Первый раз - в первый класс.. и в пятый, и в десятый

Дата публикации: 26.08.2014 - 06:10
Автор:
Просмотров - 857

alt

Совсем скоро школьные коридоры наполнятся звонкими голосами мальчишек и девчонок - 1 сентября кто-то впервые шагнет в необъятную страну знаний, а кто-то тоже впервые откроет двери во второй, в пятый, в выпускной классы...

Каждый учебный год несет в себе изюминку - новые предметы, новых друзей, новый взгляд на мир - дети взрослеют. А вместе с ними переживают, радуются и «растут» родители. Но наряду с переменами многие вопросы школьной жизни остаются неизменными, кочуя из года в год, из века в век: как помочь малышам преодолеть стресс начала учебного года; сколько стоит ученик для родительского кошелька; что лучше - единая форма или свободный костюм; как решить проблемы отношений с педагогами и сверстниками? Эти и другие вопросы журналисты «ЧР» подняли сегодня с помощью родителей и педагогов в рубрике «Актуальная тема». 

alt

Школьная мода

«Подвинься, клетка!» - сказала

полоска

До недавнего времени я думала, что мода - абстрактное понятие, суть которого хорошо понимают разве что девушки, не обремененные мужем и детьми. Они же этой моды и придерживаются. Ан нет, оказывается, модными хотят быть не только барышни, но и… школьники. «Какое там! - воскликнут некоторые. - Ведь нынче все обязаны садиться за парты только в школьной форме!». Тут не поспоришь, форма нужна и важна, но это не значит, что она должна быть скучной и старомодной.

Об этом прекрасно знают в производственно-коммерческой фирме «Мода», что находится в Доме быта. В прошлом году предприятие приняло участие в республиканской выставке школьной формы, получило хорошие отзывы. А значит, где как не здесь знают, что нужно современным школьникам?

- Большой спрос был и остается на сарафанчики для девочек, - рассказывает Надежда Волкова, заместитель директора «Моды». - Для мальчишек самые актуальные вещи - брючки, это само собой, и жилетка. Последняя удобна в носке, под нее можно и рубашку надеть, и водолазку. А вот  пиджаки сейчас особой популярностью не пользуются.

Не мудрено: так уж повелось, что пиджак - он для официальных событий, праздников. А значит, к школьным будням «пришить» его сложновато. Не особо часто заказывают вязаные вещи - свитера,  мужские безрукавки. И это несмотря на то, что вязка в последние годы - на пике популярности. Видимо, так думают только взрослые. А для подрастающего поколения это уже какой-то прошлый век и бабушкин стиль. 

Зато  современные школьницы полюбили галстуки. Еще два года назад от этой детали воротили нос, а сейчас наоборот, заказывают наряды с галстуком. И просят, чтобы он был не темного цвета, как пиджак, а ярким, например, красным. Яркий акцент, почему нет?

Другая «девчачья любовь» - корсет. С белой блузкой он смотрится современно и привлекает внимание. Правда, подойдет эта вещь только школьницам с хорошей фигуркой. А всем, чьи параметры не укладываются в непонятно откуда взявшиеся 90-60-90, лучше обратить внимание на расклешенные юбочки, они хорошо скрывают недостатки. Актуальные школьные цвета - черный, синий, бордовый. Клетку оттеснила полоска - она стройнит и хорошо смотрится как на жилетах, так и на свитерах.

Словом, модельеры радостно констатируют: детям форма нравится, потому что в ней они выглядят более взрослыми (признавайтесь, кто в детстве не мечтал поскорее вырасти, а?) - это раз. А два (чисто на мой взгляд) - не нужно по утрам соображать, что надеть, и в спешке перекапывать весь шкаф. Весомый плюс для тех, кого «вечером не уложишь, а утром не поднимешь».

 Анна ВЕЙТ

alt

Советуемся с психологом

Мамам первоклассников –

никаких автошкол!

Когда моя дочь отправилась в первый класс, я записалась на занятия в автошколу. И уже в первую неделю сентября поняла, что поступила весьма легкомысленно. Учиться вдвоём было нереально – ребёнок нуждался в поддержке, каких-то подсказках в выполнении заданий (к примеру, крючки-палочки не получались, всё валились набок), а мне по вечерам приходилось вгрызаться в теорию вождения. Выкарабкались, конечно, всё образовалось, но эти дни запомнились надолго. Чтобы кто-то не повторил моих ошибок и не наделал своих, мы попросили психолога школы №1 Е.Ю.Рассказову дать советы тем родителям, кто в эти дни готовится отправить ребёнка в первый класс.

- Ситуация, в самом деле, стрессовая. Маленький человек с красивым портфелем из розового детства попадает в серьёзный, незнакомый школьный мир. Если раньше он только и делал, что играл, то с приходом в школьный класс всё меняется, появляются обязанности, по-другому выстраивается режим дня. Легче в этой ситуации детям, которые посещали детские сады. Они знают, что такое занятия, имеют навыки общения в коллективе. А если ребёнок воспитывался дома, к тому же очень занятыми родителями, перепоручающими малыша дедушкам-бабушкам, дело осложняется. Чтобы, как вы выразились, всё образовалось, необходима мощная поддержка родителей. Учитель – он сделает всё от него зависящее, он вооружён новыми методиками, знает, как увлечь, сохранить внимание, как сделать обучение увлекательным, интересным процессом. Роль родителей в этот момент – запастись терпением и с теплотой, нежностью, любовью ободрять, заряжать позитивом вашего маленького ученика.

- Некоторые мамы и папы, мечтающие вырастить разносторонне развитого вундеркинда, сразу с первого сентября, как говорится, с низкого старта, отправляют чадо «в драмкружок, кружок по фото», а ещё петь, танцевать или заниматься спортом в какую-нибудь секцию.

- Это всё замечательно, но только отложите всё перечисленное на некоторое время. Ребёнку нужно привыкнуть к урокам, иметь возможность гулять, заниматься любимыми делами, отдыхать, без спешки выполнять задания. Если же вы его будете подгонять, выстроите непосильный график, когда учёба будет перемежаться с обязательными занятиями ещё где-то, недалеко до невроза. Когда будет «уже можно», поймёте сами. Каждый по-разному приспосабливается к школьным будням.

- Насколько мне известно, тестирование малышей перед приёмом в школу сейчас запрещено. А когда вы впервые его проводите?

- После того, как ребёнок принят в школу и родители написали заявление о том, что не возражают против тестирования, которое мы проводим, чтобы определить готовность ребят к школе.

- И о чём же говорят результаты ваших бесед?

- В этом году тестирование ещё только предстоит, а по результатам прошлогодних собеседований могу сказать, что готовыми к школе оказалась половина из всех первоклассников нашей школы.

- Вот те на! Что же нужно делать, чтобы ваши показатели улучшились?

- У многих ребят недостаточно знаний об окружающем мире. Они не владеют временными понятиями, не могут назвать времена года, не знают, что такое сутки. Не умеют классифицировать предметы (например, берёза, клён, ёлка – это деревья, а стул, шкаф – мебель). Некоторые могут считать механически, тогда как надо знать, что цифра обозначает какое-то количество, к примеру, игрушек или других предметов. Нужно знать геометрические формы. Замечательно развивают детей навыки мелкой моторики, то есть полезно что-то лепить из пластилина, рисовать карандашом (хороши раскраски, только не вооружайте малыша фломастером, пусть трудится именно с цветными карандашами в руках и старается не выходить за контуры).

Образное мышление, пространственное, цветовое восприятие развивают разрезные картинки, мозаики, пазлы.

- В последнее время нередко приходится слышать о гиперактивных детях. Есть такая проблема?

- К сожалению, да. Таким ребятам сложно сосредоточиться, они не в состоянии долго сидеть на одном месте, могут вставать посреди урока, говорить, что хочется. К ним, естественно, требуется особый подход, в том числе со стороны родителей. Но поверьте, хороших результатов добиться можно, если учитель, родители и психолог будут действовать сообща.

- Дайте три самых важных совета родителям первоклассников.

- Первый – прислушивайтесь к педагогу, не воспринимайте его слова в штыки. Второй – найдите время для общения и занятий с ребёнком. Никаких автошкол! Третий – запаситесь терпением. Постепенно всё получится, только пусть школьник сам выполняет всё, что положено, не делайте задания за него.

Елена ДЕНИСОВА,

Цены

Девчонок в школу

 собирать дороже?

Светлана Кузина – не из тех, кто откладывает дела в долгий ящик и копит их до той поры, когда совсем прижмёт. Поэтому сына в школу (в четвёртый класс) начала собирать уже давно, приобретая необходимое для учёбы постепенно. Говорит, что так финансовая нагрузка распределяется ровнее и не очень травмирует семейный бюджет.

Слава – мальчишка рослый, поэтому одежду ему подбирали в серьёзном абаканском магазине «Георг». Брюки (строгие, как диктует форма) обошлись в 1300 рублей, безрукавка – в 900. Пиджак покупать не стали. Как показала практика, он используется лишь на первое сентября, а после пылится в шкафу. Рубашку в красивом модном магазине купили лишь одну – за 600 рублей, потому что очень уж приглянулась. Ещё три штуки мама будущего четвероклассника приобрела в магазине, что работает в районе бывшей черногорской швейной фабрики. Говорит, что дёшево – всего по 350 рублей за штуку:

- Посмотрела, покрутила – качество очень даже приличное, изготовитель – подмосковная фирма. Посмотрим, как эти изделия сживутся с моим непоседой, который имеет  характер – на одном месте восемь дыр протрёт!

Если даже о рубашках тревога, что говорить об обуви?

- У парня уже 38-й размер ноги! Так получилось, что все покупки  для него выбрала в магазине «Адмирал». Отдел «ОТТО» заманил скидками, в итоге приличные туфли, в которых сын отправится на торжественную линейку в честь 1 сентября, приобрела за 700 рублей, осенние ботинки - за 1200. Деньги с собой были – купила и зимние боты за 1400 – и Славе, и мне понравились. Ещё на кроссовки пришлось раскошелиться – приобрели за 800 рублей.

Ранец в начале августа принёс… Славкин папа. Был на почте, увидел там мальчишескую такую, как он выразился, конкретную вещь, выложил за неё 1500 рублей. Как выяснилось позже, очень уж ему понравился  рисунок футболиста и эмблема чемпионата мира, который проходил в Бразилии.

- Выбор я одобрила, – говорит Светлана, - лишь бы пятёрками и четвёрками ранец в течение учебного года наполнялся! А насчёт почты удивилась. Сама там случайно весной недорогие семена петунии купила, которая показала себя лучше других и цветёт по сей день ярким жёлтым букетом. Выходит, не только конверты в почтовых отделениях штампуют, а всякие необходимые и неожиданные вещи продают.

За канцелярией мама с сыном ходили в магазин «Тема»:

- Это рядом с домом, к тому же там у нас скидка есть, и выбор приятный такой, можно покопаться, разным ярким штучкам порадоваться. В итоге набрали всякой всячины тысячи на полторы. В пакет нам сгрузили тетради разного калибра и папку для них, дневник, пенал, фломастеры, ручки, карандаши, альбомы… Может быть, что-то пропустила, много всего взяли «по мелочи».

Спрашиваю – ждёт ли сын «дня икс»?

Светлана смеётся:

- Привык отдыхать и, конечно же, хотел бы лето как-то удержать, схватив его за рубашку солнечного оранжевого цвета, замедлить ход времени. У нас так каждый год бывает. А стоит ему встретиться с друзьями – и всё идёт, как по маслу. Конечно же, и учитель настраивает на нужный лад. Да, и обязательно напишите, что большой плюс – в том, что учебники покупать не надо, дети пользуются ими бесплатно, а в конце года сдают для тех, кто переходит в следующий класс. Это довольно-таки существенная экономия для семейного бюджета. А моя тактика, позволяющая безболезненно подготовиться к школе, в том, что многое приобретаю постепенно, заранее. Иначе было бы очень трудно в один миг потратить примерно  11 тысяч рублей – именно во столько в итоге обошлись покупки к школе для сына. Девчонок собирать, наверное, ещё дороже!

Ирина САНИНА,

alt        

Мнения

И брючки

нужны,

и вежливость

- Качественные детские вещи находим с трудом. Много китайского, непроверенного, подозрительного, поэтому к обновкам для ребенка приходится относиться с особым вниманием. И неспроста. Знакомые  купили на рынке своему чаду зимнюю шапку. И через какое-то время у ребенка развилась жуткая аллергия. Теперь страшно что-либо на рынке брать.

 

 Любовь АСТАПЕНКО

 с внуком Вадимом:

- Нам в школу через четыре года, но к ценникам присматриваемся уже сейчас. Хоть и дороговато, но найти и купить что-то подходящее можно. Как? Где-то себя ужать, а ребенку взять. Где-то - на распродажу успеть. Их сейчас много везде проходит, в том числе и в больших хороших магазинах.

 

- Очень волнуют взаимоотношения детей в коллективе. Общество стало более жестким, что ли, и дети, не имея за плечами опыта взрослых, зачастую принижают или высмеивают тех, кто чем-то отличается от них. Здесь большую роль должны сыграть преподаватели, которые научат дружить, сочувствовать, быть терпимее друг к другу. Чтобы, в конце концов, из таких разных мальчишек и девчонок «сложился» дружный класс.

alt  

Есть проблема

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР АБСУРДА

О том, что далеко не все благополучно обстоит в современной школе, говорят  факты. Это и многочисленные сообщения в прессе о том, как ученики издеваются над учителями, иной раз не только словом, но и кулаком доказывают свою позицию. И не столь громко звучащие голоса учителей, которым лишь изредка дают возможность высказать свою позицию. И, в конце концов, тот факт, что на законодательном уровне озаботились необходимостью усилить защиту педагогов и внести соответствующие изменения в «Закон об образовании», согласно которому за издевательства, оскорбления учителя ученика могут исключить из школы.

Когда в 70-е годы в свет вышли первые книги Владислава Крапивина, многие были скандализованы тем, что писатель в своих повестях поднял проблему защиты ребенка от не всегда умных педагогов. В то время казалось немыслимым посягнуть на «священное звание учителя». Ведь он был вне критики. По умолчанию - учитель был всегда прав. Хотя большинство прекрасно  понимало ошибочность такого подхода, тем не менее, в своей массе им руководствовались и учителя, и родители.

Но прошли годы, и, похоже, пришло время для нового Крапивина, который бы поднял голос в защиту тех, кто учит детей. Сегодня, к сожалению, ситуация сложилась обратная - всегда, для всех по умолчанию, прав ребенок. Практически в любом конфликте общественность становится на сторону ученика, причем, не особо вдаваясь в суть проблемы. Так и звучат со всех сторон обвинения, мол, даже если ученик ударил педагога, то вина в этом не его, а учителя - не нашел подход к ребеночку, не учел его характер, и так далее. И при этом в голову не приходит, что такая установка не только не приносит пользы ребенку, а активно вредит ему.

Например, была такая история. В школе между учителем третьеклашки и мамой мальчика сложились отличные отношения, обе стороны были заинтересованы в том, чтобы ребенок хорошо учился, активно приобретал новые знания. Учитель не только занималась с ребенком на уроках, но и дополнительно помогала, дома же, в свою очередь, приготовление уроков, выполнение домашних заданий контролировала мама. И лишь единственная сторона в этом триумвирате была недовольна сложившимся положением - сам ученик.

В итоге ребенок решил рассорить взрослых, рассудив, что если они перестанут общаться, то и учиться можно будет не особо активно. Задумано - сделано. В один из дней сынок огорошил маму рассказом о том, как учительница ударила его по голове книгой! Конечно, скандал. Мама, стоявшая горой за ребенка, тут же отправилась в ГорОНО. Когда же начали разбираться, то выяснилось - ничего подобного не было. Родительница извинилась перед учителем, но, как не трудно догадаться, отношения уже перестали быть по-прежнему теплыми. А малыш - он добился своего, требования к нему снизились, и можно стало от души «пинать балду».

Но ведь если бы мама так бездумно не повела себя, то конфликта можно было избежать. И еще не известно, что скажет повзрослевший сынок, когда ему придется поступать в институт.

Причем эта история, довольна нехарактерная для нынешней школы, ведь изначально все же существовала полная согласованность между родительницей и педагогом. Чаще отношения испорчены с самого начала. Отчего-то многие мамы и папы считают, что главная их задача, при подготовке ребенка к школе - это выбрать подходящее учебное заведение, купить форму и канцелярские принадлежности, и все. Редко кто морально готовит свое чадо к школьной жизни, объясняя, что учителя надо слушать, уроки старательно готовить. Гораздо чаще приходится слышать от родителей, мол, учителям зарплату платят, вот пусть они и заставляют деток учиться, а их дело - сторона.

Довольно показательный случай произошел как-то в одной  из школ. Однажды к директору буквально ворвалась рассерженная бабушка первоклашки и с порога начала кричать о том, что учительница ее внучка какая-то непрекрытая садистка, которой доставляет удовольствие мучить и издеваться над детишками. Ведь это ж что удумала - у первоклашки в апреле требовать, чтоб он умел читать! Мало того: «На дом задания дает, а потом на уроке издевательски спрашивает - выполнил он или нет».

Согласитесь, история, словно из театра абсурда, но, увы, была она в реальности. На самом деле бабушка не понимала, почему это к концу первого класса ребенок должен уметь читать! И что для укрепления знаний даются на дом задания, которые надо выполнять.

Вообще, общаясь с учителями, узнаешь столько зарисовок из их повседневной жизни, связанных с совершенно ненормальной реакцией родителей на обучение ребенка, что просто в голове не укладывается.

Как, ну как взрослый человек может на полном серьезе считать, что оскорбление учителя - это ничего особенного?! Что желание педагога дать материал в полном объеме - это издевательство, и требовательность к выполнению «домашки» - садизм.

- Проблема взаимодействия детей и педагогов очень актуальная, - комментирует директор школы № 4 Ирина Буроякова, - и в самом деле можно говорить о распущенности детей, о том, что исчезла субординация. Ученик на самом деле может обматерить учителя, и порой просто не знаешь, как себя вести. Нередко бывает так, что грубость вообще была неизвестно чем вызвана, обыкновенный психоз у ребенка, а учитель просто попал под горячую руку. Да, между учителем и учеником должны быть теплые, дружеские отношения, но субординация также обязательно должна присутствовать, но ее-то зачастую и нет. И вина тут, я считаю, не детей. Дети - это лакмусовая бумажка родителей. Проблемные дети были всегда, но если раньше они понимали, что родители всегда стоят на стороне учителя и поэтому старались держать себя в рамках приличий, то теперь они видят поддержку со стороны мам и пап, и знают, что в случае конфликта те станут на сторону не педагога, а ребенка, соответственно, ученик чувствует безнаказанность и пользуется ею. Поэтому начинать надо с родителей, их надо воспитывать, ведь, высказывая такое отношение к учителям, они, в первую очередь, делают хуже своим детям.

Валентина СОСНОВСКАЯ

Коль не ел – какая сила?

Каша на завтрак, котлеты – на обед

Школьные столовые готовы к горячим будням

 

В течение нескольких предыдущих лет в школьных столовых произошли, не побоимся этого слова, революции, одна за другой. Помещения были капитально отремонтированы, оснащены новейшим оборудованием, которое позволяет готовить для детворы здоровую пищу, в том числе на пару. Готовы ли пищеблоки и их хозяева – повара, приступить к делу с первого сентября, с начала очередного учебного года, об этом мы расспросили главного специалиста городского управления образованием Елену Александровну Карачеву.

- Действительно, за последние пять лет была проведена огромная работа по реконструкции школьных столовых, к тому же для них закупили современное технологическое оборудование. Так что накануне предстоящего учебного года оставалось лишь провести косметические ремонты, что и было сделано.  Исключением стали пищеблоки МБОУ «Гимназия», где в летний период установлена новая вытяжная вентиляция на сумму 271453 рубля. Теперь наши школьные столовые соответствуют современным требованиям.

- Как будет организовано питание, сколько денег предстоит тратить родителям школяров, чтобы они в течение дня были сыты?

- Организация питания ребят  осуществляется на основании реализации  государственной программы  «Развитие образования в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы», подпрограммы «Школьное питание в Республике Хакасия» и муниципальной программы «Развитие образования в городе Черногорске (2012 - 2015 годы)», подпрограммы «Школьное питание в Черногорске». 

 Для ребят из младших классов, как и в прошлом году, будет обеспечено бесплатное горячее питание. Средства на это выделяют городской (7 руб. 20 коп. в день) и республиканский (5 руб.70 коп. в день) бюджеты. В целом получается 12 руб. 90 коп. – чуть меньше, чем в 2013 - 2014 учебном году. Также дети предшкольных классов и учащиеся 1 - 4 классов осенью и весной получают бесплатно молоко, как дополнительное питание.

Бесплатными завтраками родители младшеклассников не ограничиваются, оплачивают из собственных средств обеды, из расчета от 10 до 50 рублей в день. В итоге ребята имеют возможность два раза поесть горячее. Если учесть, что многие из них находятся в школах довольно долго, это вполне разумно.

Школьники среднего звена, как правило, организованно сдают деньги на обеды и полноценно питаются. Родители, которые беспокоятся о здоровье ребят, настаивают на этом. Первое и второе блюда обходятся в сумму примерно от 35 рублей.

Старшеклассники самостоятельно приобретают понравившиеся блюда из ассортимента столовых. Интересен опыт  гимназии. В рамках проекта «Модернизация образования»Â  школа  получила два аппаратно-программных комплекса, состоящих из платежного терминала и кассовой станции с сенсорным дисплеем и принтером чеков общей стоимостью  1 млн  рублей.  Оборудование установили в марте 2014-го, проинформировали ребят и их родителей о преимуществах новой системы питания учеников и вводе в эксплуатацию данного комплекса, который позволяет оплачивать питание через платежные терминалы.  Информация о работе школьной столовой, меню, о купленных ребенком блюдах и остатке денег на лицевом счете сообщается родителям по электронной почте, посредством SMS-сообщений, она доступна для родителей и на сайте в личных кабинетах учеников.

Учителям теперь не надо вести учет денег, принятых от родителей, за них это делает установленная система. Учитель и родитель (или законный представитель школьника) в любой момент могут проконтролировать состояние счетов в личном кабинете ребёнка или класса; высказать свои пожелания по корректировке школьного меню, получить полный отчёт о питании ребят. В свою очередь, сотрудники столовой могут равномерно распределить нагрузку на столовую, чтобы все ученики успели получить питание. Расчеты в школьной столовой организованы без использования наличных денег.

- Как представители школ выбирают поставщиков продуктов?

- Это происходит путём проведения аукционов, по результатам которых определяются предприниматели,  род деятельности которых - организация питания детей, причём каждая школа участвует в них отдельно. Замечу, что предприниматели, которые берутся оказывать названные услуги, обязаны предоставлять разнообразные продукты для формирования так называемого цикличного, то есть разнообразного меню. Этот документ составляется на период не менее двух недель, обязательно – с учётом сезонности и наличия основных необходимых для ребят веществ,  с соблюдением норм калорийности. Блюда разрабатывают, ориентируясь на две возрастные группы школьников (7-10 и 11-18 лет). Примерное меню разрабатывается индивидуальными предпринимателями, обеспечивающими питание в школах, утверждается Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Черногорску и согласовывается с руководителем общеобразовательного учреждения.

- Буфетная система, когда в любой момент можно что-то купить «для перекуса», сохраняется?

- Практически во всех школьных  столовых организована буфетная система обслуживания, которой пользуются в основном старшеклассники. При этом действуют определённые ограничения на ассортимент.Â В школах невозможно  купить продукты,  которые не соответствуют требованиям  СанПиН 2.4.5.2409-08. Это, к примеру, кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты), сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы, жареные во фритюре пищевые продукты и изделия, газированные напитки, жевательная резинка, карамель, в том числе леденцовая, и т.д. – список довольно объёмный.

 Марина КРЕМЛЯКОВА

«ЧР» № 88 от 26 августа 2014 г.

 

Новости по теме: