А граждане как-нибудь перебьются

Дата публикации: 20.09.2012 - 06:26
Автор:
Просмотров - 870

p>В повести «Скотный двор» Оруэлла есть такая фраза – «Все животные равны, но некоторые животные равнее других». Порой, глядя на окружающую действительность, хочется ее перефразировать: «Все граждане равны, но некоторые равнее».

Ведь, посмотрите, что происходит в обществе: почему-то зачастую закон стоит не на охране прав каждого гражданина, а все больше норовит защитить бизнес. Нет, на словах все красиво, защите подлежит каждый человек вне зависимости от его доходов, социального положения или национальности, но по факту мы видим совершенно другое.

Еще не успела забыться слишком затянувшаяся эпопея «Тепловых систем», оставившая полгорода без горячей воды почти на все лето, как подобная проблема обрушилась на головы жильцов, чьи дома подключены к ХакТЭКу. Обещанные две недели без горячей воды превратились в три, и еще не факт, что энергетики выполнят новое обещание.

А на улице сейчас отнюдь не жаркий июль, а весьма холодный сентябрь. Кто считал, сколько детей и взрослых заболели из-за того, что в доме нет горячей воды? Но все возмущения и упреки в адрес энергетиков, как с гуся вода. Точно так же, как несколько лет большую часть черногорцев кормили извинениями и обещаниями сделать перерасчет за поставляемую ржавую воду в квартиры. В конце концов, после нескольких вмешательств прокуратуры перерасчет сделали, но возвращенная жильцам сумма не идет ни в какое сравнение с затраченными средствами из-за некачественной воды.

Ведь, во-первых, никто не считал те десятки литров, которые люди были вынуждены вхолостую спускать, ожидая, пока не пойдет относительно чистая вода. Во-вторых, никто не учитывал повышенный расход моющих средств из-за постоянной ржавчины в ванной и раковине. Скажете – малость? Но ведь из таких малостей скапливается изрядная сумма.

По закону, если жилец квартиры не платит за коммунальные услуги, его штрафуют, могут и вовсе выселить из жилья. Так почему адекватные меры не применяют к коммунальщикам? Продлил больше обещанного ремонт тепловых систем – плати неустойку обиженным клиентам. В конце концов, энергетики же не интересуются, почему та или другая семья не может вовремя оплатить счета, так почему нас должны интересовать их проблемы, и мы вынуждены снисходительно прощать их просчеты?

И ведь такая разница в отношениях к конкретным гражданам и компаниям не только в коммунальной сфере.

Что сделает охрана магазина, если из-за забывчивости покупатель не отдаст деньги за товар? Правильно, вызовет полицию и причинит немало неприятностей человеку, да еще и штраф возьмут. Но если обманет магазин, к примеру, товар продаст по цене выше, чем была указана на ценнике, то в лучшем случае вам лишь вернут разницу. А ведь ситуация-то одинаковая.

Или, скажем, чересчур трепетное отношение закона к всевозможным банкротствам туристических фирм. Ведь что получается, потребитель отдал деньги, а потом не получил заранее оплаченные услуги. Одних не поселили в отель, других не смогли посадить в самолет, и в лучшем случае получает такой клиент возврат уплаченной суммы, и то, если повезет. Ни о какой компенсации морального ущерба, бонусных начислений речь не идет. Разве только недовольный турист обратится в суд.

Но при этом каждый путешественник прекрасно знает, если он сдаст заранее купленный билет или опоздает на транспорт, то ему вернут лишь часть прежде отданной суммы. Так как долю средств фирма оставляет себе. Комиссионные, рекламационные и сервисные сборы не возвращаются. Есть и другие вычеты. Причем все это действует в автоматическом режиме. РЖД или авиакомпании нет нужды обращаться в суд, чтобы заставить человека вернуть им средства, они просто удерживают их. В то время как потребители должны сами доказывать, что им положено возмещение ущерба, что они не получили обещанные услуги и так далее.

Причем судопроизводство у нас - дело достаточно непростое. Отправить по почте заявление не удастся, нужно будет прийти самому, выстоять очередь, а то и не одну, затем потратить долгие часы на судебные заседания, и лишь после этой канители, возможно, человека будет ждать успех. Но многие ли располагают свободным временем, чтобы бегать по государственным конторам? Причем без гарантии на успешное решение вопроса.

Помните, была такая показательная история, вновь связанная с ХакТЭКом. Отопительный сезон компания закончила раньше срока, однако перерасчет делать не спешила, плату с жильцов брала, как если бы сезон был полный. В дело тогда и прокуратура вмешивалась, и в администрации города разбирались, но компенсации жильцы так и не получили, кроме единственной женщины – она подала в суд на компанию, и в ее пользу компенсация была взыскана.

Но так бывает далеко не всегда, взять, к примеру, один из последних случаев. Пресс-служба Управления федеральной антимонопольной службы по РХ сообщила, что 13 сентября было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по заявлению ОАО «Хакасэнергосбыт» о снижении уровня напряжения на границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МРСК Сибири» с потребителями ОАО «Хакасэнергосбыт», проживающими в городе Черногорске и поселке Шира. В соответствии с ГОСТом 13109-97 номинальное напряжение сети должно составлять 220 киловольт, однако, фактически в Черногорске по улицам: Социалистическая, Интернациональная, Майская, Черногорская, Рабочая оно падало до 120 киловольт. Наши читатели не раз звонили в редакцию и возмущались этим, они платят за свет в полном объеме, а получают некачественную продукцию.

Ведь мало того что низкое напряжение заставляет «моргать» лампочки, не дает возможность нормально пользоваться электроплитой и другой бытовой техникой, оно еще и негативно влияет на работу такого оборудования как кондиционеры, лазерные принтеры и микроволновые печи. Более того, в зоне риска находятся вообще все электроприборы, включая холодильники, стиральные машины и утюги. Недаром же во всех технических паспортах особо указывается, что нельзя использовать технику при низком напряжении.

И кто знает, сколько компьютеров или телевизоров преждевременно вышли из строя из-за некачественно предоставляемой услуги! Но напрасно ждать, что потребители получили возмещение материального ущерба. Единственное, что сделало УФАС РХ, это выдало предписание сетевой организации – обеспечить передачу электрической энергии в соответствии с установленным ГОСТом, а также своевременно и мотивированно реагировать на информацию гарантирующего поставщика по вопросам качества передачи электрической энергии.

Возвращаясь к примеру с неоплатой собственником жилья предоставленных услуг: это как если бы домовладельцу предписали заплатить, а в случае игнорирования выдали еще одно предписание, быть может, выписали штраф, но и все. Однако хозяин жилья может лишиться помещения за неуплату, а организация лишь ограничится штрафом, да и то в крайнем случае.

Вот и выходит, что мы вынуждены жить в мире коллективной безответственности и личной незащищенности. Что права бизнеса охраняются огромным количеством норм и законов, зато права потребителей во многом лишь декларируются, и нужно приложить немало сил и времени, если хочешь добиться реального соблюдения правил.

Валентина Сосновская, «ЧР» №108, 20 сентября 2012 г.

Новости по теме: