Пусть ананас из-за «бугра», но картошка – наша!

Дата публикации: 30.10.2014 - 03:00
Автор:
Просмотров - 790

alt

21 октября Россельхознадзор ввел очередное ограничение на поставки некоторых видов продовольствия из стран Евросоюза, на этот раз запрет коснулся говяжьих субпродуктов, тримминга (мясная обрезь), мясокостной муки и говяжьего, свиного и птичьего жира. По мнению отечественных специалистов, качество зарубежной продукции не удовлетворяет требованиям безопасности, не единожды в перечисленных видах мясных субпродуктов обнаруживали опасные для здоровья вещества.

НУ ВСЕ, УМРЕМ БЕЗ ПАРМЕЗАНА

В принципе, временные запреты на ввоз того или иного вида продукции не удивляют, это весьма распространенная практика, призванная защитить граждан страны от недоброкачественных поставок.

Несколько изумило иное, - то, что на этот раз введенные ограничения не вызвали привычного ажиотажа в прессе, мол, ну все, теперь-то уж точно умрем от голода. Ведь вспомните, какие страшилки буквально заполонили ряд одиозных СМИ в августе минувшего года, когда 7 августа было официально объявлено о введении ответных санкций России в отношении ряда европейских государств, Австралии, Канады и США. Тогда ограничения коснулись довольно большого перечня экспортируемых в РФ продуктов: фруктов, овощей, мяса, рыбы, молока и молочной продукции и так далее.

Моментально начались разговоры о том, что, во-первых, полки магазинов опустеют, во-вторых, то, что на них все же останется, будет просто неподъемным по цене для среднего кошелька. В доказательство даже приводились фотографии скудных витрин и сумасшедшие ценники.

Однако достаточно было выйти в ближайшую торговую точку, как опасения развеивались – набор продуктов оставался прежним, да и цена не скакала, как температура у гриппозного больного. Ради справедливости отмечу, ряд продовольственных товаров в самом деле значительно поднялся в цене. К примеру, стоимость сыра моцарелла выросла на треть, и если прежде он стоил порядка полутора тысяч рублей за килограмм, то во второй декаде августа цена поднялась к двум тысячам.

А теперь скажите, многие ли из нас и раньше покупали на завтраки да ужины этот сыр? Точно так же, как пармезан или пресловутый хамон. Недаром в интернете сразу же пошла гулять шутка о том, что только благодаря санкциям многие россияне узнали, что существуют такие виды сыра и мясных продуктов. Признаться, повышение цен на них «задело» большинство точно так же, как объявление о росте цен на автомобили марки «Бентли» или «Майбах».

Словом, предсказанного паникерами ажиотажа не произошло. И хоть был закрыт путь польским яблокам и норвежской семге, овощные и рыбные отделы по-прежнему заполнены. С одной стороны, благодаря тому, что торговые сети тут же переключились на иных поставщиков, благо, стран в мире гораздо больше, чем входящих в ЕС, с другой, большую часть продукции производят все же внутри страны.

Кстати, характерно то, что когда беженцы из Украины приехали в Россию, их весьма поразило обилие именно местных продуктов, чего в незалежной давно уже нет. Понимаю, это звучит дико, но во время турпоездки в бывшей богатейшей и сельскохозяйственно развитой стране невозможно было найти местных кур – исключительно американские окорочка. Крайне сложно отыскать рыбу, хоть и Черное да Азовское моря под боком. Я уж не говорю о фруктово-овощных прилавках: картошка - турецкая, яблоки - азербайджанские, помидоры - абхазские…

Но хотя в России дела не столь печальны, все же подобные проблемы есть. Те, кто ездил отдыхать на Кавказ или на Азовское море, могли наблюдать подобную Украине картину – рынки заполнены отнюдь не местной продукцией, и это в регионах, где, как говорится, воткни палку в землю, она и зацветет. Правда, сейчас появилась надежда, что и в тех местах все же займутся возрождением сельского хозяйства. Ведь не все надеяться на зарубежных партнеров, которые, к слову сказать, весьма рады тому, что Европа столь неосмотрительно вынудила российское руководство отказаться от их продукции.

К примеру, когда осенью, отдыхая в Турции, мы подошли к фруктовой палатке, оживленный торговец долго и радостно объяснял, как они счастливы выйти на российский рынок, и тут же предупреждал, мол, покупайте быстрее персики, а то скоро в Турции их не увидите, все в Россию увезут!

Безусловно, когда есть запасные аэродромы, это хорошо, но все же лучше, если большая часть таких площадок располагалась бы в собственной стране, чтобы не было особой нужды зависеть от настроения зарубежных партнеров. Мало ли как завтра все может обернуться. Понятно, что промышленного выращивания в нашей стране апельсинов, бананов и прочих экзотических фруктов и овощей наладить не удастся, но не закупать картошку с морковкой, по мнению специалистов, вполне возможно.

УСЛОВИЙ НЕТ, А ОВОЩИ ЕСТЬ

Ведь посмотрите, значительная часть картофеля к нам поступает в том числе из Турции и из Израиля, - стран, где хоть погода и благоприятная, зато о почве такого сказать нельзя. И, тем не менее, их земледельцы находят возможность обеспечивать корнеплодами не только собственный рынок, а еще и другие страны. Секрет же заключается, с одной стороны, в интенсивном ведении сельскохозяйственных работ, с другой – в чрезвычайном трудолюбии местных земледельцев.

Тот, кто летал над территорией Турции или проезжал по стране, не мог не видеть, что, по нашим меркам, довольно большие площади попросту не пригодны для земледелия – почвы каменистые, воды нет, да еще и гористая местность. Но что сложно для нас, приемлемо для них. Небольшие участки земли, доступные для вспашки, используются на все сто процентов. Треугольники и трапеции, прямоугольники и квадраты засеяны разными культурами, в дело идет самый маленький клочок земли.

В Израиле и того хлеще. Признаться, я с трудом представляю себе, как они умудрились наладить промышленное производство картофеля, экспортируя его в разные страны мира. Ведь пригодной земли там кот наплакал! Только представьте, 60 процентов земель – пустыня, из остальных 40 процентов большая часть - каменистая почва холмов и горных районов. Воды крайне мало, осадки скудные, и при всем при том земледельцы снабжают и свою страну продуктами, и продают их в иные государства.

В России же, по данным статистики, лишь 13 процентов картофеля производится на сельхозпредприятиях, еще порядка 8-ми дают фермерские хозяйства, остальные же почти 80 процентов картошки вырастают на приусадебных участках!

Конечно, в последние годы можно с уверенностью говорить о том, что сельское хозяйство в нашей стране наконец-то начали возрождать. И на западе страны, и на востоке, и в Сибири появляются новые объединения, выходит на поля современная техника.

Минувшим летом мне довелось проехать на машине до Кемеровской области. И просто поразил подъем земледелия и скотоводства. Практически на всем продолжении пути от Хакасии, через Красноярский край до Кемеровской области по обочинам дороги вдаль тянулись распаханные и засеянные поля. На одних зрела пшеница, на других - овес, на третьих - гречиха, на четвертых-пятых - еще какие-то сельхозкультуры. На тех же участках, где посевов не было, собирали в стога сено.

Не единожды мы проезжали мимо современных коровников и свинарников (не сразу даже и догадаешься, что скрывается за воротами строений), отделанных ярким сайдингом. На технических площадках стояли десятки единиц новых, современных машин – комбайны, тракторы, погрузчики и какие-то неизвестные нам механизмы. А это значит, реляции глав регионов о подъеме в деревнях - не пустой звук, каждый может сам убедиться.

Да что говорить, свидетельством этому являются наши мясные прилавки. Еще несколько лет назад  в Хакасии было крайне сложно, если почти невозможно, купить баранину. Сейчас же практически в каждой мясной лавке можно легко приобрести приглянувшийся кусок мяса. И баранина не привозная, своя. Притом настолько высокого качества, что местные власти даже решили сделать ее одним из символов республики, выйдя на общероссийский рынок, а там, глядишь, и на мировой.

Словом, несмотря на уже введенные, и возможно ужесточаемые в будущем санкции полки наших магазинов пустыми не будут. Впрочем, это не означает, что не опустеют наши холодильники. Ведь стоимость продукции из-за рубежа отнюдь не копеечная.

ВСПОМНИТЬ ЗАБЫТОЕ

Но даже в этой ситуации, на мой взгляд, есть выход – это личное хозяйство. Ладно, корову или свиней сейчас держат редко. Это затратно, да и времени требует много. Но почему бы наряду с возрождением деревень не начать возобновление дачного хозяйствования?

Вспомните 90-е годы. Ведь когда перестали платить «живые» деньги, да и сами зарплаты упали, в стране начался настоящий дачно-огородный бум. Практически каждая семья имела по участку, а то и не по одному. И выращивали на них довольно большой объем овощей, фруктов, корнеплодов. И ведь неплохо получалось. Свидетельством тому до сих остаются огромные площади, некогда занятые под дачи.

Однако сегодня не просто большая, а подавляюще большая часть участков пустует. Пожалуй, из десяти наделов занят лишь один. Конечно, это зависит еще от района. Скажем, в Мохово сложно найти пустующий участок, на «Опытном» также возделывается почти вся земля. А вот в «Заливе» или КСК, или в «Связисте» - пустырей хоть отбавляй.

И почему бы не пустить туда новых хозяев? Которые, с одной стороны, вновь бы привели заброшенную землю в порядок, с другой, обеспечили бы себя качественной и дешевой продукцией, а то и пустили бы часть ее на продажу. Разве плохо? Да еще и здоровье свое бы поправили, ведь физическая работа на свежем воздухе, как говорится, то, что доктор прописал тем, кто неделями томится в офисах за компьютером. Но для реализации этого проекта все же нужна поддержка властей. А ее-то пока не хватает, несмотря на ежегодно выделяемые дачным обществам гранты.

Во-первых, необходимо на многих массивах заново проводить коммуникации – электричество и воду. Во-вторых, нужно помочь дачникам организовать общества с председателями, которые бы следили за порядком, своевременной оплатой и т.д. В-третьих, обеспечить охрану дач. Сегодня, к сожалению, большинство добровольных огородников ежегодно играет в вариант русской рулетки – украдут урожай или удастся собрать самому. Подобное сложно назвать стимулом к развитию.

Но ведь в свое время такие проблемы были решены, так почему бы не вернуться к несколько забытому старому, тем более что в обществе потребность в этом есть.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №106 от 28 октября 2014 г.

Новости по теме: