Не для космоса, но для жизни

Дата публикации: 08.07.2014 - 04:24
Автор:
Просмотров - 807

alt

Владимир Антоненко работает на хакасском протезно-ортопедическом предприятии уже шестой год. Его работа связана непосредственно с изготовлением самих протезов – снять слепки, обработать острые края, собрать всю конструкцию… Бегает шустро, успевает много, а коллеги с улыбкой говорят: «Он у нас даже танцует!». Казалось бы, что такого? Все танцуют! Да, в общем-то, ничего, если не брать во внимание тот факт, что самому Владимиру ногу заменяет протез. Такой вот поворот. Когда-то сам пришел сюда за новой ногой да так и остался – дарить людям надежду.

Далеко не уедешь

В прошлом году исполнилось 15 лет, как в нашем городе появилось протезно-ортопедическое предприятие. Необходимость возникла давно, старые документы говорят, что это произошло еще в 50-х годах. Ближайшие аналогичные предприятия находились в Красноярске и Новокузнецке. Здоровому человеку тяжело преодолевать такие расстояния, а уж инвалидам тем более. Правительство задалось целью – создать и в маленькой Хакасии пусть небольшое, но такое нужное предприятие. Сегодня приходится обслуживать не только Хакасию, но и Туву, юг Красноярского края.

- Производим многое - все виды протезов нижних и верхних конечностей, экзопротезы молочных желез, туторы – изделия, которые исправляют опорно-двигательные дефекты, например, косолапость, - перечисляет директор Геннадий Григорьевич Ковалев. - Туторы также назначаются при переломах конечностей. По сути, это легкое фиксирующее изделие. А также бандажи, корсеты, ортопедическая обувь. Но самыми востребованными изделиями остаются протезы.

Черногорское предприятие снабжает не только протезами, ортопедическими аппаратами и туторами, но и нужными техническими средствами реабилитации - тростями, костылями, супинаторами. Их обычно приобретают «на глазок» или вообще берут у соседа, «чтобы было». А ведь даже для обычной трости нужна консультация врача, который подберёт все индивидуально, под рост и вес пациента.

Вместо дерева - углепластик

За 15 лет изменились материалы, из которых их изготавливают. Культеприемник – то место, в которое будет вставляться культя, делается из углепластика, его еще называют материалом будущего, главные плюсы которого в прочности, легкости, он безопасен для здоровья. А еще хорошо поддается рукам мастера, приобретая нужную форму.

Этот материал пришел на смену дереву и коже. Культеприемники из них были не очень удобны в носке. К тому же деревянные сложно вырезать, полировать. А миллиметр к миллиметру все равно не сделаешь. Сегодня культеприемник изготавливают по заранее сделанному слепку конечности. То есть протез изготавливается не просто для человеческой ноги, а для ноги конкретного человека. Как хорошая обувь, не иначе.

Снизилось и время изготовления протеза. Если десять лет назад приходилось ждать около месяца, то сегодня новую руку или ногу специалисты изготовят за неделю.

И взрослым, и детям

Новое, кстати, не все готовы принять. Если инвалид, который протезируется уже лет 20, привык к старым материалам и конструкциям, то даже суперсовременное и удобное он уже не воспримет – мол, а зачем переучиваться?

Кстати, об инвалидах: их список пополняется каждый год. Кто-то лишается ног в результате обморожения (работники предприятия даже сталкивались со случаем, когда человек лишился сразу всех конечностей), и в связи с сосудистыми заболеваниями. Случаев, когда кто-то лишился руки или ноги на предприятии или в аварии – совсем небольшой процент. Мало женщин, а также детей: самому юному пациенту было всего шесть лет – мальчик попал под поезд и потерял ногу.

Плакать и смеяться

Некоторые инвалиды опрометчиво думают, что протез - это как машина, надел и поехал. «Успех протезирования наполовину зависит от умения и мастерства протезистов и наполовину - от воли и настроения самого инвалида», - так прописано в памятке, которую выдают каждому инвалиду. Научиться ходить на протезе куда сложнее, нежели научиться ходить впервые. Поэтому после того, как человек надевает протез, первые шаги он делает под пристальным взором врача, по мягкому ковру, держась обеими руками за «коридор» из перил. Врачи признаются, что реакция у всех разная – кто-то плачет от горя, кто-то смеется от счастья.

Спустя время часто появляются жалобы. Например, инвалидам начинает казаться, что протез слишком длинный, по сравнению с другой ногой. Это чувство возникает оттого, что изделием всего лишь нужно научиться управлять. Ведь слишком короткий протез может впоследствии послужить причиной появления поясничных болей из-за развившегося перекоса таза.

До чего

 техника дошла

Новичкам специалисты стараются рекомендовать современные конструкции, все-таки у них больше плюсов. Первичникам – тем, кто впервые обратился за протезом, предлагают упрощенный вариант, ведь сначала нужно научиться элементарно держать равновесие. Такие протезы называются учебно-тренировочными. Постепенно появляется уверенность, увеличивается скорость шага, и только тогда можно перейти на более функциональные протезы.

Сейчас существуют модели для активной жизни, даже для плавания. Они с электронным управлением, их цена – более полутора миллионов рублей. Но большинство людей не гонится за последними новинками, нужны протезы для жизни повседневной. А их цена куда более демократична – от 40 тысяч. И пусть в таких протезах не будет колена с гидравлическим торможением, благодаря которому человек может идти быстрее-медленнее, и нога будет подстраиваться под него. Но ведь многим такие чудеса техники и не подойдут. Например, пожилым людям, которые слабы здоровьем. И дело даже не в цене – они элементарно не будут поспевать за новой конечностью, отсюда – одни спотыкания. Словом, девиз «чем дороже, тем лучше» тут не работает.

Кстати, важное дополнение: протезно-ортопедические изделия оплачивает государство, инвалиды не тратят ни рубля. Те, кто инвалидности не имеет, но нуждается в таком изделии, а также проживает на территории Хакасии, сегодня оплачивают лишь половину стоимости. Вторую берет на себя республиканский бюджет.

Тогда мы идем к вам

Срок службы протеза - два года, но многие носят по пять лет. Парадоксально, но дело опять-таки не в деньгах: процедура замены протеза сложна. Лишь на то, чтобы пройти комиссию, уходит два месяца. Для тех, кто живет далеко и для кого приехать в Черногорск проблематично, – это целая задача, дорогая и непосильная. Именно для таких людей на протезно-ортопедическом предприятии имеются комнаты для проживания, есть даже маленькая кухонька. Инвалид может спокойно жить здесь, ожидая новую руку или ногу. Все совершенно бесплатно.

К тем, у кого нет возможности приехать, врачи сами отправляются. Раз в месяц бригада специалистов выезжает в отдаленные пункты, например, в Туву, Абазу, Шира. Заранее информируют своих пациентов, а уже на месте снимают мерки или выдают готовые протезы. Чаще ездить не получается - пока специалист отсутствует, здесь, в Черногорске, его ждут пациенты.

Прилежные ученики

К слову, о специалистах. Тысячи человек в год обслуживают всего лишь 24 человека. Почти половина из них работают на предприятии с момента его основания, и всего лишь двое – чуть больше пяти лет. «Коллектив постоянный, уже как семья!» - делает акцент директор.

А еще хочется добавить слово «профессиональный», ведь работники, как прилежные ученики, постоянно учатся – повышают квалификацию в Москве, Санкт-Петербурге, Бердске, Пензе. Сам Геннадий Григорьевич недавно вернулся из Германии, там проходила международная специализированная выставка по ортопедии и революционной технике, там удалось познакомиться с новыми ортопедическими изделиями.

Нога человека весит около восьми килограммов, протез – два-три. Правда, это совсем не означает, что, надев его, инвалид сразу взлетит. Хотя ведь знает мировая история случаи, когда после потери руки или ноги возвращались и в спорт, и в танцы. Но для этого нужны протезы особенные, чуть ли не из будущего. Черногорские специалисты говорят, что и такое когда-нибудь освоят. А пока в их «арсенале» протезы попроще. С ними в космос не полетишь, а вот в полноценную жизнь легко вернешься. Но разве этого мало?..

Вера ГЕРАСИМЕНКО, фото автора

Новости по теме: