С карты деньги утекли

Дата публикации: 10.02.2016 - 09:12
Автор:
Просмотров - 662

alt

Иной раз наше отношение к новинкам похоже на качели - именно так можно выразить мнения по внедрению в повседневную жизнь банковских карт и возможностей, с ними связанных:

- Ух ты, новая система появилась, здорово!

- Какая же она сложная. Ужасно.

- Зато удобная, и время экономит!

- Мошенники деньги сняли, кошмар!

ЧИТАЕМ РЕЦЕПТ, КОГДА ЛЕКАРСТВО НЕ ПОМОГЛО

Вся беда в том, что иной раз мы относимся к использованию новых возможностей без достаточного почтения. Положа руку на сердце, ответьте сами себе – многие ли перед применением - будь то новая техника, заключение договоров об оказании услуг - внимательно читают все инструкции и рекомендации? Думаю, что ответ будет отрицательным. Как правило, в рекомендации по применению мы уже вчитываемся, когда произошёл какой-то сбой. Точно так происходит и в отношении применения банковских карт.

Безусловно, введение этой новинки изрядно облегчило жизнь. Теперь не выходя из дома при наличии интернета на компьютере или в телефоне, можно произвести огромное количество операций – оплатить услуги ЖКХ и вернуть взятые в долг деньги, самому субсидировать приятеля или совершить покупку в магазине. Одна беда - невнимательное чтение рекомендаций специалистов нередко оборачивается серьезными материальными потерями.

А СЧЁТ-ТО ПУСТОЙ!

Сколько раз сотрудники полиции Черногорска принимали от граждан заявления, связанные с внезапным и тайным исчезновением с банковской карты внушительных сумм. Причем, сценарий во всех случаях весьма похож.

Вот характерная история. В дежурную часть полиции пришла женщина, которая рассказала о том, что с карты пропали 60 тысяч рублей.

В ходе расследования сотрудники выяснили, что хозяйке карты пришло смс-сообщение: «Ваша карта заблокирована» и совет, мол, позвоните для уточнения по такому-то телефону. Взволнованная владелица карты тут же связалась с неведомым абонентом и выполнила все его рекомендации: сообщила реквизиты карты, в том числе и пин-код. То есть сделала то, что ни в коем случае совершать нельзя.

Как итог – со счета пропала большая сумма денег, перспективы найти обидчика и вернуть исчезнувшую сумму крайне туманны. Ведь номер зарегистрирован в Самарской области, данные о владельце отсутствуют. Это у нас ещё сложно купить симку без паспорта, а на западе страны такое сплошь и рядом. Найти же мошенника крайне сложно, если не невозможно.

При этом, если бы обманутая горожанка внимательно почитала советы по обращению с картой, то она бы знала: никогда и ни в каком случае нельзя сообщать пин-код.

Вообще по телефону не стоит давать никаких сведений. А если поступил странный звонок, информирующий о блокировке, то сразу же стоит позвонить в колл-центр. Телефон указан на карте. Либо обратиться напрямую в местное отделение банка и попросить заблокировать её.

Другой сценарий мошенничества с виртуальными счетами связан с потерей денег при покупке в интернет-магазинах. Здесь вариантов потерять средства несколько больше, но и они могут быть приведены к нескольким сценариям.

Классическая история произошла с жительницей города в минувшем сентябре.

Женщина листала сообщения на популярном сайте «Авито» - это ресурс, на котором публикуются частные объявления и предложения компаний. Вещь, в принципе, удобная, но опять же, использовать её возможности надо с осторожностью.

Итак, некий продавец предлагал купить новый компьютер всего за 20 тысяч рублей. Всего-то нужно перевести деньги на указанный счет и ждать прибытия техники в центр доставки. Обрадовавшись столь выгодному предложению - все же компьютер за 20 тысяч это очень дёшево - клиентка перевела деньги, а после часами набирала номер телефона продавца, который вдруг стал недоступен.

Полицейские установили, что банковская карта получателя зарегистрирована в Рязанской области. Возбудили уголовное дело. И в очередной раз посоветовали, во-первых, не особо доверять продавцам из других регионов страны, а, во-вторых, никогда не совершать предоплату.

СОВЕТЫ ПОСТОЯННОГО ПОКУПАТЕЛЯ

Конечно, рекомендации полиции имеют смысл, однако постоянные пользователи интернет-магазинов говорят, что и предоплата не страшна, если имеешь дело с проверенной площадкой по продажам.

Николай – покупатель в сетевых торговых точках со стажем, уже много лет пользуется возможностями интернет-магазинов.

- Лет семь-восемь я точно покупаю многие нужные мне вещи в интернете, - говорит мужчина, - и тьфу-тьфу-тьфу, сбоев или проблем не было. Вообще, такие покупки очень удобны. Во-первых, по цене, в сетевом маркете стоимость всегда ниже, чем в стационарном. И это понятно, ведь в виртуальной среде нет платы за аренду помещения, складских комплексов, средств на зарплату продавцам и других расходов, которые влияют на ценообразование. Во-вторых, ассортимент, как правило, тоже больше. К примеру, в сети я часто покупаю детскую одежду, и скажу, что тысячи за две вполне можно найти отличный зимний костюм. Бытовую химию, косметику, посуду также проще найти в сети.

- А как быть со схемой оплаты? В полиции говорят, что только по факту получения, но многие сетевые магазины требуют предоплату.

- Судя по моему опыту, обязательную предоплату требуют, как правило, ненадежные магазины. Поэтому с такими я не связываюсь. В серьезных маркетах возможны оба варианта, на выбор клиента, как предоплата, так и после. Если, скажем, я покупаю книги на «Лабиринте», то мне удобнее заранее перечислить деньги, а потом только забрать в пункте выдачи свою посылку. Если ресурс мне менее известен, и я там впервые что-то покупаю, то плачу деньги после поступления товара.

- В обычном магазине выдают кассовый чек, по которому затем, если техника неисправна, одежда с дефектами и так далее, можно потребовать возврата денег. А как обстоит дело с интернет-покупками?

- Да точно так же. Заключая договор, магазин присылает мне на электронную почту копию, где указаны реквизиты продавца, его адрес и прочие данные. Если есть сомнения, то всегда, опять же через интернет, можно проверить информацию. Во-вторых, идет описание покупки, ответственность сторон. Нередко в пакет доставки интернет-магазин вкладывает конверт с уже заполненными данными для отправки обратно - это на тот случай, если вещь не подошла по размеру, причем, возврат вещи производится за счет магазина.

- Вообще, на что нужно в первую очередь обратить внимание, выбирая интернет-магазин?

- На репутацию. Посмотрите отзывы в интернете, причем, не на сайте этого магазина, а на других ресурсах. Сегодня много площадок, где происходят такие обсуждения. Например, форум «Шопоголика» (shophelp.ru). Да сейчас практически в каждом городе есть свои форумы, страницы в соцсетях, где обсуждают такие темы, так что лучше немного потратить время, почитать отзывы, быть может, уточнить какие-то вопросы у опытных людей.

Я лично в маленьких магазинах ничего не беру, не хочу рисковать, пользуюсь уже зарекомендовавшими себя на рынке надежными площадками. Может тут чуть дороже выходит, но зато опасность риска минимальна.

Что ещё могу сказать – внимательно посмотрите сайт магазина. «Однодневку» сразу видно – бедный контент, написанные под копирку отзывы, сногсшибательные цены. Если на сайте вы видите только один товар, то можно сразу уходить отсюда – кидалово. Если цена в разы ниже, чем на других площадках, – то же самое: закрыть и забыть. Потому как, если даже вам и пришлют заказанную вещь, то это будет всё равно не то, что вы ждали. Например, сковородка от «Тефаль» превратится в непонятное изделие из непонятного материала неизвестной фирмы и опасного назначения. А оно вам надо?

Кстати, также смотрите и на продавцов на «Алиэкспрессе». Там по каждому товару, как правило, несколько предложений. Так вот, если вдруг цена резко отличается, то я бы не советовал доверять такому продавцу. Например, я брал два года назад на «Али» у проверенного продавца лазер мощностью 100 мв рублей за 800. Но на том же «Али» огромное количество объявлений, вроде: «Самый мощнай лазир 100500килават, дальнасть 136 млн км» и всего за 300 рублей.

Словом, смотрите рейтинг продавца, чем выше – тем надежнее. Читайте отзывы, не стесняйтесь консультироваться у других пользователей. Если возникли сомнения в чем-то, лучше отказаться от покупки. Выбирая технику, сначала посмотрите характеристики, сравните с другими моделями, уясните себе какие-то основные параметры. Скажем, при покупки машины ты узнаешь, что у «Волги» не может быть 32646541 лошадиных сил, и если пишут так - значит, обманывают.

- Иначе говоря, собираясь купить через интернет велосипед, ты станешь чуть ли не профессиональным менеджером по продажам, знатоком всех особенностей: втулок, цепей, болтов, резьбы и так далее?

- Да, в какой-то степени решая совершить покупку, ты становишься экспертом в данной области, теряешь время, но выигрываешь по деньгам. Если такой вариант тебя не устраивает, то иди в обычный магазин, там возможность купить некачественный товар, стать жертвой мошенника минимальна.

В ПОМОЩЬ ПОКУПАТЕЛЮ

Имеет смысл посетить сетевые ресурсы, занятые сбором жалоб клиентов на недобросовестных продавцов. Например:

- «Сердитый гражданин» angrycitizen.ru

- «Главный форум потребителей России» ozpp.ru

- «Авто.ру» - auto.ru

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» № 10 от 11 февраля 2016 г.

Иллюстрация - profifinans.ru

Новости по теме: