Паломник - от слова поклонник

Дата публикации: 23.07.2013 - 04:02
Автор:
Просмотров - 697

alt

Сегодня туризм настолько набирает обороты, что не побывать в отпуске на заграничном курорте становится вроде и неприлично. Но кто-то предпочитает жаркие страны с тамошними диковинками, кто-то - наши курорты с экскурсиями по водопадам, пещерам и святым местам. Как, например, поездка в Абхазию обязательно включает посещение Ново-Афонского монастыря. Развивается и паломничество – наши земляки расширяют географию путешествий к святыням. Но можно ли сравнивать туризм и паломничество?

Об этом наша беседа с Любовью Левилиной, прихожанкой храма Рождества Пресвятой Богородицы, которая побывала в Иерусалиме, в Дивеево и в Троице-Сергиевой лавре.

- Любовь Васильевна, вы домашний человек, прикипевший к семье и внукам. Никогда не стремились в дальние края, и вдруг такая география!

- К паломничеству каждый идет своим путем. Бывает, всю жизнь проживет человек в городке и никуда не выедет. Но коли время пришло где-то побывать, вы обязательно туда попадете. Если честно, три года назад не думала, что стану участником паломнической поездки, но дорога позвала. И в этом случае очень подходит выражение «Человек предполагает, а Бог располагает». Тогда все как-то само собой складывается, исчезают препятствия.

- Помню, какой окрыленной, энергичной вы вернулись. Так что же такое паломничество, что оно дает?

- Думаю, это всегда праздник. Душа радуется, соприкасаясь со святынями, обретает мир и покой. Хотя каждый ожидает своего. Для кого-то поездка – возможность больше узнать о святых местах, для кого-то главное – поклониться святыням, а кто-то ждет от поездки чуда исцеления души и тела, или же - ради исполнения данных Богу обетов. Например, я познакомилась с женщиной, заболевшей раком. Никакое лечение не помогало, врачи поставили на ней крест. И тогда она уговорила детей отправиться в Дивеево. В поезд ее занесли на руках, но после этой поездки выкарабкалась. Теперь каждый год в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского приезжает, чтобы поблагодарить. Набирается там душевных сил на год.

Сама я впервые задумалась о поездке после общения с побывавшими в святых местах. Поразило, что возвращаются паломники на небывалом эмоциональном подъеме и полны какой-то особой искрящейся радости, любви. Стараются всех одарить – привозят кипы иконок, сувениров со всеми делятся. И радость со временем не иссякает, они всем довольны. Захотелось с этим соприкоснуться.

- Что больше всего запомнилось из путешествий?

- Очень многое. И то, что каждое место уникально и дарит разные мироощущения. Дивеево связано с преподобным Серафимом Саровским. Там есть традиция угощать паломников сухариками, которые освящаются в чугунке преподобного. Когда приезжаешь в места, где святой жил, где сохранились его вещи, начинаешь многое по-другому воспринимать. Святой становится как-то ближе, роднее. Не просто имя и лик на иконе, а словно образ наполняется смыслом.

Потом был Иерусалим. Посещение мест, где ступала нога Спасителя, - это запредельные эмоции. Если честно, до сих пор не могу поверить, что я там была. Берегу в себе эти чувства, и хочется, чтобы это все было со мной как можно дольше.

Третья поездка – в Троице-Сергиеву лавру. Вначале предполагалось отправиться в Черногорию, но как-то на сердце не легло, ничего не екнуло внутри. А про себя думаю – ты еще в Лавре не была, а о ней столько говорят. Это же наша история!

В библиотеке храма есть замечательная книга Ивана Шмелева «Лето Господне». В ней он описывает путешествие в Лавру на богомолье глазами ребенка, когда паломники шли из Москвы и говорили: «Идем к преподобному». Лошадь в тележке везла вещи, но люди шли пешком – так было положено.

Вообще, вокруг Москвы на каждом шагу святые места – Лавра, Серпухов, Звенигород, Муром. Красивейшие города!

И еще было волнение перед каждым путешествием, ведь предстояли дальние перелеты, переезды. Помню, приехали первый раз в Дивеево, столько народу было - стояли плечом к плечу. Я встала с краешку, думаю, не выдержу – лето, солнце печет. И словно Господь силы давал - окунулась в службу с головой, ни ног не чуяла под собой, ни жары несколько часов. И так во время всех поездок.

- Можно ли паломничество сравнивать с туристическими поездками?

- Они очень отличаются по сути. Туризм - это просто отдых и получение новых впечатлений, знаний о мире. Он не предполагает ничего большего. К святым же местам путешествуют ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни. Паломник – от слова «поклонник». В турпоездку можно отправиться, когда захочешь, для совершения паломничества нужен особый настрой и благословение духовного отца, ведь это не мероприятие для галочки. Бывает, и не дает священник благословение, потому что духовные отцы состояние человека понимают. Одна из красноярских паломниц рассказывала, что ее долго батюшка не отпускал. Как ни удивительно, кому-то паломничество не ко времени и может даже навредить.

Во-вторых, в паломническом путешествии понимаешь смысл выражения «братья и сестры во Христе», когда совершенно чужие люди вдруг становятся близкими. Ты ощущаешь родство людей твоей веры, единомышленников.

В-третьих, паломничество – дело очень непростое. Нужно обуздать характер, потому что ехать в святое намоленное место с раздражением, злобой, капризами нельзя. Это все должно остаться за порогом. Ведь для чего мы отправляемся в путь – прикоснуться к святыне, просить прощения, избавления, утешения, напитаться благодати. А значит, и сами должны давать это – прощать, утешать, помогать, облегчать боль. Иначе нельзя.

И если ничего не пытаться изменить в себе - незачем ездить. Это будет профанацией. Хотите посмотреть Иерусалим – становитесь обычным туристом и езжайте туда просто для расширения кругозора, это тоже неплохо. А паломничество оставьте другим.

- Вы сказали, что паломничество может даже навредить?

- Как говорят священники, если внутренне человек не готов, то, совершив паломническую поездку, он возрастает в собственных глазах, на других с превосходством начинает смотреть, ведь он знает, он был, он коснулся, и он может рассказать!

И еще священнослужители считают, паломничество к дальним святыням, хотя и очень важно в жизни церкви, но не является необходимым, потому что Бог везде един, хоть в Иерусалиме, хоть в городском храме. Не является необходимым по одной причине: потому что каждый наш приход в церковь – это уже есть наше паломничество. В нашем храме есть святыни – крест с частицей Животворящего Креста, иконы с мощами святых Николая Чудотворца, Матроны Московской, частицей ризы Сергия Радонежского.

Мы приходим в храм к святыне, мы там причащаемся, исповедуемся, принимаем другие таинства. Вот это и есть, собственно, то, что называется паломничеством.

Беседовала

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, «ЧР»№84 от 20 июля 2013 г.

Новости по теме: