Миссия выполнима: нуждающемуся помочь, слабого поддержать, бесправного защитить

Дата публикации: 09.06.2015 - 03:41
Автор:
Просмотров - 674

alt

Сколько раз приходилось слышать фразу, вроде «С этим вопросом нужно обращаться в собес!». Так уж получилось, что молодежь сегодня не в курсе значения этого «слова из прошлого». Юноши и девушки озадаченно чешут затылок и выдают: «Я только пенсионный фонд да налоговую знаю…». Однако, услышав «слово из настоящего» - соцподдержка, - восклицают: «А-а-а! Это там, где бабушки толпятся?».

Да, бабушки. А еще инвалиды, ветераны, граждане пожилого возраста, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, многодетные семьи, одинокие матери и отцы, сироты, те, кто решил этих самых сирот приютить, и еще много-много кто - всех перечислять можно долго.

Чудо-машина

с кучей функций

- Давно хочется посчитать все законодательные акты, по которым мы работаем, - просто интересно. Ведь их очень много! И касаются они всего, начиная социальными гарантиями при рождении ребенка и заканчивая выплатой пособия на погребение умершего, - рассказывает директор управления соцподдержки населения Черногорска О.Л.Шепель. - Наш главный документ - Конституция - четко говорит о том, что Российская Федерация - государство социальное, политика которого направлена на поддержку тех, кто в этом нуждается, - пожилых людей, инвалидов, многодетных семей. Наша работа требует знания законов, отслеживания их изменений, и даже чуть больше. Ведь порой люди приходят и просят о той помощи, оказать которую мы не в состоянии, например, защитить от буйного соседа. Сфера не наша - перенаправляем.

- Не знаю, как другим, а мне ваше управление видится эдакой чудо-машиной с кучей рук: одна крылечко подметает, другая - лампочку вкручивает, третья - трубу меняет. Так и вы: в одном кабинете про льготы чернобыльцам слышится, в другом ребенка в загородный лагерь оформляют, в третьем - обсуждают как помочь бабушке, которую дети бросили …

- Пальцев не хватит, чтобы пересчитать все наши функции. А ведь добавляются и новые. Так, с 2012-го года на нас взвалили уже упомянутую организацию летнего детского отдыха - это огромный пласт работы. А ведь помимо бумажной работы никуда не уходит работа с людьми. Сейчас на учете состоят около 280 пожилых людей, которые по состоянию здоровья не могут за собой ухаживать. Этот труд взваливается на хрупкие плечи специалистов центра социального обслуживания - нашего структурного подразделения.

Государство сегодня ставит задачу - сделать все возможное, чтобы пожилые люди оставались в привычных для них условиях, рядом с детьми и внуками, в родных стенах, а не в домах престарелых. О тех, кого бросили, забыли, нам сообщают соседи, знакомые. Мы выезжаем, оцениваем ситуацию, разговариваем, находим родственников, помещаем в больницу, помогаем собрать документы куда-либо, если нужно. Словом, социальная работа только на первый взгляд простая, но на деле требует и знаний, и терпения, и чуткости. О детях войны замолвите слово

- Хочется порой выйти за рамки законодательного поля, которым вы ограничены в своем труде, и дать нуждающемуся в помощи чуть больше?

- Бывают такие ситуации. И иногда мы понимаем, что наше законодательство не безупречно, в нем есть перекосы, есть белые пятна. Например, я считаю неправильным то, что у нас незаслуженно забыты дети войны. Нет такого закона на федеральном уровне, эту категорию граждан, по сути, просто обошли. Да, идут споры-разговоры о том, что нужно, необходимо принять такой законопроект. Идут споры о том, кого, если что, причислять к этой категории - тех, кто только родился в годы войны, или тех, у кого на фронтах погибли мама или папа? Я отдаю предпочтение вторым. Некоторые самодостаточные субъекты нашей страны принимают свои нормативные акты в поддержку этой категории, например, Красноярск. В Хакасии такого пока нет. А ведь люди обращаются и кивают на соседний регион, мол, у них-то есть! Остается лишь утешить добрым словом и приободрить: будем надеяться, что и у нас в скором времени исправят эту ошибку.

- Трудяги других сфер частенько отмечают, что забот сейчас невпроворот - и объемы производства растут, и отчетность кипами на столах пылится, и вообще, небезызвестные слова «выше, дальше, быстрее» актуальны как никогда. Вы как себя ощущаете?

- Да, работы за последние годы прибавилось в разы. Хотя какие годы - каждый месяц что-то новое. Ощутимо повлияли на нас апрельские пожары - все выплаты погорельцам проходят через нас. В Черногорске 175 человек числятся пострадавшими. 123 человека уже получили часть выплат: по 10 тысяч было перечислено абсолютно всем пострадавшим. Тем, кто полностью утратил имущество первой необходимости - по 100 тысяч на члена семьи. Частичная потеря имущества - 50 тысяч. Десять неработающих пенсионеров получили от пенсионного фонда по 20 тысяч. Всего пострадавшим черногорцам уже выплачено больше восьми миллионов рублей. Совсем скоро начнем перечислять деньги тем, кто пострадал в огне: тяжкий вред здоровью оценен в 400 тысяч, средний и легкий - в 200 тысяч. Пока таких у нас три человека.

Семь детей?

Держи машину!

- Ситуация со страшными пожарами - временная, и дай Бог, чтобы больше такие беды нашей республики не касались. А кто из постоянных посетителей особо в вас нуждается, каждый день очереди у дверей специалистов создает?

- Наверное, все-таки это многодетные семьи. В отношении них появилось много новых нормативных законодательных актов. Почему? Потому что сейчас мы усиленно поправляем шаткую демографическую ситуацию, которая сложилась в стране. Приятно осознавать, что большинство родителей осознанно идет на рождение второго, третьего ребенка.

Но хватает и таких горе-родителей, которые просто живут на социальные пособия. То, что должно быть дополнительным доходом, у них становится основным. Некоторые мамы и папы не понимают, что они должны работать для того, чтобы воспитать нормальных детей, создать для них достойные условия. Показывать детям пример. Нет же. Заканчивается срок выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет - рожают второго, еще через полтора года - третьего. Я не говорю, что таких семей много, но они есть. Начинаешь с мамами-папами разговаривать и слышишь: «Ну что, за семь тысяч, что ли, идти работать?». А почему нет? Если сложная ситуация, и за пять можно пойти!

- Наверное, льгот для таких семей сегодня много, раз сложилось такое отношение?

- Льгот действительно хватает. Все многодетные семьи, имеющие детей-школьников, к новому учебному году получают по две тысячи рублей на одного ребенка, независимо от дохода. При поступлении в вуз ребенку из многодетной малообеспеченной семьи дают по 10 тысяч. Чем больше детей - тем больше льгота за жилищно-коммунальные услуги. Если в семье воспитываются 3-4 ребенка, то можно рассчитывать на 30 - ти процентную скидку, 5-6 ребятишек - 70%, если в семье семь и более детей - стопроцентная льгота, то есть полное возмещение. Семьи, имеющие семь и более детей, получают автомобили - у нас уже четыре семьи получили машины. Это стало возможным благодаря закону «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей», который работает с 2012 года. При одновременном рождении трех детей полагается сто тысяч - у нас был такой случай. Не стоит забывать и о сертификатах на республиканский материнский капитал, в прошлом году было выдано 132 таких документа. И это далеко не все.

Допрос во благо

- Деньги выделяются огромные и по всем направлениям, если так можно сказать. За все нужно отчитаться и перед теми, кто эти деньги выделил, и перед теми, до кого они должны дойти. Дела бумажные не отдаляют от одного из главных пунктов - человеческой поддержки?

- Мы стараемся работать так, чтобы на первом месте было не стучание пальцами по клавиатуре, а живой разговор с человеком, который нуждается в поддержке. Я и своим специалистам наказываю «добывать» из человека столько информации, сколько возможно, узнавать о нем больше. Казалось бы, зачем? Потому что может оказаться, что пришел он за одной льготой, а право имеет еще на две или три. И сам об этом не подозревает. Такое часто происходит.

- А яркие примеры таких «допросов во благо» есть?

- Однажды к нам обратилась бабушка - нужна была материальная помощь на ремонт крыши. В ходе разговора узнали, что ее муж был инвалидом войны. Все его награды и подтверждающие документы она аккуратно хранила. Выяснилось, что согласно федеральному закону «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ей положена денежная выплата, на которую она имеет право с 2012 года. Мы единовременно перевели ей около 100 тысяч рублей. Она нам даже потом тортик испекла - такие у нас благодарные люди. И этот пример не единственный. Все, что гражданам положено по закону, они должны получать. А мы - подсказывать и помогать получить эти средства.

- В чем сегодня самая большая проблема пожилых людей? В законах не особо разбираются?

- Народ у нас очень доверчивый - это самая главная проблема. Что касается законов - эти знания можно получить, проконсультироваться, в том числе у нас. А кто их отучит доверять всем подряд? Чудесные слуховые аппараты по баснословным ценам покупать? Неведомую порчу с себя снимать? На планерках говорю своим девчонкам, чтобы беседовали с такими доверчивыми бабушками, предостерегали от беды. Хорошо, что появился закон о персональных данных, который не позволяет кому попало узнавать, кто и где живет - наподобие бывших справочных. Оттого случаев у нас таких поуменьшилось.

Обещают горы,

а оставляют

у корыта

- И тем более, наверное, доверяют родственникам, которые так и норовят оставить пожилого человека без жилья?

- К сожалению, бывают случаи, когда дети оформляют своих пожилых родителей в дом престарелых. Еще чаще бабушки-дедушки приходят к нам и спрашивают что-то вроде, «Если я свою квартиру перепишу на своего сына или внука, не потеряю такую-то льготу?». - « Не потеряете». - «А как считаете, нужно ли вообще это делать?». Как тут будешь советовать, не зная людей? Хочется лишь сказать, что в нормальных семьях ситуации, когда бабушка переписывает на внука квартиру, а он потом выгоняет старушку, никогда не будет. А ведь в нашей практике было очень много случаев, когда пожилым людям обещают золотые горы, а оставляют у разбитого корыта. И приходится обездоленных на склоне лет оформлять в пансионат на постоянное место жительства.

- Жилищный вопрос среди пожилых людей действительно стоит остро?

- Этот вопрос является острым не столько среди ветеранов, которым жилье положено по закону, сколько среди их детей и внуков, которые хотят с помощью бабушки или дедушки решить жилищный вопрос. Сегодня не многим пожилым эти квартиры действительно нужны: они сами в них не живут - отдают сыновьям, дочерям, внукам и внучкам, а сами продолжают жить в разваливающихся избушках, где даже водопровода нет. Хотя с 2006 года 105 участников войны и их вдов у нас получили квартиры.

Может быть, пора уже все жилье сделать социальным? Чтобы ветеран проживал свою жизнь в достойных условиях, а после его смерти эти квадратные метры переходили другому ветерану. В ином случае такая ситуация часто порождает иждивенчество. Получают квартиры те, кто продал жилье, переписал на своих детей и внуков. Через пять лет они вновь признаются нуждающимися, вновь встают в очередь на квартиру, вновь ее получают и вновь на кого-нибудь переписывают. А ведь есть участники войны, которые своими руками построили дома, ни у кого никогда ничего не просили и - что важно - никому свои дома не отписали. Прожили жизнь, дома постарели, осели, частично развалились. Они бы сейчас и рады в благоустроенную квартиру пойти, а не положено - жилье-то есть.

С особой миссией

- Много примеров приведено, информации для размышлений дано, но главное - людей с их проблемами показано. Горести-печали у каждого свои, но для всех у работника соцподдержки должно быть в запасе особое словцо, жест, эмоция… Тяжело это! Справляетесь?

- С начала этого года вступил в силу закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». И согласно ему, оказывать социальные услуги, чем мы сейчас занимаемся, могут отныне и негосударственные структуры, например, индивидуальные предприниматели. Словом, появились конкуренты. Это подстегивает нас работать лучше, делать наше учреждение еще более востребованным. И это в наших силах.

Коллектив крепкий, у многих - большой опыт работы, и все без исключения умеют помочь добрым словом и реальным делом. Если первое целиком и полностью зависит от душевных качеств сотрудника, то со вторым справляться помогают другие социальные учреждения. В Черногорске помимо нас их шесть: управление пенсионного фонда, реабилитационно-оздоровительный центр им. А.И. Лебедя, реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальная гостиница, протезно-ортопедическое предприятие, фонд социального страхования. В этих учреждениях сегодня трудятся больше трехсот человек, выполняющих особую миссию - помогать нуждающимся, поддерживать слабых, опекать беззащитных.

Вера ДАНИЛЕНКО,

фото автора, «ЧР» № 44 от 9 июня 2015г.

Новости по теме: