Непростая дорога к победе

Дата публикации: 06.12.2012 - 05:08
Автор:
Просмотров - 753

alt

Когда в юности мы задумываемся о будущей профессии, то нередко в качестве приоритетов выбираем достойную зарплату, престиж специализации и интерес к делу. Увы, не так часто все три слагаемые встречаются вместе. То специальность увлекательная, но малооплачиваемая, то, напротив, с деньгами все хорошо, но уважения к профессии мало. Порой приходится слышать сетования, мол, хуже всего быть простым рабочим – ни высоких доходов, ни привлекательности, ни признания. А, между тем, жизнь доказывает, если человек достиг мастерства в своей области, то и желаемые слагаемые наполняются положительно. Чтобы не быть голословной, приведу в пример судьбу конкретного человека.

Итак, знакомьтесь – Сергей Илларионов, оператор погрузчика «Комацу» разреза «Черногорский». Профессионал, который не только искренне увлечен своим делом, но и имеет за свое мастерство награды. В частности, он один из горняков, кто нынешним летом получил от СУЭК новенький «Форд».

А начиналось все много лет назад. Еще в школе юноша научился управлять трактором, впоследствии получил «корочки», работал на разных предприятиях.

- Жена говорила – иди работать трактористом, - вспоминает Сергей Михайлович. - По молодости не соглашался, мол, непрестижно это. А сейчас для меня нет работы лучше. Я горжусь своей профессией, очень доволен ей. И машина самая замечательная, никакой другой не надо. С «Комацу» у меня полный контакт.

Рабочая карьера на «Черногорском» началась семь лет назад. Вновь пришедшего машиниста сначала направили работать на отечественном погрузчике. Одновременно с этим Сергей Илларионов решил пройти обучение в Черногорском горном техникуме, чтобы иметь возможность управлять фронтальным погрузчиком. Отучился положенное время и впоследствии получил средний погрузчик «Дресста».

Руководство отметило старательность и аккуратность специалиста, и когда на разрез поступил «здоровяк» «Комацу» с объемом ковша 13 кубометров, то отдали машину Сергею Михайловичу. И вскоре поняли, что в выборе не ошиблись. Мастер показал такую скорость работы, что впору удивляться.

Как он говорит, специально по часам засекал, сколько времени требуется чтобы загрузить 120-тонный БелАЗ, сравнивал свои показатели с результатами других машинистов. Замеры показали, что в среднем погрузка занимает 3.15, максимум 3.40 минуты. Тогда как у коллег время растягивалось до шести, а то и семи минут.

Как-то старший экипажа решил проверить, а сколько по максимуму можно выжать из машины. И как сел за рычаги в восемь утра, так и работал без перерывов до самого вечера. Правда, окончить смену пришлось даже на десять минут раньше, горючее закончилось, а так бы еще пару-тройку самосвалов загрузил. И когда подсчитали, сколько вышло за смену, то немало удивились – меньше, чем за 12 часов мастер переместил 9,1 тысячи тонн горной массы, загрузив порядка 170 БелАЗов.

- Потом пробовал перебить свой рекорд, но не вышло, не может машина быстрее двигаться, это предел, - рассказывает Сергей Илларионов. – Конечно, чтобы так быстро заставить работать машину, нужно знать некий секрет в ее конструкции, но это может каждый водитель, достаточно изучить технику, почитать специальные книги. А как же – без труда ничего не выйдет!

Работать надо так, чтобы погрузка была, с одной стороны, по максимуму скоростной, а с другой – по максимуму аккуратной, утверждает Сергей Михайлович. Чтобы не бить ни свою машину, ни автосамосвал. Но при этом, чтобы БелАЗы не простаивали, не теряли время.

- Порой водители самосвалов ругаются, что негабаритными кусками портят кузов машины, - продолжает старший экипажа, - порой из ковша погрузчика вываливают огромный осколок породы, да такой, что бедный самосвал аж трещит. Я же стараюсь беречь, сначала укладываю помельче массу, а если уж попался негабарит, то его аккуратно сверху кладу, водителя предупреждаю, что он с «гостинцем» поедет. В забое-то никто не разрешит негабарит оставить. Еще ни в коем случае нельзя допускать стиль работы, когда «рвут» машину, тогда ее надолго не хватит, а выйдет из строя, встанет на ремонт, в первую очередь пострадает сам же экипаж, ведь работать будет не на чем.

Трудится экипаж погрузчика «Комацу» везде: и на вскрыше, и на добыче угля. На последнем нравится гораздо больше – все же уголь не так тверд, как порода, а значит, машина меньше бьется.

- Работа, конечно, нелегкая, деньги просто так не даются, - отмечает Сергей Михайлович. - Очень устают суставы, даже несмотря на хорошие кресла и комфортную кабину. И в больнице лежал, и ревматоидный артрит суставов заработал. Но все равно работа очень интересная, и нужна светлая голова, чтобы на погрузчике работать, а не только рычаги дергать. Экипаж у нас хороший, это очень важно, когда люди друг другу доверяют. Ведь это как цепная реакция – ты сдал машину в порядке напарнику, и он тебе сдаст такую же, а если ты передал машину неубранную, с неустраненной поломкой, то потом не удивляйся, если и тебе неприятный «сюрприз» устроили. Я всегда говорил своим парням: «Уважайте друг друга, берегите машину».

Когда наступает пора ремонтов, то экипаж погрузчика тоже не остается в стороне, включается в работу, трудятся бок о бок со специалистами сервисного центра. И это помогает еще больше узнать технические особенности погрузчика, лучше понять принципы его работы, отметить сильные стороны «Комацу».

В частности, на практике было подтверждено заверение сервисных специалистов о том, что в погрузчике установлена отличная система фильтрации пыли. И правда, двойной фильтр делает воздух в кабине максимально чистым. Один улавливает крупные фракции, другой - мельчайшие. В итоге, бывает, что в пыльном облаке машинист и ковша-то не видит, а в кабине при этом изумительная чистота, вот что значит надежная система! И ведь это не только дополнительные удобства для оператора погрузчика, комфортные условия работы, но и продление срока жизни машины, что также немаловажно.

- Когда семья узнала, что я стал победителем соревнований и дадут машину, все были на седьмом небе от счастья! – вспоминает Сергей Илларионов. - Правда, волновались очень сильно, даже я, хоть уже и знал, что дал больший объем, заслужил победу. Перед тем как идти на награждение, пришлось корвалол пить. Раньше у меня была старая «шестерка», а тут новенькая иномарка. Причем, после награждения сразу можно было сесть за руль и ехать, СУЭК вместе с ключами вручила и полный пакет документов.

И обкатка машины не задержалась. Сразу же Сергей Михайлович с семьей стал путешествовать не только по Хакасии, но и по соседним регионам.

- Конечно, очень приятно, что так оценили работу, - говорит победитель производственного конкурса. - Когда с других предприятий знакомые узнают про то, что в СУЭК машины лучшим работникам дают бесплатно, не верят, говорят, такого даже в СССР не было. Талоны на машины, да, давали, но платил за них сам работник, а тут награда от предприятия. Гордость испытываешь от этого. И хочется работать не хуже, чем прежде, чтобы зазря деньги не получать.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

№ 143 от 6 декабря 2012 г.

Новости по теме: