Мир через призму волшебного фонаря

Дата публикации: 27.03.2014 - 03:26
Автор:
Просмотров - 673

alt

Пока новые украинские «власти» делят полномочия и территории, Европа с США придумывают санкции против России, в нашей стране совершенно тихо и спокойно произошло если не революционное, то очень знаменательное событие – наконец-то от слов о развитии детской литературы перешли к делу. 25 марта в Кремле президент страны Владимир Путин торжественно вручил первую в истории России премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.

И что крайне примечательно – пионером стал Владислав Крапивин, писатель, отдавший детской книге более полувека, человек, создавший удивительный и уникальный отряд «Каравелла». Также обладателями премии стали режиссер анимационного кино Эдуард Назаров и художник Александр Траугот — за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации детской и юношеской книги.

— Хочется выразить большую благодарность за столь высокую награду, - сказал на церемонии награждения Владислав Крапивин. - И благодарность не столько от себя, сколько от тех юных читателей, для которых я пишу свои книги. Учреждение этой награды дает очередную надежду на развитие литературы для юношества, без которой невозможно представить нормальную добрую жизнь нынешнего поколения.

С повестями и рассказами этого замечательного писателя мне удалось познакомиться еще в раннем детстве. Как-то перебирая на полках библиотеки книги, вдруг увидела название «Валькины друзья и паруса», взяла домой – и с тех пор стала его верной читательницей. Правда, купить в магазинах томики Крапивина было практически невозможно, несмотря на большие тиражи, разбирали книги моментально. Правда, выручали журналы «Пионер» и «Костер», в которых регулярно, из номера в номер, печатались произведения писателя.

«Но сейчас-то время другое, и наверняка на магазинных полках можно найти если не все, что душа пожелает, то многое», - подумала я и отправилась в книжный павильон. Однако вскоре постигло разочарование, ни одной повести там не оказалось. Продавец рассказала, что раньше произведений Крапивина было очень много, их охотно покупали посетители, но в последние годы отчего-то издатели перестали выпускать в свет книги автора.

Впрочем, с остальной детской литературой дела обстоят лучше, издательства исправно печатают довольно большой перечень книг, а покупатели довольно регулярно наведываются в магазин.

- Лучше всего покупают сказки и книги для маленьких, - поделилась продавец. – Они с отличными иллюстрациями, детям интересно. Также популярностью пользуются книги, которые школьники должны прочитать по программе, вот смотрите, несколько полок с ними. Но покупают и другие книги. Хорошо идут фантастика, детективы. Ребята постарше сами приходят за покупками, помладше - с родителями. Вообще берут книги хорошо, есть постоянные посетители, так что интерес к чтению остался.

Интерес-то, может, и остался, но вот вектор во многом сменился. Правда, на полках очень много сказок, детской классической литературы, но очень мало книг о войне, а я помню, как в детстве ими зачитывались мои сверстники. Явно редким спросом пользуются тома из «Библиотеки приключений», что-то не заметно ни Майн Рида, ни Фенимора Купера, ни Жюля Верна, ни Марка Твена. Зато в изобилии фантастические повести, довольно большой раздел занимают «Книги для девочек», ну и, конечно, как без серии о Гарри Поттере! К нему, похоже, читательский интерес не ослаб.

- Да «Поттериада» весьма популярна среди наших читателей, - подтвердила предположение заведующая Центральной детской библиотекой Нина Кухтина. – Что касается других предпочтений, то ребята постарше любят читать фантастику, детективы, юмористические рассказы современных авторов. А вот Крапивин почему-то сейчас популярностью не пользуется, хотя несколько лет назад его читали охотно. Хорошо берут книги Антона Иванова, Анны Устиновой, повести Валерия Роньшина, Эдуарда Веркина. Весьма популярны мистические произведения Стефании Майер из серии «Сумерки».

Словом, предпочтения современных школьников весьма отличаются от интересов их сверстников, скажем, два-три десятка лет назад. Когда за право первому прочитать «Зверобоя» Фенимора Купера или «Таинственный остров» Жюля Верна чуть не дрались. А вот младшие школьники, как оказалось, любят те же самые книги, что и их мамы, папы, дедушки и бабушки – стихи Маршака, Агнии Барто и Заходера, рассказы Драгунского и повести Николая Носова. Из более современных писателей с удовольствием читают Эдуарда Успенского и Кира Булычева.

Как отмечает заведующая библиотекой, из двух тысяч читателей примерно половина ребят не ограничивается лишь чтением литературы по школьной программе, а берет книги для себя. Периодически юные книголюбы удивляют библиотекарей своими просьбами, то, скажем, младшеклассник просит Булгакова, то «Горячий снег» Бондарева. Конечно, бывает и так, что восьмилетний ребенок способен прочитать и понять взрослые книги, но все же сотрудники библиотеки стараются поговорить с читателем, подобрать для него литературу, больше соответствующую возрасту.

- Сейчас у нас проходит неделя детской книги, - говорит Нина Кухтина, - в ее рамках мы устраиваем встречи с ребятами, рассказываем о книгах, беседуем о писателях. И если в 90-х годах эта работа практически затухла, то сейчас ведется весьма активно. И читают школьники все же не так мало. Тем более что с появлением электронных книг многим уже нет смысла идти в библиотеку. Хотя, на мой взгляд, нет ничего лучше настоящей, бумажной книги.

С этим сложно не согласиться. На самом деле совершенно разные чувства испытываешь, перелистывая старый том, который до тебя читали десятки других людей, и текст на экране монитора. Другое дело, что «электронка» приходит на помощь тогда, когда бумажный вариант достать попросту невозможно. Или же, в связи с законом о защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью, когда библиотекари не имеют право выдать семикласснику, к примеру, «Всадника без головы» Майн Рида только потому, что издатель поставил на ней маркер «16+». А как показывает практика, маркировка часто ставится совершенно необъяснимым образом.

- Впрочем, выход из этого положения есть, - продолжает Нина Кухтина, - мы просто беседуем с родителями, если они согласны, что ребенок может читать книги не по своему возрасту, то выдаем ему. Ведь мы все заинтересованы, чтобы дети читали. И мы, и родители, и учителя литературы. От последних, кстати, тоже очень много зависит. И мы видим результаты, когда у школьников преподает такой учитель, что ребенок тянется к книге. Можно даже сказать, о каком именно авторе говорили на прошлом уроке. Например, все вдруг Гайдара начинают просить.

Сейчас в залах библиотеки не так уж часты маленькие посетители – каникулы. Впрочем, каждый день проходят тематические встречи и ребята открывают для себя новые грани чудесного мира книг. Зато с началом учебной четверти школьники вновь проложат тропинку к библиотеке, и будут порой озадачивать взрослых своими неожиданными вопросами.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №34 от 27 марта 2014 г.

Новости по теме: