Разрез «Черногорский» - блестящие перспективы

Дата публикации: 12.12.2013 - 06:41
Автор:
Просмотров - 1273

alt

Когда летом разрез «Черногорский» объявил о старте своеобразного эксперимента – сделать водителями 130-тонных БелАЗов женщин, в городе было немало разговоров. Одни ахали, как же слабые создания справятся с многотонной махиной, другие скептически усмехались, мол, ну какие из них водители, третьи ж, задумчиво говорили, а может, что хорошее и выйдет. Кандидатки тем временем осаждали автошколу, стремясь попасть в число потенциальных работников угольного предприятия. Не по слухам знаю, что непрошедшие по конкурсу  были серьезно расстроены.

И вот уже два с лишним месяца почти четыре женских экипажа трудятся на разрезе. «Почти» потому, что в одном экипаж сборный: трое женщин и мужчина.

- Эксперимент оказался очень удачным, - говорит директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко. - Женщины справляются с заданными темпами и объемами, и некоторые, несмотря на малый стаж, имеют выработку наравне с мужчинами. Надо сказать, что странным это выглядит только у нас, мы просто привыкли, что на самосвалах работают мужчины. Между тем, я немало бывал на зарубежных угледобывающих предприятиях, и могу заявить – там везде очень много женщин, они трудятся водителями грузовых машин, машинистами погрузчиков и экскаваторов. Их отличают особая дисциплинированность, ответственность и аккуратность, то есть именно то, что и нужно для хорошей работы.

 

По карьеру бодро катит 130-тонник. Наш сопровождающий, заместитель начальника участка открытых горных работ Александр Кравец, спокойно отмечает:

- Кстати, за рулем машины как раз одна из наших новых водительниц.

Конечно, возникло желание поближе познакомиться с этой удивительной женщиной. Все же, что ни говори, а на самом деле, несколько необычно звучит – водительница БелАЗа. Есть разница, управлять легковушкой или здоровенной техникой.

Из кабины по лестнице бодро спускается миниатюрная брюнетка, веселые глаза, несколько смущенная улыбка.

- Раньше я водила «четверку», работала в такси, - рассказывает Виктория Тарадаева. - Но давно мечтала работать на грузовике, однако не было возможности. А тут появился такой вариант, и я сразу же пошла. Друзья меня поддерживали. В принципе, машина очень хорошая, неприхотливая в эксплуатации, редко ломается, бывает с колесами проблемы. У нас очень хороший механик, который следит за машиной, помогает нам, если что-то не так. Вообще, коллектив хороший, не обижают нас здесь.

- Но для многих кажется нереальным, чтобы женщина могла так работать полную смену, в любую погоду, как же вы справляетесь? – спрашиваю у Виктории. 

- Не скажу, что тут так уж тяжело, - улыбается в ответ она. - Водителем такси было гораздо сложнее работать. И опаснее, и тяжелее, мы там вообще чуть ли не сутками вкалывали, без выходных и отпусков, и по деньгам существенно меньше выходило. Тут, конечно, устаешь, но ты не чувствуешь себя в одиночестве, ты в коллективе и знаешь, что он придет на помощь. Заболеешь – будет оплаченный больничный, положенный отпуск, льготы, а это очень важно. В такси такого не было. У меня многие подруги очень хотят пойти водителем БелАЗа, некоторые даже завидуют.

- А как удается выдерживать конкуренцию с мужчинами? Все же здесь, порой, и силу приложить надо.

- Мы стараемся не упасть в грязь лицом, просто ответственно работаем. Но пока еще не очень опытные, поэтому перестраховываемся порой. В туман, гололед особо осторожно ездим. Страшно все же бывает, машина большая, высота приличная. А так, к нам очень хорошо относятся, идут навстречу, помогают.

- Вообще мы довольны, что такие водители появились у нас, - поддерживает разговор Александр Кравец. - Надо сказать, они и мужчин дисциплинируют. Условия, конечно, непростые, но стараемся обеспечить всем необходимым. Тот же стационарный санитарный пункт сделали, работают бригады механиков и слесарей, устраняют неполадки на автосамосвалах.

 

Сейчас на разрезе трудятся пятнадцать водителей-женщин, однако в недалеком будущем на предприятии ожидают пополнение. Уже объявлен прием новой группы для обучения. Планируется создать еще три женских экипажа. Пока на 130-тонных самосвалах, но в дальнейшем, вполне возможно, слабому полу покорятся и 220-тонники. 

- Для эффективной работы разреза в непростых экономических условиях мы предпринимаем различные шаги, - говорит Геннадий Шаповаленко, - начиная от совершенствования технологических процессов и модернизации оборудования, заканчивая мотивацией работников. У нас практикуется сдельная оплата труда, что является стимулом для трудящихся. Есть еще и моральная мотивация. Ежемесячно подводим итоги работы, определяем передовиков. Порядка пяти лет идет конкурс профмастерства,  победители получают ценные подарки – телевизоры, холодильники, машины. В этом году конкурс вышел на уровень всей Сибирской угольной энергетической компании, и могу с гордостью сказать, что у нас есть явные претенденты на победу. Экипажи экскаватора РС-1250 и ЭШ 11/70  Виктора Гулякина. Он уже получил одну машину, теперь есть  шансы на еще одну.

Про Виктора Гулякина мы, и правда, писали не раз. Его экипаж - неоднократный победитель различных конкурсов профессионального мастерства, регулярно показывающий отличную работу. Как говорит Виктор Александрович, особого секрета хорошей работы нет, главное – слаженный, дружный, ответственный коллектив.

- Уже много лет мы работаем вместе, - уточняет старший экипажа, - самый молодой – лет семь в коллективе, остальные и вовсе по пятнадцать. Много через экипаж прошло парней, которые из помощников выросли до машинистов и получили свои машины. Был у меня помощником Ренат Мухамедчин, а теперь он сам старший машинист, сейчас на соседнем экскаваторе работает.

Одно из важнейших изменений, произошедших на разрезе в последнее десятилетие, это кардинальное изменение подхода к эксплуатации техники. Если в 90-х о плановых ремонтах могли только мечтать, то сейчас это непременное условие – строго в срок на профилактику. Как следствие, резкое сокращение внеплановых остановок из-за поломок.

Да и отношение самих рабочих к технике тоже  стало более бережным. К слову сказать, на такие перемены в том числе повлияло и то, что для машинистов создали более комфортные условия. Если человеку не нужно мерзнуть в течение смены, если у него есть возможность пообедать не в сухомятку, если летом не достают жара и пыль, то остается больше сил на аккуратное обращение с верной машиной. 

По-прежнему специалисты, инженеры, рабочие разреза ищут новые возможности для более эффективной, высокопроизводительной работы. И надо отметить, им это удается. На тех же шагающих экскаваторах ЭШ 10/70 изменили подход к проведению горных работ, попробовали изменить высоту формируемого уступа, увеличили ширину заходки с 40 метров до 60, как следствие – рост производительности.

- Для 220-тонных БелАЗов в карьере, в западной траншее сделали пункт подкачки колес, - уточняет начальник участка открытых горных работ Андрей Гончаров. – Теперь не нужно ехать пять-семь километров для того, чтобы накачать колеса. Таким образом, сокращается время холостых пробегов, экономятся горюче-смазочные материалы, время. Также укрепляем базу по обслуживанию самосвалов в карьере, чтобы им не нужно было ехать до боксов. Модернизируем систему организации труда. Вот-вот заработает стационарный санитарный пункт, со всеми удобствами.

Благодаря тому, что теперь пересменка происходит в карьере, простои техники практически исключены. Аналогичное положение и на экскаваторах. Удалось даже минимизировать обеденные перерывы. Пока машинист ест, за рычагами сидит помощник.

- Также мы сместили акцент на автовскрышу, как более дешевую по сравнению с железнодорожной, - продолжает Андрей Гончаров. - Такая экономия стала возможна благодаря тому, что на разрез поступили более мощные автосамосвалы в 130 и 220 тонн. В следующем году ждем поступление двух мощных экскаваторов, с объемом ковша в 23 кубометра, соответственно, производительность станет еще выше. Ну а 31 декабря участок железнодорожной вскрыши прекращает свою работу. Таким образом, останутся лишь бестранспортная и автовскрыша. Что, безусловно, положительно скажется на себестоимости продукции.

- Хочу сказать, что минувший год был годом коренного обновления оборудования, - подытоживает Геннадий Шаповаленко. – В строй ввели четыре 220-тонных БелАЗа, пришли мощные японские бульдозеры и грейдеры. И процесс продолжается. На днях ждем еще семь 220-тонников. На 2014 год есть в планах поставка принципиально новых, самых больших экскаваторов не только в Хакасии, но и в Красноярском крае, «Комацу» РС-4000, с емкостью ковша 23 кубометра. Уголь разреза перерабатывает обогатительная фабрика «СУЭК-Хакасия», где мы получаем уголь высокого, экспортного качества, который имеет широкий рынок сбыта. Сейчас компания реализует большущий проект по реконструкции железнодорожной станции Карасук, который позволит резко увеличить количество подаваемых вагонов, уменьшить время пользования ими, до конца года первый этап станции будет пущен. И, конечно, на этом модернизация оборудования, развитие разреза не будут остановлены. В следующем году нас ожидают серьезные перемены, которые, уверен, приведут к еще лучшим результатам.

 Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №148 от 12 декабря 2013 г.

Новости по теме: