ШИРОТА И СМЕЛОСТЬ ГЕНИЯ ЛУИ ПАСТЕРА

Дата публикации: 09.07.2012 - 07:52
Автор:
Просмотров - 1124

(Приложение «На прививку становись!», май 2012 г.)

Большинство открытий, на которых базируются современные знания, в частности, в области биологии, были сделаны на рубеже 18-19 веков рядом великих ученых, которым достались крест и честь стать основателями целых научных направлений.

Луи Пастер наряду с Эдвардом Дженнером по праву считается основателем вакцинологии, однако создание вакцин было лишь венцом его карьеры.

Луи Пастер родился 27 декабря в маленьком городе Доль округа Жюра, во Франции, в семье кожевника Жана-Жозефа Пастера.

Идеи Пастера стали предпосылкой для других, не менее грандиозных открытий. Британский хирург Листер настолько вдохновился теорией великого французского ученого об инфекциях, разносимых по воздуху спорами, что стал систематически стерилизовать свои инструменты, что привело к резкому падению числа случаев послеоперационных инфекций.

Венцом научной карьеры Пастера следует признать разработку инфекционной природы заболеваний и создание вакцин для защиты от них. Но это не произошло в одночасье.

К 1875 году уже было известно, что такие инфекции как холера, дифтерия, скарлатина и сифилис как-то связаны с микробами, однако с тем, чтобы считать микробы именно причиной этих болезней, медицинское сообщество согласно не было. Чтобы проиллюстрировать размах проблемы, достаточно упомянуть, что во время одной из вспышек только в одном из роддомов Парижа от родительной горячки погибло 64 женщины и 347 пострадало. Даже после закрытия роддома на карантин и перевода пациентов в другой госпиталь женщины продолжали умирать. Изучая этот случай, Пастер убедился, что инфекцию разносили врачи - инструментами, бинтами, руками.

Победа над сибирской язвой и куриной холерой

Следующей практической проблемой, которую Пастер поставил перед собой, была сибирская язва. К моменту, когда на нее обратил внимание Пастер, немецкий микробиолог Роберт Кох (известный также по выделению микобактерии туберкулеза, названной его именем) и французский ученый Давэн выделили сибиреязвенную бациллу. Но до конца понятно еще не было - она ли, либо что-то еще вызывает само заболевание. Пастер доказал это элегантным экспериментом со 100-кратным переносом материала из одного засеянного бациллой бульона в другой - первый и последний бульоны, не содержавший ничего из изначального материала, были одинаково заразны.

Пастер думал о профилактике инфекций, и следующим шагом в этой череде стали его работы по куриной холере, в которых неоценимую помощь сослужила удача. Выделив чистую культуру возбудителя, Пастер проверил ее - после введения птицы погибали в течение 48 часов. Он ненадолго прервал свою работу, оставив эту культуру на полке своего рабочего стола в лаборатории.

К огорчению его ученика Шарля Шамберлена (иммунолога, изобретателя особого метода фильтрации и одного из разработчиков автоклава), который попытался инфицировать птиц этой культурой один месяц спустя, она не срабатывала. Они подготовили новый материал и ввели тем же птицам. На этот раз огорчение сменилось удивлением, поскольку ни одна из птиц, которым ранее ввели «выдохшуюся» и теперь свежую культуру бактерий, так и не заболела. Узнавший об этом случае Пастер догадался, что он почти в точности повторяет работы Эдварда Дженнера и его древних предшественников с натуральной оспой, когда ослабленные ее возбудители не вызывали болезни, но защищали от нее. Проверив свою догадку опытами с намеренным ослаблением бактерий, он убедился в том, что выращивание культур при неблагоприятных условиях создавало их ослабленный вариант, введение которого гарантированно защищало кур от холеры. Воистину, удача улыбается только ее заслужившим!

После того, как за 10 лет было привито 3,5 миллиона овец и полмиллиона голов крупного рогатого скота, денежная экономия страны от изобретенного группой Пастера метода профилактики сибирской язвы (7 миллионов франков) была сопоставима с размером репараций, которая Франция должна была выплатить в 1800 году после поражения от Пруссии.

Победа над бешенством

Последней и самой известной победой Пастера стала его работа по вакцинации против бешенства - инфекции, не поддававшейся в то время никакому контролю и навевавшей поистине животный ужас.

Главным помощником Пастера в этой работе, начатой в 1881 г., стал его сподвижник и близкий друг, химик и микробиолог Эмиль Ру.

На первом этапе Пастер и Ру научились воспроизводить бешенство. Опыты по введению слюны больных животных здоровым животным не привели к стабильным результатам, что натолкнуло исследователей на мысль о том, что максимальная концентрация вируса должна быть в нервной системе больных животных.

На следующем этапе ученым предстояло получить препарат, который бы именно защищал от болезни. В этой части работы они ослабляли свойства вируса путем высушивания препаратов спинного мозга на воздухе в течение 12 дней в особой склянке, придуманной доктором Ру. Подопытным собакам вводили этот препарат, затем несколько раз вводили более заразные образцы, из материала, подвергавшегося высушиванию в течение меньшего времени. В конце собакам в головной мозг вводилась неослабленная вытяжка, но к тому времени они уже были невосприимчивы к инфекции.

Казалось бы, можно было праздновать победу, но Пастер боялся неудачи и, к тому же, ему никак не удавалось выделить возбудителя инфекции, что неудивительно, поскольку бешенство вызывает вирус, а в то время приборов для работы со столь малыми микроорганизмами попросту не существовало.

Первые испытания на людях не дали почвы для выводов - первый пациент получил всего одну инъекцию и исчез, а вторым пациентом была девочка, у которой инфекция зашла уже слишком далеко, и она погибла. Здесь надо оговориться - бешенство и по нынешний день остается неизлечимой болезнью.

В момент наивысших сомнений Пастеру опять помог случай. 6 июля 1885 года в его лабораторию привели 9-летнего мальчика Жозефа Мейстера. Он был настолько искусан, что никто, включая его мать, не верил в выздоровление. Метод Пастера был последней соломинкой. История получила широкую огласку, и вакцинация Жозефа проходила при собрании публики и прессы. К счастью, мальчик полностью выздоровел, что принесло Пастеру поистине мировую славу и в его лабораторию потянулись пострадавшие от бешеных животных не только из Франции, но изо всей Европы и даже из России.

Кстати, с благополучным выздоровлением история про Жозефа Мейстера и Пастера не закончилась. Благодарный Жозеф проработал всю жизнь в качестве хранителя при Институте и покончил жизнь самоубийством, когда не смог остановить оккупировавших в 1940г. Париж фашистов, вскрывших склеп Пастера, находящийся в этом здании.

На средства, собранные от пожертвований, а также на правительственные гранты, 4 июня 1887г. был основан Институт Пастера в Париже, метод профилактики бешенства получил широкое распространение, и пастеровские антирабические станции стали появляться во всем мире. В России такие станции были открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Львове.

Первая прививка в Российской империи была сделана прогрессивной императрице Екатерине II и её сыну Павлу в 1768 году. В память об этом событии, а больше для рекламы оспопрививания, по указанию Сената от 14 мая 1772 года была отчеканена мемориальная медаль. На лицевой стороне её — изображение Екатерины II, а на оборотной — храма Эскулапа, перед которым лежит поверженный дракон. На переднем плане представлена во весь рост вышедшая из храма с детьми императрица, показывающая России рубцы от привития оспы на правой руке; слева от неё — наследник Павел. Над всей этой композицией дуговая надпись: «Собою показала пример», под обрезом, внизу — «октября 12 дня 1768».

Согласно очень авторитетной «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона», выпущенной на рубеже 19 и 20 веков, до введения обязательных прививок, при эпидемии оспы 1823-25 годов в европейской части Российской империи вымерло больше четверти населения, а среди детей до 4 лет смертность составляла более 40%. Для борьбы с этим бедствием были введены очень жесткие законы – за нарушение карантинных правил двенадцатью статьями Уголовного уложения Российской империи, отделения «О нарушении уставов карантинных» предусматривалось наказание в виде «лишения всех прав состояния и смертной казни», а при смягчающих обстоятельствах – каторга или ссылка в Сибирь на долгие годы.

При подготовке использованы материалы http://www.labexplorer.com/louis_pasteur.htm, а также ряд других источников.

Новости по теме: