Каким аршином Ленина мерить?

Дата публикации: 21.04.2014 - 08:32
Автор:
Просмотров - 765

alt

Как же

Ленина

таким аршином мерить!?

Ведь глазами

видел

каждый всяк -

«эра» эта

проходила в двери,

даже головой

не задевая о косяк.

В.МАЯКОВСКИЙ

Уже пять месяцев не умолкают разговоры об Украине, ее прошлом и будущем. На исторических и политических интернет-площадках обсуждают всевозможные нюансы, оценивают вклад огромного количества политиков в развитие страны и, конечно, ее нынешнее положение. Как-то на днях зашла речь о Ленине, в частности, о том, что именно ему Украина и обязана значительной частью своей территории, ведь в 20-х годах именно Владимир Ильич отписал новой советской республике Харьковскую область и Донбасс, Одессу и Николаев, Луганск и Запорожье. Но с Украины разговор только начался, дальше перешел на саму фигуру первого пролетарского вождя.

В канун дня рождения Владимира Ульянова, который отмечается сегодня, на мою электронную почту пришло весьма заинтересовавшее меня письмо от Анны Гурковой, и, с разрешения автора, хочу поделиться им с вами.

СТРАННОЕ ВРЕМЯ

Не знаю, после дедушки-Ленина из моего детства я не способна возвести какого-то политика в ранг идола. Да и тогда не возводила, просто образ Ленина, созданный в книжках из моего раннего детства, резонировал с тем, что я про этого товарища читала потом, и это было не сказать что приятно.

Странное тогда было время - самое начало 90-х. Помню всеобщую растерянность, в кругу педагогов она особенно проявлялась. Привели нас, первоклашек, помню, во дворец пионеров... Выстроили в шеренгу. В октябрята принимать - а это был первый год, когда в октябрята уже не принимали, и звёздочек на это дело не выдали... Что делать? Вот товарищи-педагоги этот вопрос прямо при нас и решали, а мы стояли, смотрели и ждали... Потом они обратились к нам, произнесли какую-то речь о традициях, а звёздочки, говорят, если у кого есть и кому нравятся, можете носить, но это не обязательно, можете и не носить. И отпустили нас, не понятно, октябрят или нет, с миром.

А был случай, который очень чётко отпечатался в памяти. Сидим мы как-то на уроке музыки. Младая мальчишеская поросль шумит, преподавательнице обратить внимание класса на свой предмет трудно, я в плохом настроении, потому как невоспитанность моих одноклассников меня всегда добивала... И вдруг, бац, учительница музыки спрашивает с этакими интонациями сомнения в голосе: «А Ленин, он хороший был или плохой?» У нас спрашивает! Учительница! И несколько выкриков с места вразнобой: «Плохой!» Громкие такие голоса ещё, противные. И я с места: «Хороший», но тише, чем они. Потом погромче, и даже руку тяну сказать, робко так, как будто в чём-то виновата, а уже и не хочется ничего говорить, потому что учительница эти кричащие голоса не опровергает, делает вид, что меня нет, хотя я вот она - перед носом сижу. Глаза б мои на такое не смотрели! Дала им выкричаться и продолжила занятие. И ведь они ещё после этого что-то пели! Никогда я так не краснела, как тогда. Меня-то учили, что с места на уроке кричать нельзя, а получается, что я предала... Ленина? Выходит, правда никому не нужна и всем безразлична! Ну, и я ещё наизусть помнила (не зубрила!), например, вот это:

А раньше, много лет назад,

Страною правил царь,

И были не у всех ребят

Тетрадки и букварь.

Получается, все предатели?! И ведь не расскажешь никому о таком стыдобище!

...Тогда я думала, что я предала Ленина.

Если честно, то до сих пор, когда в интернете кто-то из моих знакомых называет Ленина зверем, козлом и т.д., ну, может, не именно этими словами, мне хочется попросить, уже спокойно: «Ленин Лениным, а ты-то кто? Расскажи о себе?» То есть о том, кто такой Ленин и что он сделал, много всего написано, а о тебе самом-то - нет! И знаешь ли ты сам что-то важное о себе?

И правда, странное время тогда было. Я, наверное, бесконечно могла бы вспоминать...

Анна ГУРКОВА

Говорить о личности Ленина, ее значимости для нашей истории крайне сложно - и не только потому, что одни воспринимают его как совершенно безгрешного политика, сделавшего для страны невозможное и добившегося поразительных по эффективности результатов, другие же, напротив, видят лишь тяжелые последствия и именуют Ленина не иначе как палачом народа.

Но что делать, историческая личность такого масштаба всегда вызывает море эмоций, и оценивать его действия однозначно - дело крайне неблагодарное. Да, с одной стороны, был «красный террор», но был-то он в ответ на «террор белый». Да, зачастую безжалостно уничтожались семьи дворян и ничтоже сумняшеся отбиралось их имущество в пользу государства, но, с другой, именно в это время наконец-то вплотную приступили к решению проблемы детской беспризорности. Да, не особо церемонились с представителями церкви, зато объявили программу всеобуча и впервые в истории страны все слои населения получили возможность стать образованными людьми.

Был большой голод, но были и большие стройки. Программа ГОЭЛРО привела в дома не только горожан, но и сельчан электричество. На заводах и фабриках был официально установлен 8-часовой рабочий день, а ведь надо помнить, что добивались трудящиеся его долгие годы. Да что говорить - только за введение всеобщей и бесплатной медицинской помощи, в результате чего забыли про тиф и холеру, миллионы людей могут сказать: «Спасибо».

С другой стороны нельзя забывать о нерожденных детях родителей, погибших в войне, от голода и болезней, от репрессий. Ведь сколько тысяч русских было вынуждено эмигрировать из страны, не приняв нового строя.

Словом, рисовать портрет Ленина какой-то одной краской - дело глупое и гиблое. Как ни крути, не получится. Не был он ангелом безгрешным, не был и кровожадным убийцей. Имел свои слабости и пороки, и, пожалуй, не его вина, что на долгие десятилетия после смерти из человека, пусть и великого, сделали чуть ли не божество. А затем, в годы перестройки, с тем же пылом, да зачастую и те же самые деятели, что еще вчера восхваляли Ленина, стали также активно его низвергать, приписывая тонны настоящих и мнимых пороков.

Причем процесс этот настолько затянулся, что и сейчас еще нет хотя бы приблизительно ясного понимания роли этой личности в истории страны. Научные работы, публицистические материалы, подходы в учебниках истории по-прежнему не дают полной картины. А между тем желание понять и оценить у современников есть.

Валентина СОСНОВСКАЯ

Новости по теме: