На тропе горных духов

Дата публикации: 26.08.2014 - 06:02
Автор:
Просмотров - 900

alt

Воскресным ранним утром солнце палило немилосердно – участницы экспедиции, простояв у Арки Славы минут двадцать, начали искать местечко, где можно укрыться в тени. А шел только десятый час утра. Народ подтягивался к назначенному времени, и что отрадно, вместе с мамами и бабушками в путь-дорогу собрались дети и внуки. И это здорово: активные представительницы прекрасного пола – члены городского женсовета - передали интерес к истории родного края  и юному поколению. Дети и подростки были заинтересованы, что же это за знаменитая Казановка, куда приезжают даже иностранцы, а они до сих пор там не были?

Судя по улыбкам, настроение было отличное, а все немного заинтригованы – впервые женсовет отправлялся в сторону Аскиза, в музей-заповедник под открытым небом «Казановка». Нужно отметить, что женщины из этой общественной организации с большим интересом относятся к культуре республики, в которой живут. Они – постоянные участницы Баландинских чтений и, что называется, истоптали тропу предков в районе Долины царей. Но вот в Аскизский район путь лежал впервые – сказывалась отдаленность, но тем больше было предвкушение новых открытий.

А в дорогу их позвал интерес к истории родного края, к быту, обрядам и верованиям народа, испокон века населявшего эти места. Те, кто уже побывал в Казановке, сохраняли некую интригу, отвечая на все вопросы короткими эпитетами «здорово», «интересно» и «не пожалеете». И вот суетливый момент погрузки позади, водитель автобуса Николай Чугаев жмет на газ (транспорт любезно предоставил женсовету генеральный директор ЗАО «Разрез Степной» Николай Григорьевич Зибарев, а поездку организовала председатель организации Валентина Сергеевна Трибунская, которая перед уходом на заслуженный отдых отработала на разрезе 15 лет и пользуется в коллективе заслуженным уважением). Итак, путешествие по историческим местам Хакасии стартовало.

25 пассажирам автобуса предстояло окунуться в интереснейшую экскурсию, которая раскроет тайны жизни коренного народа Хакасии. Но каноны гостеприимства в нашей республике не зависят от национальности, и как только автобус тронул с места, Валентина Сергеевна достала (не поверите!) тазик с фирменными пирожками своей семьи. Встав пораньше, она вместе с супругом – заслуженным шахтером Владимиром Константиновичем, напекла «вкусняшек» для всех членов культурной экспедиции.

В салоне распространился чудный аромат свежей выпечки, а Галина Караборина, музыкальный работник на заслуженном отдыхе, которую пригласила в дорогу председатель женсовета, взяла в руки аккордеон. Скажу честно, это самое убойное средство для поднятия настроения. И вот из открытых окон в просторы хакасской степи понеслись слова замечательных песен: «Вместе весело шагать по просторам», «Во кузнице молодые кузнецы», «Изгиб гитары желтой»… Любовь Шпарло и Альбина Киселева задорно выводили мелодию под баян, им вторили Вера Куракулова, Любовь Еремеева, Людмила Ольшевская и другие. Километры, шурша, ложились под колеса.

Мы проехали станцию Аскиз, а вот дальше сомнение взяло водителя, правильно ли едем. К сожалению, на дороге не было нужных указателей. Эх, недоработочка! Ведь если мы хотим стать республикой развитого туризма, то подобные нюансы нужно учесть, чтобы любой путешественник чувствовал себя на дорогах комфортно. У встречного водителя Николай выяснил, что едем в правильном направлении (да и дорога-то одна!), и мы продолжили путь. Вот показались деревня Казановка и указатель «Музей», громкий крик «Ура!» раздался в салоне автобуса, оповещая, что мы не сбились с маршрута. Нас уже поджидал экскурсовод Наташа. Она осведомилась, интересны ли нам петроглифы. «Конечно», - ответило большинство, еще не зная чем это чревато.

- Ну, вот тогда по этой дорожке шесть километров, - махнула она рукой в сторону гор. Такой же автобус, как у вас, тут проезжал.

И мы сворачиваем, как поется в песне «В буераки, реки, раки». Наш автобусик, натужно хрипя, ныряет по косогорам, то едва не цепляя косогоры носом, то кренясь так, что кажется еще чуточку, и мы покатимся по склонам. Комок фобии подкатывает под горло, и я, не стесняясь, вскрикиваю при каждом крене. А в особенно, на мой взгляд, опасном месте прошу выпустить из салона. Лучше пешком!   Валентина Сергеевна и мой шеф - редактор Алина Николаевна, сохраняя хладнокровие, советуют думать о чем-то другом. Кого там! Ни о чем другом, как о перевернутом автобусе, думать не могу, но тут мы упираемся в такую крутую горку, что даже мужчины, путешествующие с нами, восклицают, что это перебор. На всеобщее счастье оказывается, что это конечная точка, и двери автобуса распахиваются, выпуская всех на волю. Слегка обалдевшие от дозы адреналина, мы вываливаемся на поляну. Боже! Этот воздух, напоенный терпким ароматом разнотравья, этот высокогорный пейзаж и стрекот кузнечиков... Ради такого стоило потерпеть эти шесть километров буераков!

Экскурсовод Наташа советует запастись листьями конского щавеля, чтобы снимать копии с наскальных рисунков, и мы идем по тропинке в чудесно красивое место, которое называют писаницей «Кони». Среди сосен на отвесной скале древними предками выбиты фигурки коней, колесница, хоздвор. Приложив лист бумаги, экскурсовод трет по нему пучком сорванных листьев, и на листе проявляется рисунок. Изображения Наташа дарит желающим. Кто-то сам пытается создать для себя копии. Затем наш путь лежит к писанице «Личина» под высокой скалой, и далее к петроглифам, изображающим следы лошадиных копыт. Это лишь малая толика открытых в музее-заповеднике археологических памятников. Вообще на территории музея, занимающей 18 гектаров, находится более двух тысяч памятников ушедших эпох и разных культур, сменявших друг друга на протяжении тысячелетий. Но чтобы осмотреть все, понадобится несколько дней, а наша экспедиция направляется к долине каменной бабушки и к стеле Ах-тас, которая излечивает от многих недугов.

Обратный путь по крутым склонам уже никого не страшит (ведь не перевернулись же на пути сюда!), хотя, если честно, не мешало бы дорогу прогрейдеровать, ведь в Казановке частые гости – иностранцы, которые уважают сервис. Хорошо, что наш водитель – настоящий профессионал и ведет автобус спокойно и уверенно.

И вот мы на пути в долину «Кюг» (в переводе с хакасского -  «радость», «райское место»), там, где стоит одинокий гранитный памятник Ах-тас (белый камень). Тысячелетиями Ах-тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад, – помогать людям.

Экскурсовод Наташа рассказывает легенды, связанные с этим местом, и учит, как правильно вести себя здесь.

- Врачует Ах-тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.

Исследования показали наличие на участке вокруг камня геопатогенной зоны радиусом 52 метра. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется именно геомагнитной аномалией.

К камню нельзя подъезжать на автомобиле, коне, телеге – транспорт оставляют за сто метров от Ах-таса.

Приблизившись к камню, нужно обойти его три раза по солнцу (по ходу часовой стрелки), символично спускаясь в тот мир, где живет дух. После этого камень «кормят», оставляя у его подножия подношения – конфеты, печенье, мелкие монеты. Ни в коем случае нельзя мазать камень сметаной, маслом, жиром: это нововведение было придумано в 70-е годы прошлого века и не имеет под собой никаких оснований.

После того, как хозяин камня принял подношение, можно подойти полечиться – на 15 - 20 секунд прижаться к камню, обняв его руками. Кто-то почувствует прохладу гранита, кто-то – тепло. Больше этого времени задерживаться возле Ах-таса запрещено. Камень находится на тропе горных духов. А встречи с горными духами не всегда полезны. По крайней мере, в народных былинах существует много рассказов о людях, переночевавших рядом с Ах-тасом и после этого безвременно погибших.

Наша делегация с уважением отнеслась к месту поклонения коренного населения Хакасии. Мы по очереди поучаствовали в символическом обряде и отправились к гостиничному юртовому комплексу «Кюг». Место, скажу вам, красивейшее! Ровная долина среди невысоких гор живописно пестрит куртинками сибирского ириса. Представляю, насколько красиво это место во время цветения. С одной стороны поляну с юртами огибает река, на противоположном берегу которой возвышается горный хребет, увенчанный скалой, напоминающей фигуру старика. На этот счет тоже есть легенда.

Старуха Иней и старик Апсах привели в счастливую долину народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она кинула старика, и тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах- тас, Каменный старик). Силуэт скалы, в самом деле, напоминает обиженного человека.

Иней очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку и тоже обратилась в камень, но только по другую сторону реки Аскиз. Каменная старуха – Иней-тас – покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям – здесь совершались обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода Майнагашевых. По форме скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу-тон. Но во время «расшаманивания сибирских народов» родовая скала Иней-тас была взорвана.

Говорят, после этого у рода стал хуже плодиться скот. Еще говорят, что организаторы взрыва закончили свою жизнь преждевременно.

Еще одно назначение этой стелы – служить защитником детей. В стародавние времена, если ребенок рождался болезненным, считалось, что его преследуют злые духи. Одним из лучших способов защитить от них малыша была перемена имени.

Во время обряда присутствовали только шаман и ребенок. На восходе солнца шаман ставил больного спиной к стеле, лицом — на восток, к первым, как считалось, самым живительным лучам солнца, и окуривал его дымом ирбена - чабреца. Пожертвованием духу служила прядь волос – шаман срезал их у ребенка и, совершая обряд, трижды обходил вокруг камня, посыпая волосы. Камень в это время обеспечивал защиту, не подпуская к малышу злых духов, преследовавших его, поэтому они и не могли услышать новое имя, данное ему в обряде. Впрочем, второе имя, как правило, было ругательным: Дурак, Щенок и так далее – рассказала экскурсовод. Такое имя, по представлениям хакасов, не могло заинтересовать злых духов, и они оставляли ребенка в покое. После выздоровления детям возвращали их первоначальные имена.

Побывав у Ах-таса, повязав на березу чалома с заветными желаниями у подножия скалы Иней-тас, члены археологической экспедиции женсовета передохнули на берегу быстрой горной реки Аскиз. Умывшись на прощание прохладной чистой водой, заняли места в автобусе и под переливчатые трели баяна и слова нестареющих музыкальных шлягеров отправились домой. Спасибо, Казановка, и до новых встреч!

   Марина ЗАДОРОЖНАЯ,

 фото Алины КОРЗУНОВОЙ.

Материал подготовлен в рамках гранта правительства РХ «Межнациональные и межконфессиональные отношения и пути их гармонизации».

«ЧР» № 87 от 21 августа 2014 г.

 

 

 

 

Новости по теме: