Пушистые пейзажи

Дата публикации: 04.12.2012 - 06:17
Автор:
Просмотров - 813

- Достаем ножницы, пинцеты, клей…

Услышав эти слова, поневоле начнешь сомневаться, туда ли ты попал, что происходит и вообще, почему на урок в художественной школе ребята должны приносить не кисти и карандаши, а клей с пинцетом. Но мальчишек и девчонок это не удивляет, ведь они пришли на урок декоративно-прикладного искусства.

Сегодня, как, впрочем, и на нескольких последующих уроках, им предстоит осваивать одну из техник шерстяной живописи или, как она еще называется, «фредпоинт». Принцип работы не так уж сложен: на изображение выкладываются крошеные слои шерсти, постепенно превращаясь в эдакий «пушистый пейзаж». Главное здесь уметь подбирать нужные цвета. Чтобы это сделать, необходимо не только настричь и «вживить» в полотно множество ворсинок, но и суметь смешать их таким образом, чтобы добиться нужного оттенка, ведь нити в картинках – аналог мазка в живописи. Да и выкладывать слои из ворсинок нужно аккуратно, чтобы не было видно просветов, иначе лучше вообще не браться.

После того, как Надежда Яблочкова, директор художественной школы №1, но для ребятишек в данный момент – просто любимый преподаватель, показывает и рассказывает, что и как им сегодня предстоит делать, подростки рассаживаются по своим местам.

Вскоре класс погружается в тишину, нарушаемую лишь стрекотанием ножниц, нарезающих эту самую шерсть в мелкую-мелкую крошку, которую ребята и будут наклеивать на свой рисунок.

- Такие лохмотья недопустимы, - слышится из дальнего угла кабинета голос учителя.

- Так не режется же ничего! – пытается протестовать кто-то.

- Потому что ножницы нормальные нужно брать, для ткани!

Школьники пыхтят, борясь с непослушными кусочками шерсти, мешают разные цвета, добиваясь нужного оттенка, стригут, подцепляют пинцетом, клеят, в конце концов. Тем, у кого пинцета не нашлось, приходится брать шерсть прямо пальцами, придавливать ее к поверхности листка, смазанного клеем, из-за чего, конечно же, руки вмиг становятся липкими. Мало приятного, но результат того стоит.

- Разобралась с березами?

- Да нужный цвет подобрать не могу, - отвечает ученица, тяжело вздохнув. Чего-чего, а этого делать точно не стоило – шерсть, покрошенная в мелкие ворсинки, тут же разлетается по сторонам. На столе снова пусто. Окружающие начинают потихоньку чесать носы и чихать.

Мало-помалу у самых расторопных проявляются первые «штрихи» - небо, зелень деревьев, вода. Но завершать свои работы, вставлять в рамку и накрывать стеклом ребята будут уже не сегодня, и даже не завтра – фредпоинт требует усидчивости и покоряется терпеливым.

И картину нарисую,

и скульптуру вылеплю

Уже после урока Надежда Александровна рассказывает о том, чем живет и дышит школа, какие по-настоящему талантливые ребятишки здесь обучаются (об этом можно было и не упоминать, все и так понятно по работам, украшающим коридоры), а еще как дружному коллективу педагогов удается развивать в своих учениках чувство прекрасного.

Современные дети начинают взрослеть очень рано, поэтому родители и стараются найти своему чаду занятие, развивающее моторику, навыки зрительной памяти, творческое мышление. А где как не в художественной школе все это можно охватить? Вот и приводят сюда детишек в совсем раннем возрасте, уже в 4-6 лет. Понятно, что заниматься наравне со старшими ребятами малыши не могут, поэтому уроки у них длятся всего 25-30 минут и один раз в неделю. Но в большинстве случаев художественную школу начинают посещать с семи лет и учатся в подготовительном классе три года. По сути, готовятся к основному образовательному процессу, поступлению в первый класс. Это происходит уже в возрасте 10-12 лет. Те, кто в этом возрасте приходит в первый раз, сдают приемные экзамены. Это своеобразный экзамен, где проверяют художественные способности ребенка. Как ни крути, а видеть пропорции предмета, его цвет, уметь перенести увиденное на лист будущий художник должен уметь.

- Сдавая экзамены по таким дисциплинам как рисунок и живопись, ребята рисуют натюрморт, - говорит Надежда Александровна. – Присутствует какой-то большой, главный предмет, находящийся в центре композиции, и мелкие, окружающие его объекты. По композиции дается свободная тема, например, «подводные фантазии» или «как я провел лето». Это задание направлено на то, чтобы узнать, как школьник мыслит.

Поступить, кстати, удается не всем. Бывает, ребенок к изобразительному искусству просто не расположен, а иногда не видит пропорций или не различает цвета. Но даже с такими учениками можно заниматься.

- Одно время нашу школу посещал мальчик, который не мог правильно определять те или иные цвета. Но мы с ним занимались графикой, где цвет не нужен. И он неплохо справлялся, - отмечает директор художественной школы.

Поначалу дети приходят заниматься просто потому, что им нравится изрисовывать листочки, тетрадки, обои, в конце концов. Масленая живопись, акварельная живопись, изучение сухих материалов – все новое загадочно, а потому особенно интересно. И у многих детский интерес перерастает не просто в любовь к этому занятию, а становится делом всей жизни. Неудивительно, что после окончания школы самые активные и заинтересованные поступают на отделения живописи, графики, дизайна. Часто это бывает довольно сложно. Например, в Сибирском федеральном университете на отделении архитектуры и дизайна было десять человек на место. Однако наши девчонки поступали, что, конечно, радовало преподавателей черногорской художественной школы. Да что там «радовало», это лучшая награда учителю за его труды!

На вопрос, как пригождаются полученные в художественной школе навыки тем, кто решил не заниматься искусством профессионально, Надежда Александровна отвечает четко:

- В любом случае все, чему ребята здесь научились, обязательно поможет в других сферах. Например, на медицинском факультете, когда приходится изучать анатомию, или на биологическом, где навыки изобразительного искусства - также неплохое подспорье.

Но для многих поступление еще впереди, а пока – учиться, учиться и еще раз учиться. Многие, к слову, уже в свои 14-15 лет создают замечательные произведения на уровне высших учебных заведений. Все это, конечно, с помощью преподавателей. Именно они учат ребят не только законам композиции, которые, безусловно, понадобятся при поступлении в вуз, но и фантазировать, подмечать мелочи, искать вдохновение.

- Атмосфера в художественной школе немного другая, нежели в обычной, - отмечает директор Надежда Яблочкова, - более теплая, дружеская. Это помогает ребятам чувствовать себя свободнее, учиться фантазировать на психологических тестированиях. В своих работах пытаются создать состояние напряжения, страха, радости, показать это при помощи геометрических фигур, цвета, выполняя на уроках абстрактные композиции.

Привить ребенку красоту – одно из важных направлений работы педагога. Поэтому иногда под руководством учителя ребята создают на уроках истории искусств целые проекты самого настоящего города мечты. Главный вопрос, на который ребенок должен ответить в своей работе, – каким я хочу видеть город? И уже потом – что в нем должно быть, какие деревья и цветы, какие здания и дороги. А может, все это будет необычной формы или странного цвета? Это юный художник решает сам. Побеждает, конечно, тот, у кого творческое воображение развито особо, чья работа без преувеличения удивляет своей нестандартностью.

Но создавать шедевры без вдохновения вряд ли получится. Есть оно – и произведение прекрасно. А если нет, то, как ни крутись, толку не будет. Также думает и Надежда Александровна:

- Бывает, смотришь на картину, и в душе рождаются восторг, радость, появляются теплые чувства. А есть произведения, которые могут разрушить внутреннее состояние человека, угнетать его. Иногда на картину хочется смотреть, иногда отвернуться. Это происходит потому, что чаще всего художник выплескивает свое «я», свое внутреннее состояние. Поэтому когда человек вдохновлен, он создает прекрасные работы, их приятно лицезреть другим людям. А черпать вдохновение можно отовсюду, даже когда просто идешь домой и подмечаешь синеву неба, яркость солнца, свежесть ветра.

В художественной школе учатся не только рисовать. В подготовительных классах дети любят лепить из пластилина, он цветной и хорошо поддается маленьким пальчикам. Ребята постарше занимаются декоративно-прикладным искусством, создают скатерти-столешники, скатерейки, салфетки. Изучают особенности росписи и резьбы по дереву, керамики. Все это успешно реализуется на базе школы. Не зря здесь будут открывать отделение, посвященное народному искусству. Так, в этом году школа выиграла грант на создание мини-музея «Русская изба», а также коллекции этнических костюмов «Русское узорочье».

Одним словом, художественная школа развивается, меняется в лучшую сторону, привлекает новых учеников. И если раньше в «художку», по мнению недалеких скептиков, ходили только «ботаники», то сейчас здесь можно встретить и бесшабашных оболтусов, и легкомысленных разгильдяев, и энергичных шалунов, которые порой повредничают-повредничают, а потом рррраз - и нечто замечательное создадут. Потому что талант за семью печатями легкомыслия не спрячешь, как ни пытайся.

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» № 141 от 1 декабря 2012 г.

Новости по теме: