Надежда Васильевна РОПОТЬКО, психолог школы №4, более 20 лет встречается с будущими первоклассниками, чтобы определить, готовы ли они психологически для новой роли.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?
- Это прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, - объясняет школьный психолог.
Мотивационная готовность - это желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу. Но желание пойти в школу и желание учиться несколько отличны. Школа может привлечь формой, ранцем и другими новыми, яркими аксессуарами, но важнее, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью - учением; например, желанием писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть как папа.
Ребенок должен осознавать, что быть школьником - это ступень вверх, к взрослости, а учеба - ответственное дело.
Поэтому все, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, интерес к новой социальной позиции школьника.
Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
Здесь уместны совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры должны подчеркивать значение книг, учения.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к новым условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Как родители могут помочь в воспитании необходимых качеств для учебы?
Только научив планировать свои действия и доводить их до логического результата.
Поэтому перед каждым заданием поинтересуйтесь: «Как ты будешь это делать?» Это побудит к планированию действий. Перед уборкой комнаты, например, уточните: «Что, куда и в какой последовательности ты будешь убирать?», перед игрой в строителей: «Что построить и какие материалы для этого потребуются?» Подобные вопросы нужно ставить перед ребенком посто-янно.
Попросите малыша повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что он все услышал и правильно понял задание. Можно попросить объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить поручение разными способами.
Учтите также, что одно дело - планирование и другое дело – реализация задуманного.
Подведение итогов тоже очень важный этап. Не забывайте демонстрировать бабушкам, сестрам, гостям и так далее успехи ребенка: как слеплен из пластилина дракон, нарисован рисунок или наведен порядок в игрушках.
Например, многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Им просто не хватает внимания.
Вспомните, как часто вы позволяли своему чаду остановиться где-то на половине пути: выполняет задание и ладно, аккуратно делать научится потом. Это ошибка! Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания полностью - при уборке комнаты, помощи родителям и т.д.
Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать с первых дней в школе.
Например, правильно организованная домашняя работа постоянно приучает младших членов семьи к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
Изготовьте из плотной бумаги полоску с желобком, куда вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.
Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел до конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.
Так можно приучать к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др.
В наглядной форме можно обозначить сборы в школу, подготовку уроков.
Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно это самая важная составляющая психологической готовности к школе, а в ее основе лежит обучение письму, чтению и счету. Это убеждение - главная ошибка взрослых при подготовке детей к школе, а также причина их разочарований при отборе в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у будущего школьника должны быть.
Главное – это наличие у будущего школьника более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Что еще должны уметь ваши сын или дочка?
Конечно же, общаться с учителем и сверстниками.
Рассмотрим такую ситуацию. Валеру в семье баловали, выполняли все его желания и капризы. Поэтому у мальчика сформировались представление о превосходстве над другими, о вседозволенности и завышенная самооценка.
Как сложатся отношения мальчика в новом коллективе?
В классе он столкнется с новыми для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.
То, что учитель к Валере станет относиться как ко всем, а не с особым вниманием (как его родители), может быть воспринято как несправедливость и возникнут конфликтные отношения.
Всегда нужно помнить, что сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального неблагополучия детей.
Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим учиться, поскольку первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную некомпетентность и неумелость не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: родителей, учителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться – это, прежде всего, умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество.
Эмоциональное благополучие (а в его основе – чувство собственного достоинства), умение учиться, навыки сотрудничества – вот приоритетные ценности.
На протяжении многих лет во время беседы с будущими школьниками задаю вопрос: «У меня две конфеты, у тебя одна. У кого больше?» И в последние годы все чаще наблюдаю негативную реакцию. У детей возникает чувство раздражения, что у кого-то конфет может быть больше, чем у них! Развиваю ситуацию дальше: «Мы съели по одной конфете, как поступить с оставшейся?» Ответы самые разные: «Давай возьмем у мамы денег и купим еще», вплоть до «Зачем тебе конфета, ты старая», или «Ты чужая, отдай мне!» Все меньше ребятишек предлагают разделить конфету пополам. Так вот заметила, что у детей, которые не умеют делиться, в будущем возникают проблемы в общении.
Помните, что ребенку его первые шаги в школе будут нелегки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Подготовила Марина ЗАДОРОЖНАЯ
Приложение «Летят года, скоро мне…», август 2012 г.