теплосети регулируется согласно температурному графику, с учётом температуры наружного воздуха. Теплосеть регулируется изначально с теплоузла – с нашей котельной. На сайте нашего предприятия в режиме реального времени есть параметры всех теплоносителей – любой котельной – Южной, Центральной. Там указаны параметры наружного воздуха и температура тепловой сети – сколько «за бортом» и какова при этом должна быть температура в теплоносителе (другими словами: соответствие теплоносителя температурному графику, в зависимости от температуры наружного воздуха).

В энергетике всё расписано до буквы. Есть правила, согласно которым регулирование тепловой сети производится два раза в сутки, в 6 утра – при минимальной и в 6 вечера – при максимальной температурах. Но мы регулируем температуру подачи каждый час. Существуют нормативы, согласно которым при наружной температуре воздуха от 0 до -6 температура теплоносителя для подачи в город должна составлять 70 градусов. Начинает холодать – кривая графика пошла вверх, температуру теплоносителя повышаем. К примеру, если на улице -40, мы должны дать 110 градусов. Отклонения допускаются не более чем на 3 процента, нас контролирует жилищная инспекция. Индивидуально в многоквартирных жилых домах должно производиться шайбирование, что позволит регулировать подачу тепловой энергии в жилой дом. Эту работу должны проводить работники обслуживающих и управляющих компаний, причём своевременно!

- Екатерина Б., ул. Советская, 81: - Температура в квартире опускается до 13-14 градусов. Когда обращаюсь с претензией в обслуживающую компанию, они говорят, что «ХакТЭК» не выдаёт необходимые параметры.

- На самом деле «ХакТЭК» отвечает за выработку тепловой энергии и поставку её потребителю до ввода в дом. Всеми остальными процессами занимается УК

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. (Окончание следует) «ЧР» №27 от 12 апреля 2016 г.

Новости по теме: