Мишка, каша, нервный плачь

Дата публикации: 14.10.2014 - 04:25
Автор:
Просмотров - 935

alt

или Как убкркчь свок чадо от стресса

Детский стресс. «Это какие-то несовместимые слова, которое просто не могут стоять рядом!» - скажут мне многие. Я и сама так думала до поры до времени. И, озадачившись странным словосочетанием, обратилась к психологу Центра социальной поддержки населения Юлии Стародубцевой. Мол, ну скажите, что такого не бывает! Детвора играет с куклами-машинками, вкусно кушает и спит – вот и все её заботы. Где же тут может поселиться стресс? Однако специалист мои мысли не поддержал, наоборот, отметил, что в нашем сумасшедшем мире такое явление далеко не в новинку, и уже широко обсуждается не первый год.

- Что такое детский стресс? И вообще, чем он отличается от стресса взрослого?

- Ребенок существует в своем маленьком мирке, который нежно оберегают родители. Малыш привык к тому, что ему всегда тепло и уютно. Так вот стресс - это нарушение привычного уклада жизни. От взрослого детский стресс принципиально не отличается, потому что суть одна –раздражающий фактор вызвал защитную реакцию организма.

- Раздражающий фактор – это всегда какой-то негатив? Что-то вроде «учитель в школе поставил двойку» или «родители за нее отругали»?

- Чаще да, но еще стресс, особенно у маленьких, может быть и позитивным. Например, праздник, музыка, всем весело. Что тут может вызвать стресс? У взрослого – скорее, ничего, а у некоторых впечатлительных малышей – и громкие звуки, и большое скопление народа, и еще много чего другого, «невидимого» глазу взрослого. В итоге может «включиться» защитная реакция – кто-то начнет капризничать, казалось бы, без повода, а кто-то потом будет кричать во сне – это индивидуально, зависит от особенностей психики малыша. То есть любая внезапно обрушившаяся информация, изменившая привычный «кокон», и является раздражающим фактором. Так и со взрослыми происходит, кстати! Есть случаи, когда люди от хорошей вести могут заработать и сердечный приступ. Старая, избитая поговорка гласит: хорошего помаленьку. И она верна, потому что даже хорошее в больших количествах не будет полезно для здоровья. Это можно сказать, например, любителям экстрима, т.к. основной мотив их поведения – погоня за позитивным стрессом, встряска, которая происходит вследствие всплеска адреналина.

Что касается детей, то основными факторами, порождающими стресс, являются проблемные для ребенка ситуации в семье, в быту, со сверстниками, в школе или детском саду по отношению ко взрослым, или другие, наиболее эмоционально острые – конфликт, переживание какой-либо утраты (например, разлука с родителями), страх перед медиками и т.д.

- Если стресс может вызвать и хорошее, и плохое, то, по сути, вся наша жизнь состоит из череды стрессов…

- Так и есть. Только это не всегда стресс в полном смысле слова, скорее, это постоянные раздражители. Их причины у взрослых и детей, само собой, разные. Родители вряд ли будут переживать из-за громкого звука, доносящегося с улицы, а дети никогда не впадут в стресс от повышения цен. Однако малыш может ворочаться и плохо засыпать лишь оттого, что мама с папой вовремя не убавили громкость телевизора, не удосужились задернуть шторы, чтобы создать расслабляющий полумрак. Мелочь, казалось бы, а мини-стресс уже заработан. Маленькие дети к ним особо чувствительны.

- Такие мини-стрессы, наверное, и проходят быстро?

- Организм человека устроен так, что подстраивается под любые раздражители. И зачастую эффективно и быстро с ними борется. Стресс – это не заболевание, стрессовые ситуации должны быть. Некоторые, к примеру, долго или вовсе не отдают ребенка в детский сад, мол, жалко, пусть дома растет! Дом – это замечательно, но малыш должен привыкать к другим детям, которые по-другому себя ведут, потому что иначе воспитаны. Привыкать к новым лицам взрослых, к не домашней среде. То же самое со школой. Втекание в чужую поначалу среду будет стрессом, но его нужно пережить, ведь мы живем не в лесу, как Агафья Лыкова, а в обществе. Организму необходимо привыкать, обретать психологический иммунитет, чтобы впоследствии легко переносить серьёзные переживания.

- А стрессы могут, как снежный ком, накапливаться и перерастать во что-то большее и опасное?

- Конечно. Когда организм не может своевременно и безболезненно справляться со стрессами, негативные переживания будут копиться и однажды во что-то выльются. Особенно часто это бывает, когда у ребенка и в школе нелады, и дома плохой психологический климат – например, кто-то пьет или родители «любят» поскандалить при ребенке, т.е. он не находит поддержки от самых близких, и не выдержав «атаки» со всех сторон, может замкнуться в себе, или еще хуже – стать агрессивным, вспыльчивым. Могут появиться неоправданные чувства стыда, вины, которые в свою очередь, рождают чувство неполноценности и другие комплексы. Став подростком, он может начать пробовать алкоголь, прогуливать школу, убегать из дома, совершать преступления. А все потому, что никто вовремя не увидел, не помог справиться с ситуацией.

Кроме того, постоянные стрессы у детей, если никак с ними не бороться, могут привести к психосоматическим расстройствам, таким, как, например, энурез, заикание.

- То есть психические проблемы могут стать причиной заболеваний самых что ни на есть физических?

- К сожалению, да. У детей на фоне психологического «сбоя» могут чаще возникать иммунные проблемы - это простудные заболевания, аллергические дерматиты, бронхиальная астма. У взрослых часто психологические переживания на фоне стресса переходят в более длительное, если сравнивать по времени, явление, как депрессия, а также перетекают в расстройства пищеварительной, сердечно-сосудистой, иммунной систем, например – язвенная болезнь, холецистит, скачки артериального давления. Это серьезные вопросы, которые нужно решать вместе с педиатрами, терапевтами, детскими неврологами. Любой терапевт подтвердит, что тело рано или поздно начинает реагировать на избыток негативных эмоций. Даже если человек их подавляет, напряжение-то растет. И отражается на внутренних органах. Недаром говорят, что все болезни от нервов…

- Главный вопрос – что делать? В данном случае – что делать родителям, ведь именно они должны защитить, направить, подсказать?

- Родители, даже при всей их огромной любви к малышу, никогда не смогут оградить его от стрессов. А, следовательно, от переживаний. Единственное, что они могут, – проявить чуткость, поддержать словом, выполнять свои обещания, не обманывать малыша. Они, с их жизненным опытом, должны научить юного человечка правильно реагировать на ту или иную ситуацию, достойно выходить из различных положений. А если стресс вызывает родительское поведение, то нужно обратить внимание на себя – отодвинуть алкоголь, перестать скандалить, словом, психологическая экология и гигиена должны присутствовать хотя бы в стенах дома, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, нужным, любимым.

- Это что еще за новое понятие – психологическая экология? Гораздо чаще приходится слышать про экологию природную…

- То-то и оно! Про загрязнение природы говорят часто, а про «загрязнение» душевного равновесия – никогда. Вообще, эта наука изучает действие экологических факторов на поведение человека и к теме детских стрессов относится косвенно. А вот психогигиена и профилактика стресса важны абсолютно для каждого. Взрослые, например, часто испытывают стресс от нехватки времени, от того, что показывают по телевизору, от тех же сериалов, навязывающих определенные социальные стереотипы, как быть, как жить. И люди гонятся, как белки в колесе, непонятно за каким благом, главное, как в телеке, чтобы «все как у других». Ещё пример - в новостях ежедневная тематика – война на Украине. Нормальный человек смотрит это и боится – не дай Бог у нас такое случится! Он ничего не может сделать с той войной, но он переживает! Мелкие стрессы, которые мы сами порой не замечаем, рано или поздно себя проявят. Поэтому важно уметь разбираться со своими эмоциями, анализировать переживания. Для этого ежедневно нужно уделять себе хотя бы пару минут, чтобы отстраниться от повседневных проблем и суеты, сесть или лечь поудобнее, спросить себя: «Почему мне это важно?». То же самое с детьми, ведь им еще тяжелее. Им непросто отфильтровывать нужное от ненужного. И научить этому должны родители, ведь если не они, то кто?..

Беседовала ВераГЕРАСИМЕНКО, , «ЧР» №100, 7 октября 2014 г.

Фото www.raut.ru

Новости по теме: