Имя дали в честь Чкалова

Дата публикации: 16.06.2015 - 05:12
Автор:
Просмотров - 742

alt

Его дед в начале двадцатого века создал кузницу в селе Кавказское Минусинского района. Собственными руками ковал инвентарь для селян и обеспечивал безбедную жизнь для своей семьи - жены и семерых детей. Но в годы коллективизации имущество, нажитое добросовестным трудом, объявили кулацким, а потому забрали всё, начиная от самой кузницы и до последней коровы. Вытащили даже перину, на которой дед лежал уже больной, сражённый сердечным приступом. Бабушка оказалась более стойкой, она вырастила всех детей, потом до глубокой старости помогала воспитывать внуков, но на всю жизнь возненавидела коммунистов. А он, внук Валерий Чубриков, хоть и любил, уважал её, стал коммунистом, гордясь своим отцом, которого никогда не видел, потому что Великая Отечественная война его родителей свела и разлучила.

Валерия Алексеевича Чубрикова многие знают в лицо, он активный участник Баландинских чтений и других городских мероприятий. Его скрупулёзное и педантичное восстановление страниц прошлого, связанных со строительством и развитием Черногорска, порой вызывают неоднозначное отношение к нему самому. Валерий Алексеевич запросто вступает в спор, если вдруг узнаёт какие-либо факты, искажающие достоверность городской истории. Такая подвижническая активность ветерана не могла не вызвать интереса к нему и к вопросу: а что известно о нём самом?

В.А.Чубриков в этом году отметил своё 70-летие. Это стало поводом для встречи. Хотелось подробнее узнать личную биографию вездесущего краеведа. В ходе беседы выяснилось, что Валерий Алексеевич настолько чувствует привязанность собственной судьбы ко всему вокруг происходящему, что постоянно отклонялся от предложенной темы о нём самом и больше рассказывал о других людях и событиях:

- Участвовать в Баландинских чтениях ещё в 2002 году меня пригласила бывшая тогда директор музея Валентина Васильевна Антонова. Историю города помню хорошо, с детства был человеком наблюдательным, и память была хорошая. Это сейчас забываю, где что положил. Знаком со многими старожилами, беседы с ними сохраняются в памяти, хочется другим передать.

Время уходит, город меняется, многие очевидцы уже умерли. А началось всё со спортивной тематики. Мне предложили работать инструктором на стадионе. В 1967 году я, как организатор, провел первую свою летнюю спартакиаду. И решил написать заметку в «Черногорский рабочий», чтобы люди знали, как прошли соревнования. Когда пришёл в газету, там была заведующая отделом писем Тамара Ивановна. Я попросил: «Вы помогите мне». Она ответила: «У тебя же среднее образование, что же ты сам не напишешь? Принеси, посмотрим». С той поры и начал писать.

Вон оно как. Получается, у Чубрикова более 47 лет журналистского стажа, ну и что, что внештатного. Другой удивительный факт обнаружился в дате рождения. Валерий Алексеевич родился 13 января 1945 года. А ведь именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра Первого вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

Валерий Алексеевич и сам удивляется такому совпадению. Но может это и не совпадение, а именно знак истинного предназначения: стать краеведом и поборником истории родного города. В жизни Чубрикова не раз были моменты, когда он мог и покинуть Черногорск, но всегда возвращался на свою малую родину.

Его биография богата событиями и интересными фактами с самого рождения. Имя «Валерий», в честь легендарного Валерия Чкалова, ему дал родной дядюшка-выпускник черногорского аэроклуба. Это было своего рода крещение, в советской интерпретации. С первого года жизни будущий краевед был уже «лично» знаком с летчиками Бирмской лётно-авиационной школы, в то время базировавшейся в нашем городе. Благодаря им, Валерий вместо игрушек разглядывал кабину самолета. Молодые пилоты, хлебнувшие горечь военного лихолетия, в свободную минуту с удовольствием нянчились с ним. Это были реалии той эпохи.

Федосия Васильевна Чубрикова, мама Валерия Алексеевича, была военнообязанной и служила в Монголии. Мировая политическая обстановка складывалась так, что присутствие в этой азиатской стране частей Советской армии, как заградительного щита против Японской армии, было необходимым. Беременность и роды послужили поводом возвращения на Родину, в Черногорск, но отнюдь не для снятия с молодой мамы военных обязанностей. Декретный отпуск предоставлялся всего на два месяца. Случилось так, что Федосию Васильевну, имевшую на руках грудного малыша, военный билет и опыт службы «за плечами», назначили директором гостиницы Бирмской лётно-авиационной школы. Стоит ли теперь удивляться, почему Валерий Алексеевич так трепетно и ревностно относится к информации об аэроклубовцах и бирмских лётчиках! Подробности событий далёких лет ему не только известны из рассказов старожилов, но и непосредственно связаны с именами его мамы, дяди и отчасти его самого.

Вспоминая детство, Валерий Алексеевич рассказывает:

- Тогда садиков не было. Я воспитывался бабушкой. А у неё корни крестьянские, корову и поросят держала. Она когда из деревни в Черногорск перебралась, по улице Вокзальная построили себе саманный дом. На нём даже крыши не было, потолок был неприкрытым снаружи. Когда дождь шёл, всё текло внутрь. Беднота тогда была. Мать по-армейски воспитывала, надевала на меня комбинезон, и я по улицам, по лужам такого «дрозда» давал! Грязный, мокрый бегал, как все ребятишки. Меня мама среди других узнавала по голове, я был белый-белый. Рос домашним ребёнком. Когда в 1952 году в школу пошёл, первую учительницу бабушкой называл, вместо того, чтобы по имени - отчеству.

Первые три года Валерий учился в школе №6. Потом по семейным обстоятельствам пришлось сменить адрес проживания. С четвёртого класса до самого выпуска учился уже в 11 школе. Его класс, особой успеваемостью и примерным поведением не отличался - ребята были бойкими и шаловливыми, но когда требовалось поработать на пользу школы, тут они проявляли исполнительность и трудолюбие. Вспоминая школьные годы, Валерий Алексеевич до сих пор гордится, что на территории школы учащиеся своими силами построили спортплощадку. Так постарались, что по всему Красноярскому краю среди школьных площадок она была лучшей. А ещё в школе был создан собственный духовой оркестр, в котором Валерий не только обучился азам нотной грамоты, но и успешно четыре года играл партию второго тенора. «Школьные годы чудесные» закончились в 1963 году.

О том, как Валерий Алексеевич выбирал профессиональный путь, лучше него самого не передать:

- В школе я был середняк - ни отличник, ни двоечник, а так… Были четверки, иногда пятерки. Особых успехов я в учебе не имел. Но упрямый! Что задумал, то сделаю! У меня был старший товарищ Володька Ветюгов. Он после школы пошёл токарем работать на литейный завод. Тогда если абитуриент имел два года производственной практики, в институт принимали без конкурса. И вот, он поступил в Томский политехнический институт, на механический факультет.

Когда приехал сюда на каникулы летом, сказал мне: «Валера, в медицинский и педагогический не поступай. Это несерьёзные ВУЗы, а вот у технических - большое будущее». Вот вбил мне это в голову. А я бы мог быть медиком. У меня математика хромала, о чем я страдал. Когда поехал в 1963 году в Томск поступать, её родимую завалил. В 1964 году была выездная томская комиссия здесь, все экзамены хорошо сдал, все четверки - физика, химия, иностранный в то время сдавали, литература, последний математика. Письменно сдал, а устно меня стали гонять по всей программе, и опять не сдал. Мне тогда один парень советовал: «А ты иди в мединститут. Там математика не нужна. У тебя сданы все основные хорошо, ты парень, не девчонка, тебя примут запросто».

А я этой возможностью не воспользовался, а то бы работал по сей день, будучи уже на пенсии, лечащим врачом, как Николай Афанасьевич Крапива.

Последняя фраза прозвучала с доброй улыбкой.

Чем дольше рассказывал Чубриков, тем яснее становилось, что в его судьбе, как в зеркале, отразилась история поколения послевоенной поры. Маленькая деталь в рассказе - а всплывает достоверный факт расхождения советских лозунгов и действительности. При громкой пропаганде равноправия полов на деле всё-таки существовала дискриминация девушек и женщин при поступлении в ВУЗы. Ну, это так, к слову вспомнилось.

Профессиональная биография Валерия Алексеевича настолько обширна, что без его собственных уточнений не запомнить:

- После школы два года работал слесарем-котельщиком. Я прошёл много профессий: и учителем физкультуры в школе №13, мастером производственного обучения в 29-м училище работал, и мастером РемСтрой участка на ХакСМе. Это я всё опыта набирался, проверял себя. Кроме того, постоянно играл в футбол и судил. В 1969 году абаканскому спорткомитету пришла разнарядка, что нужно направить молодых судей на курсы во Владивосток. Это был российский семинар, там были судьи всех категорий. На получение всесоюзной категории я сдал экзамен по судейству на «4». С этого времени и начал судить профессионально.

Несмотря на многочисленные безуспешные попытки, Валерий Алексеевич с годами не утратил желания учиться. Настойчивость и упёртость помогли получить высшее образование. В 1976 году в красноярском политехническом институте Валерий Алексеевич на «отлично» защитил свой дипломный проект, получив специальность «инженер-электрик». Чубриков работал не только инженером ЧЭЗОКа, но и преподавателем в ЧМТТ, не оставлял без внимания городской спорт, писал заметки и очерки спортивной и военной тематики в местные издания.

Выйдя на пенсию, Валерий Алексеевич ещё больше погрузился в историко-краеведческую деятельность, его доклады включены в ежегодные сборники материалов Баландинских чтений. В 2008 году В.А.Чубриков опубликовал сборник собственных очерков под названием: «85 спортивных лет», в котором, по словам экс-главы города В.Г.Сорокина, удалось: «…воссоздать историю зарождения и дальнейшего развития физкультурно-массового движения в шахтёрском Черногорске».

Если в профессиональной деятельности Валерий Алексеевич искал себя, можно сказать, всё время, то в семейном плане выбор был сделан в 30 лет и на всю жизнь:

- Одна жена - Валентина Константиновна. В этом году 40 лет нашей совместной жизни. Поженились с ней в день учителя, она работала в то время в Абакане, в пединституте иностранный язык преподавала. Вместе вырастили единственную дочь, помогли получить два высших образования. Теперь помогаем воспитывать двоих внуков.

Всю жизнь Валерий Алексеевич занимался спортом, однако избежать гипертонии и инсульта не удалось. Об этом он заикнулся вскользь. Тема здоровья, пожалуй, единственная, в которой он немногословен. На мой комментарий, что, несмотря на перенесённое заболевание, активности ему не занимать, Валерий Алексеевич ответил:

- Что делать - вынужден бегать. Не будешь бегать - протянешь ножки.

На этой полушутке, полусовете наша беседа завершилась.

Более ста лет назад норвежский драматург Генрик Ибсен сказал: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна». Это утверждение классика в полной мере подходит к биографическому портрету Валерия Алексеевича. Его жизнь настолько содержательна, что, кажется, его разнообразную деятельность можно было бы разделить на несколько судеб и ещё бы осталось, настолько он активный человек.

Елена САЧЕК,

фото из архива В.А.Чубрикова, «ЧР» № 46 от 16 июня 2015г.

Новости по теме: