Почему "кобры" не светят по ночам

Дата публикации: 25.12.2012 - 05:15
Автор:
Просмотров - 943

Когда едешь поздним вечером из залитого огнями Абакана, становится не по себе из-за того, что дорога на Черногорск резко погружается во тьму, да и город наш освещён лишь слегка, кое-где. В частном секторе вообще чёрт ногу сломит, или как ещё люди говорят – темно, хоть глаз коли.

На днях с улицы Инициативная звонила Г.И. Овсянникова: «Как же так? Новую подстанцию в нашем районе поставили, сети заменили и даже «кобры» на столбах смонтировали. Но они не горят! Раньше хоть пара лампочек на улице путь обозначала, а теперь совсем ничего. А у нас ведь тротуара нет, ходим по дороге, да ещё в темноте». За ответом мы отправились в «Хакасэнерго» – там будто услышали наших читателей и собрали журналистов как раз по поводу проблем с уличным освещением. На вопросы отвечал С.И.Толстихин, зам. директора – главный инженер филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

Сразу поясним, почему так разительно отличается ситуация с освещением в Абакане, почему он весь горит-сияет, как новогодняя ёлка. Во-первых, потому что город богаче (столица, как-никак). Во-вторых, здесь исторически так сложилось, что МП «Абаканские электрические сети» - это муниципальное предприятие, в обязанности которого входит в том числе забота об уличном освещении, об обслуживании довольно хлопотного хозяйства. Деньги на это выделяются из городского бюджета.

В Черногорске всё не так. В начале 2000-х электросети, включая уличное освещение, были куплены АО «Хакасэнерго». И если Абакан спокойно перечисляет средства за обслуживание приборов, которые освещают улицы, муниципальному предприятию (для этого есть все основания), то представители черногорской власти рассуждают так: купили сети? Обеспечьте их обслуживание. Мол, вкладывать деньги в имущество коммерческой фирмы город не имеет права. При этом рассчитываться за электроэнергию администрация не отказывается.

Энергетики пояснили: раньше плата за освещение улиц была включена в тариф, и многие привыкли к тому, что свет на улицах просто должен быть, потому что должен быть всегда! А с недавних пор эту составляющую из тарифа исключили. После чего начались споры, конфликты, а в случае с Черногорском – судебные заседания.

Представители «Хакасэнерго» пытаются объяснить ситуацию «на пальцах». Мол, что значит – вкладывать деньги в чужое имущество? И предлагают рассмотреть аналогичную ситуацию, но с другими действующими лицами. Допустим, в городе пришла пора ремонтировать дороги. Власть объявляет конкурс на проведение ремонта, его выигрывает какая-то коммерческая организация и оказывает услугу по ремонту, за которую рассчитывается городской бюджет. Сергей Иванович подчеркнул: обеспечение уличного освещения – это именно услуга. Наши, однако, с этим не согласны и пытаются доказать, что город не может выделять средства на ремонт и обслуживание имущества, которое находится в собственности коммерческой фирмы.

А фирма, между тем, взяла за правило при реконструкции электросетей или при строительстве новых так называемый пятый кабель (который для уличного освещения) отдельно тянуть. Подчёркивая тем самым, где ваше, а где – наше. Законы на этот счёт, как это часто бывает, имеют обтекаемые формулировки. Одна сторона их читает, усматривая свою правоту, другая видит свою правду. Есть уже решения судов, но осталась последняя инстанция, в которой их можно опротестовать, окончательный вердикт не за горами. Получается – у нас станет светлее, как только закончится судебный спор.

Как эту дилемму решили в других городах и весях Хакасии? Выяснилось, что примерно пятая часть населённых пунктов республики заключила договоры с «Хакасэнерго» на обслуживание приборов и платят-таки за это из муниципальных бюджетов.

А сегодня, пока происходит сыр-бор вокруг названной проблемы, уличные светильники в Черногорске обслуживает «Хакасэнерго» - из внутренних резервов, чтоб не держать город в полной мгле. Фонари на центральных улицах горят, на пресс-конференции даже назвали их количество. При покупке сетей было около 1700 светильников, из них работоспособными оказались около 900. Сейчас в городе приблизительно 1300 светильников, плюс смонтировано несколько сотен новых – на недавно построенных сетях. О затратах на обслуживание конкретно этого хозяйства и идёт спор. Чем быстрее он закончится, тем лучше для всех. Тёмный город – город криминальный, к тому же, без преувеличения, опасный для жизни. Приведу лишь один, но весьма показательный пример: в начале декабря в тёмное время суток на ул. Тельмана был сбит 37-летний мужчина, который на момент ДТП сидел прямо на проезжей части. В условиях отсутствия освещения водитель автомобиля не заметил человека на дороге и наехал на него. В итоге у пострадавшего – травмы головы и тела. К слову, по поводу аналогичных происшествий ГИБДД бомбардирует предписаниями и «Хакасэнерго», и администрацию города. В ответах те поясняют каждый свою позицию, ссылаются на неоконченный судебный процесс.

На пресс-конференции наша газета, кстати, подняла и вопрос о дискриминации жильцов частного сектора перед теми, кто живёт на центральных улицах. Если центр более-менее освещён, то частникам предлагают включать уличные лампы, присоединив их к личным счётчикам. Предложение многие черногорцы сочли непристойным, улочки-проулочки погрузились во тьму. Будет ли здесь когда-нибудь свет, о котором позаботится город? «Будет, - говорят энергетики, - когда появится договор с администрацией». - «Будет, - говорят и представители городской власти, - только не везде и сразу».

Между тем на пресс-конференции были обсуждены и близкие к уличному освещению проблемы. К примеру, зашла речь о светодиодных лампах, которые на сегодняшний день считаются наиболее экономичными. Они раз в восемь дороже, чем обычные, но довольно быстро окупают себя и, как утверждают энергетики, дают хороший эффект по экономии затрат на обслуживание. Подтверждает это практика использования таких светильников в посёлке Черёмушки. Хорошую экономию обеспечивают и светильники, срабатывающие на движение. Устанавливают также лампы, которые благодаря автоматическому устройству гаснут, как только утро растворяет темноту. Это к тому было сказано, чтобы экономичные технологии быстрее входили в жизнь и позволяли экономить средства… хотя бы и на очередные проекты по освещению.

Марина Кремлякова, № 151 от 22 декабря 2012 г.

Новости по теме: