История города, застывшая в камне

Дата публикации: 04.08.2015 - 04:10
Автор:
Просмотров - 1186

alt

История Черногорска открывается нам в архитектуре зданий, в памятниках и монументах. Один из таких монументов произвел на меня неизгладимое впечатление. Это памятник шахтерам, погибшим в результате взрыва на шахте №8 в 1931 году.

НАВЕЧНО В ПАМЯТИ

10 февраля 1931 года случилось одно из самых трагических событий в истории Черногорска — взрыв на шахте № 8. Катастрофа произошла в разгар рабочей смены, в подземных выработках шахты находились люди. В результате взрыва был разрушен копер шахты, вышли из строя вентиляционные установки, в подземных выработках обрушилась кровля. Сразу были организованы спасательные работы. Часть заваленных в забое людей удалось спасти, но катастрофа на шахте № 8 унесла жизни 109 горняков.

Память о погибших шахтерах увековечена в 1931 году — на братской могиле был воздвигнут монумент, над ним установлен деревянный копер, копия разрушенного копра шахты № 8. Почти 25 лет простоял этот памятник, но со временем он стал разрушаться, и тогда в 1956 году руководство треста «Хакасуголь» обратилось к скульптору Георгию Дмитриевичу Лаврову с просьбой создать монументальный памятник. Заказ был принят и выполнен. Гранитные стелы на вершине всех трех холмов монумента олицетворяют выходы горных пород несметных сокровищ хакасской земли, над разработкой которых трудились наши предки, сменяя поколение за поколением.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что «памятник шахтерам, трагически погибшим при аварии на шахте в Черногорске, - это не только лучшее монументальное произведение скульптора Г.Д. Лаврова, но для своего времени один из лучших монументов в Сибири, интерес к которому не затухает и поныне. Это была по-настоящему вдохновенная, творческая работа.

Над памятником Г.Д. Лавров работал 6 лет. В 1961 году состоялось торжественное открытие памятника в присутствии Георгия Дмитриевича. Монумент гармонично вписался в городскую среду и окружающую степь. Его мог создать только мастер, глубоко любящий свою сибирскую землю, знающий Хакасию, ее природу, ее людей.

Центральная фигура памятника – сильный молодой горняк, который возносит ввысь кусок горящего угля, по форме напоминающий сердце. Куда смотрит молодой шахтер? Кому адресовано это пламенное послание? Что это: реквием погибшим шахтерам или гимн вечной славы шахтерскому труду? Легко можно заметить связь поколений. Две боковые фигуры: юноша и девушка. Юноша, преклонив колено, благоговейно возлагает дубово-лавровый венок - символ славы и чести труду, в данном случае - шахтерскому. Девушка - пальмовую ветвь (символ мира) и цветы (символ жизни и любви). Монумент погибшим шахтерам - это гимн силе и духу нашего народа. Памятник не просто олицетворяет лозунг «Слава труду!», нет, он располагает к размышлениям. Я замечал, что жители нашего города очень часто останавливаются и подолгу смотрят на монумент, задумываясь о чем-то своем.

СУДЬБА КАК ЗЕРКАЛО ЭПОХИ

В этом году 1 мая (18 апреля по старому стилю) исполнилось 120 лет со дня рождения великого скульптора Георгия Дмитриевича Лаврова, который оставил в истории города яркий и неизгладимый след, создав эту монументальную композицию. Тщетно я искал какие-либо сведения о жизни и творчестве скульптора. В краеведческой литературе о нем только упоминание.

Как такое могло случиться, что о нем, так много сделавшем в области искусства для нашего Черногорска, почти ничего не известно? И я решил узнать о нем подробнее.

В его судьбе, как в зеркале, во многом отразилась история советского искусства, напрямую связанная с историей страны, с её взлётами и падениями, революциями и войнами, с её победами и поражениями.

В процессе исследования изучил электронные фонды архивов и библиотек Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Государственной публичной исторической библиотеки России (Москва), Алтайской государственной научной библиотеки им. В.Я.Шишкова, литературные источники Давыденко И. М. «Художники Красноярска», Ефимовский А.Ф «Енисейский энциклопедический словарь», Царева Н.С. «Георгий Лавров. Жизнь, творчество, эпоха» Лавров Г. Д. «Освенцим без печей» и статьи из различных газет.

Георгий Дмитриевич Лавров - наш земляк, родился в селе Назимово тогда еще Енисейской губернии в 1895 году. Был десятым ребёнком в семье, которая насчитывала двенадцать детей. Отец был иконописцем, художником – реставратором и портретистом, занимался лепкой, много работал и детям привил любовь к красоте, к искусству.

Георгий окончил Красноярское духовное училище, затем духовную семинарию. Три года Лавров занимался под руководством талантливого педагога Д. И. Каратанова. Позднее, чтобы изучить анатомию, необходимую для художника, Георгий поступил на медицинский факультет Томского университета, обучаясь на котором, посещал классы рисования и живописи общества томских художников.

В 1923 году впервые вылепил бюст В. И. Ленина и показал его М. И. Ульяновой. Скульптура понравилась. Успех окрылил молодого художника. В середине 1925 года он делает проект памятника вождю для Полтавы. «...Памятник имеет несомненные достоинства, — отозвался А. В. Луначарский. — Скульптура грамотна и красива, но несколько «вдохновенна», что недолюбливал Владимир Ильич. Я советовал бы придать фигуре Ленина больше спокойствия, меньше театральности» .

Вскоре Луначарский встретился с Лавровым и предложил ему длительную творческую командировку во Францию.

В 1927 году Г.Д. Лавров командируется в Париж, где изучает шедевры мастеров мировой культуры, занимается в мастерских великих французских ваятелей, много работает с глиной и мрамором.

В Париже, в 1930 году, Георгий Дмитриевич знакомится с великой русской балериной Анной Павловой. Сохранилось ее высказывание о первых эскизах художника: «Так интересно меня еще никто не лепил. Скажите, что вам нужно для работы? Я сделаю для вас все, все, все!»

Восемь лет провёл художник во Франции, где прошел прекрасную школу, стал признанным мастером – профессионалом.

Имея возможность навсегда остаться в Париже, Г.Д. Лавров всеми силами своей души стремился на Родину. Посчитав, что его стажировка закончилась, после почти девятилетнего пребывания во Франции, в августе 1935 года полный радужных надежд отбыл в Москву.

ИЗ МОСКВЫ В МАГАДАН

Однако вернулся Лавров совсем в другую страну. В политической и художественной жизни Советской России произошли большие изменения…

В 1936 году в одной из газет Г.Д. Лавров увидел фотографию, на которой И.В. Сталин нежно прижимает к своей груди семилетнюю девочку - Гелю Маркизову, дочь наркома земледелия Бурятии А.Маркизова. Эта фотография вдохновила Г.Д. Лаврова на создание большой презентабельной композиции «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».

Поднятая на руки Сталиным и показанная всему миру девочка казалась обреченной на последующую славу. «Лучший друг детей» подарил Геле часы и патефон. В декабре 1937 года все, без исключения, руководители Бурятии были арестованы. В их числе оказался и отец Гели Маркизовой.

Как поступить с массой портретов Сталина, держащего на руках дочь врага народа?

И, в конце концов, придумали: Гелю Маркизову – переименовать! Отныне было велено считать, что на руках у Сталина совсем другая восточная девочка, не запятнавшая себя родственными связями с врагами народа, тринадцатилетняя таджичка, сборщица хлопка, награжденная орденом Ленина, - Мамлакат Нахангорова.

По всему Союзу начинают перебивать надписи на лавровских скульптурах.

Выбранная Лавровым, и как казалась ему, столь выигрышная вначале тема, все больше оборачивалась для него, как для автора скульптуры, весьма трагическими последствиями, возможно, сказалась и связь с Я. Э. Рудзутаком, заместителем председателя Совнаркома СССР, впоследствии арестованным. В ночь с 15 на 16 сентября 1938 года Георгий Лавров также был арестован.

После продолжительных, изнурительных допросов художнику был объявлен приговор особого совещания: пять лет исправительно-трудовых лагерей. Г.Д. Лаврова обвинили в участии в антисоветской террористической организации и в подготовке покушения на И.В. Сталина.

Скульптор оказался в Магадане, откуда был направлен на золотой прииск «Разведчик».

По воспоминаниям художника: «К концу первого месяца пребывания на «Скрытом» я заболел цингой. Стали расшатываться и выпадать зубы, слезали ногти, появились характерные для цинги язвы. Началась водянка. Ноги превратились в наполненные водой мешки. Я полностью потерял трудоспособность, не мог ходить».

Весной 1941-го перебросили из Оротукана в Магадан на строительство Магаданского дома культуры, где Г.Д. Лавров выполнил несколько скульптурных работ.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

В 1943-м году Лавров был освобожден без права выезда с Колымы, а затем весной 1945 г. направлен в Красноярск. В городе художник прожил три года. Здесь он познакомился со своей будущей супругой – художницей Валентиной Пименовной Солдатовой, которая оставила интереснейшие воспоминания о муже.

В 1948 году он создаёт одно из самых знаменитых своих произведений – портрет В.И. Сурикова для дома-музея великого русского художника в Красноярске. И весной 1947 года получает первую премию и диплом Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР на Сибирской межобластной художественной выставке в Новосибирске. В 1948 году Г.Д. Лавров был награжден медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов» и несколькими почетными грамотами.

С 1945 по 1953 год Георгий Дмитриевич жил и работал в Красноярском крае. Здесь он создал ряд портретов деятелей культуры и науки края. В краеведческом музее находится его «Портрет Д.И. Каратанова», выполненный с натуры и удивительно точно передающий сходство и характер Дмитрия Иннокентьевича. Есть в музее и не менее ценная работа «Портрет хирурга Щепетова». Г. Д. Лавров - автор памятника солдатам 31 Сибирского полка, расстрелянным колчаковцами, и бюста-памятника В. И. Сурикову, установленного на усадьбе Дома-музея художника. В экспозиции Дома-музея есть мраморный портрет Сурикова работы Лаврова.

В Минусинске в 1950 – 1951 гг. Георгий Дмитриевич создаёт скульптурные произведения, формирующие городскую среду, - памятник П.Е. Щетинкину и бюст Н.М. Мартьянова для знаменитого сибирского музея. В Черногорске к нему особое отношение, ему благоволит местное шахтовое и городское начальство.

В 1951-1954 гг. Лавров работает в Жданове (ныне Мариуполь), где Георгий Дмитриевич создает бюсты Белинского и Мичурина на аллее классиков в городском саду (стоящие там и поныне), позже в Орле.

В октябре 1954 г. Лавров получил сообщение: «Дело по обвинению Лаврова Георгия Дмитриевича, осужденного особым совещанием НКВД 11 июля 1939 г., пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР 10 апреля 1954 года. Постановление особого совещания от 11 июля 1939 года в отношении Лаврова Г.Д. отменено, и дело производством прекращено».

В ноябре Георгия Дмитриевича реабилитируют, семья возвращается в Москву. Им выделили полуразвалившийся дом в Хлебном переулке, бывший когда-то гаражом Берии. «Было невыносимо трудно этот гараж реконструировать, все напоминало о пытках» .

Первая персональная выставка скульптора в Москве состоялась в 1982 году во втором здании МОСХа. 8 мая 1984-го ему было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

Работы мастера хранятся во многих государственных и частных собраниях мира в таких городах как Лондон, Париж, Киев, Минск, Москва, Псков, Красноярск, Томск, Улан-Удэ, Бийск, Абакан, Барнаул и др.

Последние годы своей жизни, отданной творчеству, Лавров тяжело болел, перенес несколько операций, ему трудно было ходить, он уже не мог так же, как прежде, упорно и настойчиво работать, проводя у скульптурного станка помногу часов. Он занялся литературным творчеством, написал и опубликовал ряд уникальных воспоминаний, начал приводить в порядок свои творческие архивы.

Скончался скульптор 29 августа 1991 года, прожив 96 лет. «До последней минуты у него была хорошая память, и держался он мудро и деликатно, последними его словами были слова благодарности жене, он повернулся, сказал «спасибо» и умер».

За три дня до смерти его снимало финское телевидение. В Москве был августовский путч. Прикованный к постели художник в последнем своем интервью говорил о скульптуре, говорил об истории, говорил о памятниках уходящей эпохи, которые нельзя уничтожать, потому что без них история будет неполной. До конца своих дней он оставался преданным своей профессии и пронес любовь к искусству через всю жизнь, через все трудности и лишения.

6 сентября в газете «Московский художник» был опубликован некролог, в котором сказано: «Георгий Дмитриевич был добрым, чистым, обаятельным человеком, его жизнелюбие, доброту, ясный ум не смогли сломить тяжелые испытания, выпавшие на его долю, он прожил долгую жизнь достойно и честно».

Нам, жителям Черногорска, стоит гордиться тем, что этот замечательный и талантливый скульптор жил и трудился в нашем городе, создавая его историю.

Александр ГРИШАНИН, ученик 10 «а», «Лицей». «ЧР» №60 от 4 августа 2015 г.

Новости по теме: