Людмила Ольшевская: "Для меня счастье - это работа"

Дата публикации: 30.08.2016 - 04:41
Автор:
Просмотров - 883

alt

На хрупком листке, готовом вот-вот рассыпаться от времени, аккуратно выведены слова: «…девочка дисциплинированная, очень способная. К занятиям в школе относится добросовестно, много читает художественной литературы, газет. Активно участвует в общественном школьном труде. Хорошо работает с октябрятами, пользуется авторитетом в классе».

Эти строчки, выдернутые из характеристики Людмилы Ольшевской, были написаны больше полувека назад. Но своей актуальности не потеряли до сих пор. Она по-прежнему активно участвует в общественной жизни Черногорска, хорошо работает с ребятней своего двора и пользуется авторитетом – нет, уже не в классе, - в городе! И это в свои семьдесят «с хвостиком»!..

- Людмила Яковлевна, слышала, что газетчики много раз пытались с вами пообщаться, написать о человеке, на которого действительно можно равняться. А вы все время отказывались. Отчего же?

- Наверное, потому что по натуре я больше исполнитель – тихий, добросовестно делающий свою работу, нежели руководитель, умеющий много и красиво говорить, в том числе и о себе.

- И, тем не менее, вы долгое время стояли у руля больших кораблей под названием городской парк и Дом быта. А начинали с малого, точнее, с самых маленьких… Расскажите!

- Мне было всего 16 лет, когда начала трудиться. Сестра, которая была заведующей детским садом, взяла к себе, подработать воспитателем. За 13 лет, что называется, набила руку, получила нужное образование… И свернула на совсем другую дорогу – ушла в культуру. Была заведующей читальным залом. А спустя совсем немного времени предложили на выбор две должности: директор кинотеатра «Мир» и директор парка культуры и отдыха. Выбрала второе.

- Почему?

- Работа показалась интереснее. В то время автомобилей было мало, из города люди почти не выезжали. Куда идти? В парк! Он был центральным местом отдыха горожан. Работали восемь аттракционов, колесо обозрения. Билеты стоили от 5 до 20 копеек. На детской площадке ребятня играла бесплатно. Зимой прокладывали лыжню, огромным спросом пользовался пункт проката спортинвентаря. Здесь же проводились все профессиональные и народные праздники. Только представьте: танцплощадка по проекту должна была вмещать 300 человек, а на деле до 600 доходило. Такими темпами уже на второй год моей работы парк стал приносить прибыль. Расхрабрились, решили даже поучаствовать во всероссийском смотре-конкурсе парков культуры и отдыха. Заняли призовое место, даже премию Министерства культуры получила, из Москвы!

- Прямо-таки работа-праздник, ей-богу!

- Но давался этот праздник не без труда. К примеру, по средам, субботам и воскресеньям приходилось работать до одиннадцати часов вечера, потому что в эти дни под живую музыку вокально-инструментального ансамбля проходили танцы. Что касается аттракционов, то каждый раз перед их запуском нужно было провести испытания – это тоже ответственная работа. А если учесть, что на тот момент мне только-только исполнилось 30 лет (самая молодая в коллективе, а уже директор!), каждый шаг давался нелегко.

- Так, может быть, именно благодаря смелости, соединенной с бойкостью, ухарством, – всю эту гремучую смесь наши предки еще называли удалью молодецкой - и удалось превратить парк в большой, по-настоящему любимый черногорцами центр развлечений! Но ведь он был еще и самой зеленой, облагороженной территорией в городе. Этого-то как получилось добиться?

- Ограда у парка долго была простой, деревянной, со столбами из бутового камня. Нужно было менять. Город выделил 105 тысяч рублей – по тем временам, когда легковой автомобиль стоил пять тысяч, - огромная сумма! Так появилась чугунная ограда.

А что касается зелени, то парк был разделен на 22 участка, каждый закреплялся за каким-либо городским предприятием. Они-то и приглядывали за своими уголками, содержали их в чистоте, оберегали. Помогали школьники - с вениками да ведерками в руках. Почему сейчас ребятня этого не делает – та еще загадка. У меня же об этом остались только хорошие воспоминания.

- А какие воспоминания остались о создании городского музея? К нему ведь вы тоже приложили руку, стояли у истоков!

- В 1977 году, когда я стала ответсекретарем Всероссийского общества памятников истории и культуры, на одном из заседаний заговорили: почему везде есть музей, а у нас нет? Давайте создадим! Посоветовавшись с членами общества - директором школы №3 Евдокией Леонтьевной Павиной, инженером, увлекающимся историей угольной промышленности, Анатолием Федоровичем Минаковым, инженером-геологом Михаилом Дмитриевичем Дурмановым, а также Галиной Степановной Андрющенко, Галиной Яковлевной Ольховской, Эльзой Оскаровной Симоновой – взялись за дело. Лучшей кандидатуры на роль директора будущего музея, чем Валентина Васильевна Жарова (Антонова), не нашли. В то время она трудилась в школе-интернате, слыла человеком с неиссякаемой душевной силой, с тяготением к знаниям, до всего старалась докопаться.

Кроме одной старой книги, материалов о Черногорске не было вообще, нужно было с чего-то начинать. С Валентиной Васильевной пошли в гости к старожилам, записывали их воспоминания. Неоднократно ездили в красноярский музей, привезли первые достоверные данные об основательнице города Вере Баландиной. Подтянули предприятия – они писали исторические справки о своих организациях. Неоценимо помогли школьные музеи.

- Словом, копились материалы не по дням, а по часам. Но где ж вы их выставлять планировали? Куда людей приглашать?

- Вскоре стали об этом задумываться. Попросили помещение у руководства комбината «Искож» и без проблем нашли отклик. Так мы въехали в четырехкомнатную квартиру по Калинина, 3. Здесь за дело взялись наши художники – Иосиф Черненко и Владимир Демьяненко. Они с фантазией подошли к делу, оформляли сразу четыре экспозиции – об истории города, о шахтах, о Великой Отечественной войне и о современном Черногорске.

Открывали музей всем миром. Обрезки стекол принесли со стройки хирургии, ДВП дал домостроительный комбинат, кто-то помог краской, кто-то – гвоздями. Обзавелись мебелью – шкаф, стол, стул. На литейно-механическом заводе Валентина Васильевна заказала решетки, да не обычные, а с рисунком шахтерской и промышленной тематики. В итоге за создание музея получили грамоты и талоны на приобретение ковров.

- …а потом новый жизненный поворот, и вот вы уже директор Дома быта. Страшно было переходить в другую сферу?

- Страшно. Я уже значилась директором Дома бытовых услуг «Мода», а сама еще целый месяц не говорила мужу, что сменила работу. Но это было не менее интересно, чем трудиться в парке, чем помогать создавать с нуля музей. Обустраивались, обживались. В 80-х всё доставалось с трудом. Помню, как ездила на шелковый комбинат за шторами… Я их потом еще 10 лет сама стирала, никому не доверяла! К своей работе относилась честно, никогда не боялась ревизий и проверок. Если и сделают какие-то замечания, знаю – это мне на пользу.

- Обычно такие «люди-моторчики», как вы, да еще и с повышенным уровнем ответственности в крови, обязательно занимаются какой-то общественной работой…

- Занималась и занимаюсь по сей день! На общественных началах была секретарем городских комиссий по борьбе с вензаболеваниями, по борьбе с пьянством и алкоголизмом, с детским травматизмом… Всё это подарило мне большой круг добрых знакомых, приятелей, друзей. Меня вообще всегда окружали только хорошие люди, у которых я многому училась.

Когда трудилась в отделе культуры, листала старые бумаги и нашла документы, красноречиво говорящие о том, что когда-то в Черногорске хорошо работал женсовет. А потом притих. Почему бы не возродить? На тот момент последним председателем значилась Вера Редькина, новым стала Калерия Витальевна Мягчилова, она работала в горкоме партии. Меня назначили ее заместителем – так я связала жизнь с женсоветом, уже 35 лет в нем! Мы ходили по детским садам - смотрели, хорошо ли готовятся к зиме, проверяли пионерские лагеря, наведывались в больницы.

- Наверное, начальники учреждений вас не очень-то любили?..

- Они нормально реагировали. Не как в передаче «Ревизорро» нынче показывают – с криками да скандалами. Мы не были карательным органом, старались помочь.

Когда председателем стала энергичная Нина Владимировна Марусич, на базе поликлиники организовали курсы домашней медсестры, чтобы обучить женщин самому необходимому – ставить уколы, мерить давление, чтобы сами в случае чего могли помочь себе и своей семье. Спрос был такой, что пришлось организовывать второй поток. Недавно встретила женщину, которая сказала: «Как здорово мы тогда отучились! Мне всё это очень пригодилось в жизни».

Уже больше 20 лет женсоветом руководит Валентина Сергеевна Трибунская. Она не дает засидеться! Большую работу проводим с неблагополучными семьями, не оставляем без внимания участников ВОВ, тружеников тыла, вдов, участвуем в жизни города.

- Недавно нас с вами свел один из тосовских праздников. Получается, вы еще и там активничаете? Вот где, наверное, опыт руководства городским парком пригождается – многое крутится вокруг облагораживания своего двора да праздников!

- Наш ТОС «Майский» очень дружный. Мероприятия проводим вместе, молодежь завлекаем – удается! Нынче проводили праздник «Здравствуй, лето!», ребятне так понравилось – еще попросили. Начали готовиться. Недавно подбегают: «Людмила Яковлевна, будете смотреть, что мы нарепетировали?» Отвечаю: «Буду! Только мне цветы полить надо. Быстрее хотите – берите лейки да помогайте». Помогают!

Отдельный разговор о цветах, их я очень люблю. Наталья Парахонская, Лидия Озерова, Надежда Кривошапова, Лидия Гереш, Галина Фурсаева и многие другие, всех не перечесть, - благодаря этим женщинам в нашем дворе красиво и уютно. А еще у нас растет больше 17 видов деревьев и кустарников!

- Вы ведь и сегодня продолжаете трудиться…

- От директора Дома быта дошла до вахтера – тоже важный человек!

- Отдыхать-то еще не хотите?

- Надо бы уже. Люди в 55 на пенсию идут, а у меня только беспрерывного трудового стажа 55 лет! Но с другой стороны, а что ж я буду делать, если уйду?

- Женсовет у вас есть, ТОС, еще вы председателем квартального комитета являетесь!

- Так я все успеваю. Как когда-то вошла в этот ритм, так и бегу. Не представляю уже себя без работы, честное слово.

- А есть что-то, о чем жалеете?

- Лишь о том, что семья у меня всегда была на втором месте, после работы. Наглядный пример: когда сын был маленьким, написал в сочинении под названием «Моя мама» такие строчки: «Моя мама работает директором парка. Ей всегда некогда. Мы с папой занимаемся тем-то и тем-то…» Словом, сочинение-то вроде про маму, а речь о папе. Зато сейчас больше внимания уделяю внукам.

- Наверное, и возраста не чувствуете?

- От души скажу: кажется, что мне максимум 60. Езжу за ягодами и грибами – люблю это дело. Избегаю вдоль и поперек все горки, а после приеду – и ноги на подушку!.. Душой отдыхаю на природе: встретить с друзьями рассвет, проводить закат, понаблюдать за огоньками на том берегу – это моё. В прошлом году видела журавля. До сих пор он перед глазами - как взмахнул крыльями, как взлетел. Вчера впервые в жизни стрижей увидела!..

- Это слова счастливого человека! Ощущаете себя таким или всё же чего-то не хватает для полного счастья?

- Я не знаю, что такое полное счастье. И никто не знает! Для меня счастье – это работа. Она дала шанс прожить жизнь достойно, стать полезной родному городу.

…Уже когда стою на пороге, Людмила Яковлевна начинает горевать о том, что к моему приходу не успела настряпать своих особенных блинчиков: они у нее получаются такие, что любо-дорого поглядеть, вкусно-лакомо съесть.

Ничего, Людмила Яковлевна, успеется! Несмотря на наш двухчасовой разговор, столько интересного осталось за кадром… Значит, есть повод встретиться еще. Тогда и почаевничаем, смакуя ваше фирменное угощение!

Вера ДАНИЛЕНКО,

фото автора

Новости по теме: