Платный приём – это не вне очереди. Это на других условиях

Дата публикации: 12.02.2013 - 04:58
Автор:
Просмотров - 891

alt

Платить за медицинские услуги совсем не хочется. Но, прижатые обстоятельствами, мы иногда делаем это – чтобы быстрее пройти УЗИ, легче попасть к узкому специалисту, да мало ли ещё какие причины бывают! И только мы с вами привыкли к определённым правилам в отношении этих услуг, как появились новые, утверждённые новым постановлением, вступившим в силу с января 2013-го. В чём их суть – об этом мы попросили рассказать заместителя министра здравоохранения РХ М.Г.Мальгина.

- Михаил Григорьевич, что нового на фронте платной медицины, что нужно знать, если собираешься оплатить какую-либо услугу, скажем, в поликлинике?

- В первую очередь давайте поясним, что нововведения продиктованы статьёй 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». При этом бесплатной помощи меньше не стало. Но эти же услуги могут предоставлять платно. На иных условиях, отличающихся от программы госгарантий. К слову, программа государственных гарантий принята в Хакасии в 2012-м на три года, в ней утверждены виды, объемы бесплатной медицинской помощи и определены условия предоставления платных услуг.

- Какие же они, эти условия?

- Платные услуги могут предоставляться либо в специально выделенное время (возможно, в нерабочее), либо в отдельно выделенных помещениях, либо на условиях анонимности.

- Выходит, «бесплатные» и «платные» пациенты теперь не будут ссориться в очередях, разбираясь, кто важнее и главнее, так?

- Да, эти потоки предполагается развести. То есть платный приём не должен пересекаться с бесплатным. Платный приём - это не вне очереди. Это на других условиях. Кроме того, если человеку предлагают оплатить услугу, его должны ознакомить с информацией о том, на каких условиях он эту же услугу может получить бесплатно. Кроме того, законодательством оговорено, что за плату можно получить немедицинские (сервисные) условия и услуги, которые не предусмотрены в программе госгарантий. Имеется в виду, к примеру, уход с помощью персональной сиделки, отдельная палата в больнице, индивидуальное меню, транспортные услуги по доставке пациентов (если нет на то медицинских показаний).

- То есть у касс должны быть размещены стенды с исчерпывающей информацией на заданную тему?

- Совершенно верно. Всё должно быть изложено так, чтобы не оставалось вопросов.

- Если следовать букве закона, все поликлиники и больницы теперь имеют право предлагать платные услуги. Так?

- Да, все государственные медицинские учреждения с начала 2013-го года имеют на это право, закон не предусматривает получения специальных разрешений. Их нужно было получать раньше. А теперь, если есть лицензия на медицинскую деятельность, автоматически есть и право на предоставление платных услуг. Руководители учреждений могут самостоятельно утверждать прейскуранты, приказом министерства утверждена единая методика расчётов.

- То есть цены везде могут быть разными?

- Да. Но есть важная оговорка. Выделено одиннадцать обязательных и необходимых услуг, которые касаются прохождения различных медосмотров и освидетельствований. Имеются в виду медосмотры при поступлении на работу, получении водительских прав, свидетельств на оружие, для поступления в учебные заведения и т.д. Так вот на эти услуги мы установили верхнюю границу цены (690 рублей), ниже которой учреждения могут устанавливать цену, выше – нет. Кстати, средства от платных услуг будут направляться на развитие больниц, поликлиник и на выплату стимулирующих надбавок докторам.

- Коль зашла речь об оплате труда, поясните, как прижилась в больницах и поликлиниках новая система начисления зарплаты. В разных городах это происходит по-разному, где-то и сломанные копья в разные стороны летят из-за непонимания, а то и недовольства.

- Переход на новую систему оплаты труда все склонны понимать как обязательное её повышение. Но это не так. Суть нововведения в том, что зарплата теперь состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Стимулирующие выплаты начисляются за достижение определённых результатов – за превышение планового задания по приёму, за качество услуг, которое находится под бдительным оком представителей страховых компаний, за соответствие оказанной помощи специально разработанным стандартам, за вовремя проведённые профилактические мероприятия (вакцинации, флюорографические обследования горожан, за которых кто-то из докторов отвечает, и т.д.). То есть надо постараться, надо заработать, а не просто получить.

- В итоге какой цифрой исчисляется сегодня средняя зарплата в здравоохранении Хакасии?

- За 2012-й год она составила 18300 рублей.

Марина КРЕМЛЯКОВА, №16 от 12 февраля 2013 г.

Новости по теме: