Порепетируем?

Дата публикации: 19.12.2013 - 04:04
Автор:
Просмотров - 801

alt

Все ли согласны, что глубокие знания можно получить только за деньги?

В конце ноября в газете была опубликована реплика читателя («ЧР» №129 от 21.11.2013 г.), который возмущался, что репетиторы берут за услуги большие деньги. И задал несколько вопросов: «Получается, что подготовиться к поступлению в вуз могут только богатые, а что делать бедным и способным? И главное, почему с зарегистрированных предпринимателей налоги берут, а репетиторы остаются в тени?»

Мы пригласили читателей к обсуждению этой темы и получили отклики – позвонили все заинтересованные стороны – педагоги, родители, директора школ, мнения которых мы сегодня публикуем. По этическим соображениям имена участников диалога изменены.

Мнение первое: «Всему, чему могу научить, я учу на уроке»

Светлана Павловна много лет преподает в школе математику и, как говорится, не знает отбоя от желающих позаниматься дополнительно.

- Светлана Павловна, почему учителя-стажисты при хорошей нагрузке в школе (а это гарантированно высокий заработок) все же вынуждены заниматься репетиторством?

- О необходимости дополнительного заработка говорить сегодня вряд ли нужно. Да, было сложное время задержки зарплат, низких окладов, когда репетиторство помогало кормить семью. Сегодня ситуация иная. Кто-то (как правило, опытные педагоги-пенсионеры) берет учеников для дополнительного заработка. Те же, кто еще работает, могут получать достойную зарплату и в школе, но для этого там надо «жить» - иметь высшую категорию, участвовать во всевозможных конкурсах и так далее. Так что на дополнительные занятия времени и сил практически не остается. А репетиторство – совсем не отдых. Оно требует серьезной индивидуальной подготовки к каждому занятию. Это и большая ответственность, ведь родители ждут конкретного результата. Так что когда ребенок уходит с занятия – спина в мыле. А «картинка» педагога-репетитора, который сидит в кресле с чашечкой кофе, что-то там диктуя, не более чем миф.

- Но тем не менее вы продолжаете заниматься репетиторством.

- Одна из причин - просьбы друзей, знакомых и знакомых знакомых, которым невозможно отказать. Это, как говорится, дело святое.

- Сколько, если не секрет, стоит час вашей работы?

- Огромные заработки репетиторов тоже миф. Например, если ко мне приходит ребенок и я вижу, что он скромно одет и в стоптанных ботинках, никогда не «задеру» цену.

Но минимум – 100 рублей - беру принципиально. Я трачу свое время и ценю его. Ведь иногда день бывает расписан буквально по минутам.

- У кого-то в голове при озвучивании расценок сразу срабатывает калькулятор – за час столько-то, в сутках часов - столько-то, в месяце суток - столько-то… вот это заработок!

- Считать деньги в чужом кармане - дело неблагодарное. Тем более если в этой работе мало что понимаешь и не можешь оценить чужие трудозатраты.

Да и не слышала, чтобы кто-то из репетиторов в Черногорске заработал на «Лексус». И давайте посмотрим на проблему с другой стороны - почему родители нанимают репетиторов? У нас сейчас профильное образование. То есть государство сделало так, чтобы каждый ребенок из любого социального слоя мог поступить в вуз. Для этого не обязательно платить огромные деньги.

Профиль, если объяснить популярно, - это углубленное изучение определенных предметов, нужных для обучения по той или иной профессии.

Если ребенок захотел стать, например, экономистом, он должен выбрать для изучения предметы, связанные с этой специальностью, в первую очередь - математику. Она в профильном классе изучается по особой программе – на более высоком уровне, которая позволяет качественно подготовиться к единому госэкзамену.

- А ситуация с ЕГЭ до сих пор так страшна, как ее «малюют»?

- Да нет, конечно. Пообтерлись и попривыкли. Мои выпускники хорошо сдают ЕГЭ и поступают в вузы – никаких проблем. Это и Санкт-Петербург, и Москва, и Новосибирск, и Томск. Понимаете, насколько серьезный уровень? Скажу без преувеличения, что наши выпускники по рейтингу часто составляют конкуренцию столичным. Знания настолько высокие, что они могут проявить себя в разных областях.

- Это дети, которые занимались дополнительно, или те, кто получал знания на уроках?

- Те, кто прилежно учился в школе.

- И все же, репетиторство необходимо?

- Далеко не всегда. У нас родители как действуют? К примеру, решили, что модная специальность – экономист. И не важно, какие способности у ребенка, какие гены они сами же ему заложили. Это модно, это престижно, и на этой волне всеми правдами и неправдами стараются сына или дочку «запихать» на конкретный факультет вуза, несмотря на то, что у ребенка нет способностей заниматься предметом на таком уровне. Поэтому понятно, что они обращаются к репетитору.

- А в каких случаях дополнительные занятия все же нужны?

- Например, у меня дочери никак не давался русский язык. Поэтому она на репетиторство ходила с первого по одиннадцатый класс. Бывает, что ребенок долго болеет или перешел из школы, где есть отставание по предмету. Конечно я, да и любой другой учитель, всегда дополнительно могут объяснить непонятные моменты. Но и дети, и родители должны стараться сами. Но бывает, ребенок болеет, родители жалеют, не дают нагрузок. Кто-то по субботам регулярно спит, на уроки не ходит. В математике же все зависит одно от другого – там пропустил, там не понял, и все, системы нет. Но если звено в цепочке знаний порвано, это скажется в старших классах.

Есть и педагогически запущенные дети, но таких единицы. И опять, кем они запущены? Педагогами? Да нет, родителями. Темп жизни очень высокий. Мама и папа, порой, не знают, с кем дети на улице общаются. И уж совсем не думают о том, какие у детей способности и когда их надо начинать развивать. Хватаются в выпускных классах, начинают судорожно выбирать предметы для сдачи ЕГЭ. Куда поступать, не решили, поэтому «на всякий случай» (родители опять же!) выбирают 2-3 профиля, а ребенок элементарно «не тянет». К примеру, история - 8 часов в неделю, физика тоже 8 часов, математика - 11 часов. Представляете, за 11 часов математику изучить? Это до девятого класса должна быть ого-го какая база! А если не учились - не учились, и вдруг захотели поступить туда, где математика – основной предмет? Он очень сложный. И либо есть способности к математике, либо их нет. Так же как к русскому или английскому языкам. Но если в языке можно «вылезти» на интуиции, то в математике нужно знать формулы.

Так что в институт пихнуть - не главное. Полгода проучится ребенок и бросит. Зачем же затрачено столько усилий? Поэтому, прежде чем на вуз нацелиться, советую родителям выяснить способности и уровень знаний детей. И под способности уже подбирать факультеты, чтобы ребенок мог быть успешным в институте, чтобы мог его окончить.

- А дети охотно на репетиторство идут?

- Все зависит от мотивации. Если родители заинтересовали ребенка, он приходит и занимается. А бывает, что я занимаюсь, а он на часы посматривает. Тогда закрываю тетрадь и говорю: «Ребенок, ты свободен». Категорически против, чтобы дети у репетитора отбывали срок. Если ему это не надо, то мне тем более!

- Вы сказали, что готовы заниматься с учениками дополнительно, но в разумных пределах. А если занятий требуется много? Со своего класса берете детей на репетиторство?

- Не знаю, как другие, я – нет. Всему, чему могу научить, я учу на уроке. Пожалуйста – пользуйтесь! На уроке даю все, что нужно, начиная от элементарного, заканчивая заданием ЕГЭ С6.

Мнение второе: «Ребенку нужно помочь»

Ольга Р., родительница: «Репетитора по английскому языку наняла дочери два месяца назад. Сейчас жалею, что не сделала этого раньше. Дело в том, что наша преподавательница долгое время болела, и предмет не велся, хотя в расписании стоял. Поэтому от школьной программы отстали. А с этого года занятия начались, но вижу, дочке совсем не интересен английский – не понимает ничего. В то время, когда другие дети с репетиторами уже занимались, родители сразу поняли, что без этого не обойтись. Сегодня мы здорово подтянулись – хватило двух занятий в неделю, по субботам и воскресеньям. По цене вполне вытягиваем – 1200 рублей. Конечно, нам есть куда потратить эти деньги, но будущее дочери важнее. Думаю, еще немного позанимаемся, и она сама вполне сможет хорошо по предмету учиться.»

Мнение ТРЕТЬЕ: «НАЛОГИ, КОНЕЧНО, НАДО ПЛАТИТЬ»

Директор школы Валентина Владимировна:

- На уроке в общеобразовательной школе присутствуют дети очень разные по темпераменту. Поинтересуйтесь у любого участкового педиатра, сколько к нему на прием приходит гиперактивных малышей? Таких детей (не активных, а гиперактивных) сейчас очень много. И такой ученик может сосредоточиться только в момент, когда учитель работает именно с ним.

Теперь давайте подсчитаем, сколько времени педагог физически может уделить ребенку - делим продолжительность урока на 20 - 25 человек. Получается, максимум - по две минуты! Что делает гиперактивный ученик остальное время урока? Все, что угодно, но не учится. А ведь в классе есть и дети, которым нужно повторять тему по несколько раз. Школьная программа рассчитана на «золотую» середину. Что же делать ребятам, которые в нее не входят? Конечно, в этом случае родителям нужно подумать о дополнительных занятиях.

Не вижу в репетиторстве ничего плохого. И не все из педагогов дорого берут за свои услуги, потому что, во-первых, уровень педагогов разный, во-вторых, кто-то просто подтягивает учеников по предметам, а кто-то готовит старшеклассников для поступления в вузы.

Единственное правило - никаких дополнительных занятий за деньги со своими учениками. Это как кодекс.

Ну, а что касается суперзаработков... Может кто-то из заслуженных педагогов и кладет себя на алтарь репетиторства, но таких единицы. И конечно, согласна с мнением читателя, что педагог, как и любой другой гражданин России, должен платить налоги. Закон один для всех.

Подготовила Марина ИЛЬИНА, «ЧР» №151 от 19 декабря 2013 г.

Новости по теме: