Резонанс на статью «Плюс 26 ноутбуков», опубликованную в «Черногорском рабочем» 4 декабря.
Вот что я заметила, как только начинают говорить о модернизации школьного образования, так в первую, если не в единственную очередь, аргументация сводится к появлению новой техники. Вот и в этой статье речь также идет о машинах. Председатель родительского комитета радуется, мол, поступили новые ноутбуки, компьютеры, в классах телевизоры и мультимедийные установки.
Не спорю, в современной школе и техника должна быть современной, однако без человека она как была, так и останется бездушной железякой. А вот о людях-то я ничего и не прочитала.
Ведь мало купить компьютер, посадить за него школьника, нужно чтобы сам учитель был, как теперь говорится, продвинутым пользователем, мог выжать из техники все, только в этом случае расходы на приобретение машины себя оправдают. Однако практика показывает, что далеко не все педагоги могут совладать с компьютером.
Я долгое время прожила в Томске и не раз сталкивалась с такой проблемой. Скажем, в свое время администрация области затратила огромные средства, чтобы провести интернет даже в самые отдаленные деревни. В сельские школы закупили компьютеры, казалось, радоваться надо, наконец-то ребятишки получат те же возможности при обучении, что и городские дети. Но вскоре выяснилось, что дорогостоящая аппаратура простаивает, интернет никому не то что не нужен, а просто никто не умеет работать на компьютерах, не знает, как и зачем выходить во всемирную сеть.
Спрашивается, стоило ли тратить деньги на этот проект, если не было проведено предварительное обучение учителей? Можно сказать, что стоило – ведь в конце концов обучение все же было проведено. Но как! Моя однокурсница как раз подрабатывала в институте повышения квалификации, много рассказала о том, как проходит это переобучение, каков уровень энтузиазма у педагогов. Большинство не хотело и не стремилось знать больше, апеллируя к тому, что, сколько лет по старинке работали, и ничего страшного не было, так зачем забивать головы свои и детей новыми знаниями.
И сегодня, я знаю, много учителей в лучшем случае использует лишь десятую часть возможностей техники при проведении уроков. Это во-первых.
Во-вторых, даже если педагоги и желают вести занятия с использованием современных машин, далеко не всегда они это могут делать, с одной стороны, из-за того, что нет соответствующих курсов, а с другой – далеко не каждый способен сам разрабатывать методику ведения урока по-новому, да и где взять на это время?
И, в-третьих, боюсь, что со временем радость от внедрения в образовательный процесс компьютеров и ноутбуков может потускнеть, когда придет пора подсчитывать баланс положительных и отрицательных воздействий от общения ребенка с техникой.
Насколько мне известно, в России не проводилось комплексных исследований на тему «Нужно ли ограничивать работу школьников за компьютером или от внедрения информационных технологий в школах одна только польза». А вот в Германии такие исследования были, и они показали, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем меньше их успехи в изучении языков и математики.
И еще один момент, связанный со здоровьем. Все, кто много времени проводит за монитором, прекрасно знает, как это отрицательно сказывается на зрении. И это говорят взрослые люди, с уже сложившейся системой организма. А как быть с малышами, у которых органы только формируются? Учитывается ли это, когда внедряют уроки на компьютерах?
Я уже не говорю о том, что до сих пор нет полноценных исследований, касающихся изменения психики, связанных с работой на компьютере, общении в интернете. Да и понятно, времени слишком мало прошло, как эти явления появились в нашей жизни, откуда ж наработать нормальную статистику. Но учитывать возможные негативные последствия – необходимо. Ибо завтра может быть уже поздно, и никакими мерами не удастся исправить причиненное зло.
Впрочем, не следует думать, что моей целью было дискредитировать вообще введение в школу современных технологий. Отнюдь нет, как человек, связанный с компьютерами, я прекрасно вижу пользу техники. Единственное, к чему призываю, – это к осторожности и благоразумию.
Анна ИГНАТЬЕВА,
преподаватель вуза, № 145 от 8 декабря 2012 г.