Курица - не птица, трактор - не авто! Так ли?

Дата публикации: 16.06.2016 - 04:03
Автор:
Просмотров - 768

alt

Если открыть толковый словарь, то можно прочитать такое определение слова «автомобиль»: «Самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям». Однако, в жизни немало людей уверены, что необходимое для легковушки или грузовика почему-то необязательно для трактора или погрузчика, да и снегоход – это и вовсе не транспортное средство, а игрушка для взрослых. Поэтому не раз приходилось слышать недоумённые вопросы – зачем и к чему техосмотры для них, и так ли уж важны права, чтобы кататься на квадроцикле?

Прояснить эти моменты мы попросили начальника инспекции - главного инженера-инспектора гостехнадзора по Абакану, Черногорску и Сорску Сергея Жилинского.

- Сергей Анатольевич, время от времени мы слышим, что в республике проводятся, то операция «Трактор», то «Снегоход», а в чём смысл этих мероприятий и что именно проверяют инспекторы?

- Да, ежегодно мы проводим три профилактических мероприятия – одно «Снегоход» и два «Трактор». Последняя операция «Трактор» закончилась 20 мая. К нашей подведомственности относятся такие виды транспортных средств как тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, мелиоративные и сельскохозяйственные машины, иные самоходные машины, имеющие объем двигателя более 50 см3 и максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч. А также самоходные машины, независимо от скорости движения, не предназначенные по своим параметрам (габаритам, типу двигателя) для движения по дорогам общего пользования - гусеничные тягачи, снегоходы, квадроциклы и т.п.) и прицепы к ним. Цель проверок – контроль за техническим состоянием, чтобы машины соответствовали требованиям безопасной эксплуатации.

- И какие нарушения чаще всего выявляете?

- В ходе совместных проверок с инспекторами ГАИ только за последний месячник осмотрели 55 единиц транспорта, в результате чего к административной ответственности привлечены четверо физических лиц и одно должностное лицо. Основной вид нарушений – это непрохождение технического осмотра.

С регистрацией проблему удалось решить, крайне редко сейчас встречаются тракторы без регистрации. С техосмотрами вопрос остался. Есть и предприниматели, и частные лица, которые приобрели технику, зарегистрировали её, эксплуатируют, но игнорируют требование закона – проходить техосмотр раз в году. Но в основном, нарушают именно предприниматели. Частники более ответственно относятся к соблюдению требований. В целом, надо отметить, что парк тракторно-бульдозерной техники, снегоходов и т.д. в Хакасии довольно большой. Скажем, в Абакане их порядка 1800 единиц, в Черногорске и Сорске - примерно девятьсот, - это те машины, что стоят на учёте. Притом, по нашим подсчётам, еще порядка 30 процентов эксплуатируется неучтённой техники.

- А среди предпринимателей кто в фаворитах и кто в отстающих?

- Чаще всего нарушители встречаются среди представителей малого бизнеса, у которых две-три единицы техники. Среди крупных предприятий немало нарушений выявляем у строителей. Что касается угледобывающих компаний, то пока претензий к ним не было. К слову сказать, мой хороший знакомый много лет работает на карьерной технике, трудился в разных регионах страны, в общем, человек опытный. Сейчас он - машинист на разрезе «Черногорский», и говорит, что такого уровня охраны труда, соблюдения техники безопасности, регламентных работ, как в «СУЭК-Хакасия», на других предприятиях не встречал. Конечно, нас не может не радовать, что на подведомственной нам территории есть примеры ответственного отношения к техническому состоянию транспортных средств. Ведь не будем забывать, что машины – это объекты повышенной опасности.

- Кстати, знаю, что до того, как возглавить инспекцию Гостехнадзора, вы много лет работали в ГАИ. Скажите, из вашей прошлой практики, насколько на самом деле опасным может быть пренебрежение требованиями о прохождении техосмотров и т.д.? Насколько вообще актуальна для тракторной техники проблема аварийности?

- Конечно, скоростной режим у тракторов и экскаваторов не сравним с грузовиками и легковыми автомобилями, но, тем не менее, аварии случаются и из-за человеческого фактора, и из-за технических неисправностей. На моей памяти трагические случаи, когда гибли люди. Гибли и получали ранения сторонние участники движения, ведь тракторная техника пользуется дорогами общего пользования. Некоторые просто недопонимают, какие серьезные последствия могут быть из-за халатного отношения.

- Но почему тогда владельцы предприятий так игнорируют техосмотры? Может, имеет смысл почаще устраивать им внезапные проверки?

- Дело в том, что 294 Федеральный закон «О защите предпринимателей и малого бизнеса» запрещает нам проверять объекты чаще, чем раз в три года, более того, об этих проверках мы вынуждены предупреждать заранее, но даже и эти меры, как показывает практика, не всегда дисциплинируют предпринимателей. Единственное исключение – можем провести неплановую проверку, если есть информация о том, что состояние техники представляет угрозу для жизни и здоровья населения.

- То есть, вы «не кошмарите» бизнес, а относитесь к нему крайне трепетно. И при этом все равно нарушения?

- С учётом очень низких сумм штрафов, нарушители наказанными себя не чувствуют. Судите сами, за не пройденный своевременно техосмотр физическое лицо должно заплатить всего от 100 до 300 рублей административного штрафа, при стоимости техосмотра в 400 рублей, должностное лицо максимально может заплатить тысячу рублей. Но что это за суммы для организации? Правда, в отношении предприятий мы можем применять суровые меры вплоть до закрытия, но ведь это тоже не выход. Это уже крайняя мера. Хочу отметить, что водители относятся к нашим проверкам лояльно, они понимают их необходимость.

- С большой техникой, думаю, мы разобрались. Но немало вопросов остается со снегоходами и квадроциклами. Этот вид техники получил распространение не так давно, но на его счету уже есть смерти. Гибнут водители снегоходов, а то сбивают и калечат на трассах горнолыжников и сноубордистов. В последние пару лет актуальными стали аварии на «квадриках». Мы помним, что в прошлом году в Хакасии 11-летний мальчик переехал 7-летнюю девочку, и она скончалась. Почему-то нередко взрослые считают, что эти виды машин – скорее, игрушки, чем полноправные транспортные средства, эксплуатация которых должна происходить по строгим правилам. Ваша структура каким-то образом контролирует эту категорию участников движения?

- Конечно, мы также проводим проверки. Владельцам снегоходов и квадроциклов необходимы, так же, как другим водителям, права на управление. Сама техника должна быть зарегистрирована в установленном порядке, соответственно, техосмотр нужно проходить раз в год. А передача права управления другому лицу, и уж тем более ребенку, недопустима в принципе! Нарушения регламентируются статьями КоАП РФ, глава 12.

- А в городе можно использовать квадроциклы?

- Да, они предназначены для дорог общего пользования. Но эксплуатировать допустимо только в случае, если все законные требования соблюдены, – регистрация, техосмотр, страховой полис, водительское удостоверение, машина оборудована световой сигнализацией. Это касается квадроциклов с объемом двигателя свыше 50 см3. Кстати, эти же требования касаются и самоходных мотоплугов. Буквально неделю назад мы в Усть-Абакане задержали трех мужчин, которые одновременно управляли таким мотоплугом в состоянии алкогольного опьянения, и они понесли наказание, такое же, как водители.

Надо отметить, что за соблюдением ПДД владельцами снегоходов тоже ведется строгий контроль. Я уже говорил, что ежегодно проводим профилактические операции. Выезжаем в места массового скопления людей – у нас это районы Биджи, Московского, и часть водителей была привлечена к административной ответственности.

Беседовала Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора. «ЧР» №47 от 16 июня 2016 г.

Новости по теме: