«Круть-верть», баян и фортепиано

Дата публикации: 11.02.2015 - 09:36
Автор:
Просмотров - 877

alt

У Елены Филинской, преподавателя детской музыкальной школы Пригорска, есть любовь по имени Лёшка, - сын, которого многие помнят по выступлению с двумя сверстниками-подростками в вокальной группе «САД». Ещё есть своя страна. Правда, маленькая. Так называется один из её детских ансамблей, которому нынче «стукнуло» пятнадцать. И была у неё давняя мечта – организовать фольклорный коллектив из детворы – мал мала меньше, чтоб пели под баян, взрослели на правильной народной музыке. Только вот с баянистами не везло – дефицит!

Долго ли, коротко – нашёлся один, в прямом смысле слова – доморощенный. И теперь группу «Матаня» они ведут вместе с сыном. Бывало, выйдет тот на сцену – высокий, белозубый, с баяном наперевес – девчонкам в зале хоть плачь, все-то глазоньки смозолят. Алексей же – знай, кнопочки перебирает, малышню из ансамбля раззадоривает. Где кивнёт им, где улыбнётся – тайными знаками что-то подсказывает.

После очередного концерта договариваемся неспешно, за чайком, поговорить – о жизни, творческих секретах, русском духе, да мало ли о чём ещё…

ЗВЁЗДЫ В ОГОРОД

- Совсем недавно поздравляли вас с победой «Матани». На международном конкурсе «Подснежник» ваши «мал мала меньше» вырвали у именитых соперников три первых места в разных номинациях. А в январе Алексей порадовал – в составе абаканского муниципального ансамбля «Звоны» прозвенел с коллегами на международном Маланинском конкурсе-фестивале в Новосибирске. «Взяли» весь пьедестал, стали лучшими среди ансамблей и солистов: привезли два гран-при, а также первое, второе и третье места. Алексею досталась вторая ступенька среди певчей братии, собравшейся со всей страны и из-за рубежа.

Чтобы такой звездопад – в ваш небольшой семейный «огород»…

Елена: – Если честно, конкурсы не очень жалуем, относимся к ним с осторожностью, скорее, как к определённому этапу в развитии, а не как к цели, в которую надо стрелять ежегодно. К примеру, «Матаня» блеснула среди сверстников – всё, теперь – пауза, пытаемся брать новые вершины, просто настырно, много работаем. Пройдёт время - обязательно где-то покажемся, потому как без элементов состязательности, ожидания чего-то значимого, без запаха сцены творческая жизнь, проверено,  становится скучной, пресной. А выступления, поездки, смена привычной обстановки, кроме всего прочего, закаляют, воспитывают. Ребята учатся жить, не замечая мелких неприятностей (пусть они идут себе параллельно), не обостряя отношений, пытаются вдали от мам и пап решать свои маленькие и большие проблемы. Если проигрываем – принимаем это как опыт, очередную ступеньку вверх.

Алексей: – Творческие люди – как спортсмены. Много тренируются, занимаются, а успех приходит порой не с первой попытки. Но с каждым новым выступлением характер становится железнее. Помню, когда занимался в музыкалке и что-то не получалось, твердил: всё равно это сделаю! Кстати, есть статистика – те, кто чем-то увлечён помимо уроков, лучше учатся в обычной школе, да и в жизненный водоворот встраиваются точнее, удачнее. Всё просто: если больше загружен, нет времени отвлекаться на пустое, глупое. Привыкаешь ценить не то что свои дни - минуты, без всяких там: пойду, пошатаюсь!

- Понимали бы это родители!

Е.: - Судя по тому, что у нас отбоя нет от новичков – «только бы не бегали бесцельно!» - понимают. Наши ребята организованные, чем дольше занимаются, тем дружелюбнее становятся. Выправляются их характеры, появляются такие черты, как открытость, коммуникабельность, куда-то растворяется вот эта современная злость. Лёша, кстати, подрастал, когда жили в пригорской общаге, такой «круть-верть» был, тревожилась – при моей дикой занятости упущу пацана! Вот и отдала в музыкалку.

ПОХВАЛИ - РАЗОБЪЮСЬ

- Нередко дети по этому поводу голосят: мол, трудно, неинтересно, не получается, обижают, поэтому «не пойду-у-у»! Было такое, Лёш?

А.: - Нет, это не мой случай. Семь лет занимался в хоровом классе у Т.Н.Кирилловой, а затем два года у Т.С. Штефан по классу фортепиано. Помню, зимой затемно расходились с занятий, не замечали времени.

- В который раз убеждаюсь, как много при выборе пути зависит от учителей, не жадных на душу, терпеливых. Чем же зацепила именно Татьяна Сергеевна, как смогла выстроить отношения с пацаном, который семь дыр готов был прокрутить на одном месте, и его, дошколёнком, было дело, мама находила то на чердаках, то в подвалах?

А.: - Как-то получалось, что занимался, не отвлекаясь. Педагога нельзя было назвать напористой, харизматичной, нет! Но я летел на занятия стрелой, к назначенному часу был в классе, как штык, ценил каждое замечание, ремарку спокойного, уверенного в себе человека. И вот ещё что, она никогда не боялась произносить добрые, тёплые слова. А я такой: похвали – разобьюсь, чтоб стать лучше.

- В своей работе с детьми та же политика?

А.: - Ученика, прежде всего, надо приучить, чтобы он воспринимал занятия, как труд, настоящую работу.

- С ребятнёй из «Мотани» это получается?

А.: - На занятиях много внимания уделяем технике, проводим распевки. Иной раз, когда ребёнок не понимает, стараюсь внятнее объяснять, что-то показываю сам. Становлюсь большим громким дядей… но меня никто не боится. Раньше, кстати, всерьёз опасался кого-нибудь напугать – певцы-то наши только что под стол пешком ходили, записываются «в звёзды» с трёх лет! Ничего, срабатываемся, я требую – они делают. Мои похвалы звучат, когда что-то получается.

Е.: – У меня другой подход. Маленьких до определённого возраста надо хвалить постоянно, а среднее звено, 10-14-летних – уже исключительно за дело, если есть результат. В отношении подростков чаще произношу фразу: «Неплохо, надо доработать».

- На людей сцены кто-то смотрит с придыханием. Другим кажется, что очень легко самому выйти, взять микрофон и… А на самом деле? Как получаются музыканты?

Е.: - Полный курс по хоровому классу в музыкалке Лёша закончил не к 9-му, как предусмотрено программой, а к 7-му классу общеобразовательной школы. Решил поступать в музыкальный колледж, индивидуально занимался на кларнете, трубе, класс фортепиано одолел за два года.

- А школьные занятия?

А.: - Учился в первую смену, быстренько обедал, шёл на автобус, чтобы уехать в Черногорск к Т.С.Штефан, часов в шесть вечера возвращался – и ходом в музыкальную школу Пригорска.

НА КАТОРГУ НЕ СОГЛАСИЛСЯ

- Когда влюбился в баян?

А.: - Просто в колледже взял инструмент в руки и сказал: «Буду играть!» За четыре года освоил, помогли навыки игры на фортепиано.

Е.: – Преподаватель в школе говорил: «Да он на чём угодно сыграет!»

- Доигрался до института искусств?

А.:- Поступил на отделение народного хора, второй специальностью был баян.

- Сегодня-то понятно, что выбор был сделан правильно – всё сложилось успешно. А не было ли сомнений, когда кто-то машины  на продажу гонял, другие на рынке копейку заколачивали? Не боялся остаться на обочине с баяном в руках?

А. - Ни капли, потому что музыкант всегда себя способен прокормить. Можно петь или аккомпанировать в коллективах, преподавать, озвучивать концерты, в конце концов, выступать на свадьбах. Кстати, ровесники, с которыми занимался музыкой, практически все – в профессии, крепко стоят на ногах.

Е.: – Когда думали о выборе пути, помнишь, Лёш, я говорила, что надо выбрать дело, которое не покажется каторгой, к которому душа лежит. Была возможность в зону устроиться, тут же отправили бы учиться, когда с армии пришёл. Отвело - прислушались к сердцу.

НАПЕВОВ КОЛОДЕЗНЫЙ ВКУС

- На концерте любопытно было наблюдать, как один из зрителей, армянин, все ладошки себе, наверное, отбил, аплодируя вашей «Матане» с их русским фольклором, притопами, приплясами да детской непосредственностью. А моя душа замирает, когда слышу армянский дудук, их национальные напевы. Не то что трогает – пробивает!

Е.: - В народной музыке – история, которая ведёт, ой, откуда! И значимые, и бытовые события, как правило, сопровождались напевами, причитаниями, потому что самое главное в любом человеке – душа. Она-то и выплёскивается, трепещет, то плакать заставляет, то смеяться, то грустить. Вспомните, как бабушки рассказывали о вечорках, на которых так пол каблуками дробили – щепки летели! Или как шли они на покос, на дойку – опять же, напевая. Всё это прожитое, прочувствованное, думанное-передуманное. Деток качали – всякий на свой лад колыбельные мурлыкал, мелодии переделывая, свои слова добавляя. Собрать бы их – столько тепла, любви, раздумий получить можно – хватит земной шар окутать, чтоб жил в тепле да покое!

А взять Россию - она у нас просторная, с множеством диалектов, культур. К тому же любопытно, как что-то от соседей, других народов, «впитывается».

А.: – Казачья культура, к примеру, вобрала в себя многое от Кавказа, Турции, что-то буквально «вросло», будто там и было. Вместе с тем потомки тюркских народов мало что принимали извне, поэтому на данный момент по объёму материала культура России, как хороший колодец в деревне – глубо-о-окая – дна не видно.

Е.: – В одном из недавних выступлений Путина были удивительно простые слова, мол, страна состоит из представителей разных народов и наций, благодаря чему сформировался мощный генетический код – одно из наших  преимуществ. А ещё, по сути, был дан ответ на вопрос о загадочной русской душе, мол, моральное начало в нас есть, а прагматизма мало. И ценности, которые «ещё пригодятся», никто не отменял.

- Как такие вот премудрости до малышни донести?

Е.: – Репертуар подбираем по возрасту, чтобы дети не просто озвучивали тексты, а понимали их и даже любили. Песни должны быть удобными в техническом плане – связки у ребят только формируются, это целая наука. И, конечно же, когда берёшь пласты вот этой народной боли или счастья, их надо донести, вложить, перелить в сердца до капельки. Проще всего делать это через игру, общение. Объясняем значения слов, а играя, напевая, выстраиваем алгоритм движений на сцене.

А.: – Народному коллективу петь по стойке смирно не пристало. Надо играть, жить, чувствовать. Поэтому на репетициях, а потом и на концертах не устаём просить деток показать, как блестят, горят их глаза, выражая радугу эмоций. А где эмоции, там руки-ноги сами в пляс несут.

ЭФФЕКТ РАДИО

- Проект Первого канала «Голос» для многих стал своего рода откровением в плане умения слушать, понимать музыку. Оказалось, что наблюдать за наставниками порой интереснее, чем за исполнителями. А у вас какие мысли о нашумевших эфирах?

Е.: – То, что с экрана называют слепыми прослушиваниями, я когда-то окрестила эффектом радио. То есть иногда специально во время исполнения ухожу за стенку, чтобы не «заразиться» энергетикой певца, лучше понять звук в чистом виде. Такой ход не случаен. Он позволяет благодаря одному лишь голосу почувствовать характер, возможности, степень таланта. Другой разговор – о том, что взрослый-то «Голос» я принимаю и люблю, а вот детский смотрю с трудом – сердце кровью обливается.

А.: - Если к ребёнку, ещё не окрепшему в житейских бурях ростку, не повернётся ни один из членов жюри, не исключено, что он скажет: «Я больше никогда не буду петь»! Это может обернуться глубокой травмой.

- Но есть и плюсы!

Е.: - Естественно! Думаю, главный из них – подвигнуть кого-то трудиться над собой, заниматься, развивать подаренные природой задатки.

- Алексей, откройте завесу тайны, какие наговоры нашёптывали, чтобы на Маланинском фестивале не оставить шансов коллегам?

А.: - Да просто ещё недавно, как и многие, использовали в «Звонах» формат так называемой народной попсы. Но с недавних пор стали добавлять в репертуар той самой «колодезной» глубины. Педагог по вокалу начала давать нам истинно фольклорные вещи, и репертуар «заиграл» новыми красками. К тому же экспериментируем. К примеру, песню без музыкального сопровождения, разложенную на три голоса, усиливаем партией из трёх жалеек. В другие композиции вкрапляем партии духовых инструментов, делаем собственные аранжировки. Публика наши эксперименты принимает «на ура». Сегодня, как никогда, ощущается интерес ко всему, что связано с корнями, исконной глубиной, душевностью.

- К созданию костюмов для взрослого и детских коллективов у вас столь же трепетное отношение, как к репертуару?

А.: - Без всяких сомнений! Украшения блестят – злой глаз отвлекают, передники особенными узорами расписаны (раньше по ним можно было практически всё о владелице узнать, от места проживания до количества детей), косоворотки скроены, как у прадедов. Всё серьёзно!

Скоро, говорят, сказка сказывается, да не скоро дело делается. Так что Филинские, сразу после интервью, поспешили на репетицию – настоящим делом заниматься. Опаздывать, показывать детям плохой пример, нельзя!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

Новости по теме: