Фигуры высшего пилотажа

Дата публикации: 24.07.2012 - 02:31
Автор:
Просмотров - 1022

alt

Пятнадцать лет назад на разрезе «Черногорский» впервые после долгого перерыва провели конкурс профессионального мастерства среди работников разреза. Машинисты экскаваторов и бульдозеров, водители БелАЗов и электрослесари выясняли между собой, кто же в профессии лучший. С тех пор конкурс стал постоянным. Вот и в этом году на торжественную линейку собрались десятки угольщиков, желающих попробовать свои силы, знания и мастерство в нелегких состязаниях.

ПЯТНАДЦАТЫЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ

17 августа профессионалы получили благожелательные напутствия, торжественно был поднят флаг разреза «Черногорский», и пятнадцатый, юбилейный конкурс профессионального мастерства стартовал.

- Директором разреза я стал в 1998 году, - рассказывает директор разреза «Черногорский» Геннадий Шаповаленко. – И даже в те перестроечные годы, когда было сложное экономическое положение на предприятии, мы все-таки решили провести конкурс профмастерства. Так разрез «Черногорский» стал инициатором, года три-четыре проводили в одиночку, затем к нам присоединились другие разрезы. Задачи конкурса – поднять дух рабочих, повысить их профессиональное мастерство, способствовать передаче навыков и обмену опытом среди лучших рабочих, а также повысить престиж профессий. Думаю, главного мы достигли – конкурс стал сегодня масштабным мероприятием, его подхватили разрезы Хакасии, более того, идею поддержали все предприятия СУЭК, в прошлом году прошла первая олимпиада профмастерства. Конкурс стал популярным среди молодежи, в прошлом году на нем присутствовали студенты горного техникума, учащиеся школ, и они не скучали, им было интересно.

ПО ПЛОЩАДКАМ РАЗОЙТИСЬ!

Наша газета уже не раз писала о конкурсах профессионального мастерства, проводившихся среди работников угольных разрезов, входящих в ООО «СУЭК-Хакасия». Каждый раз это было великолепное зрелище, где каждый участник показывал виртуозное владение своей машиной. А чтобы зрителям было интереснее наблюдать за соревнованиями, организаторы придумывали затейливые фигуры высшего пилотажа и сложные, но запоминающиеся задания.

Конкурс профмастерства внутри разреза «Черногорский» в этом отношении несколько отличается. Он также состоит из двух частей: теоретической и практической. Но если на общем конкурсе часть заданий придуманная, например, надо сдвинуть ковшом экскаватора по очереди несколько брусков или забить гвоздь отвалом бульдозера, то на внутриразрезовском состязании все задачи взяты из практики.

Конкурс проводится по семи номинациям: среди водителей 55-тонных и 130-тонных БелАЗов, машинистов экскаваторов ЭШ 10/70, ЭГК-5А, ЭКГ-8И, машинистов бульдозера «Либхерр» и электрослесарей.

Чтобы получить допуск к практическим состязаниям, сначала всем претендентам необходимо сдать теоретическую часть. Каждому вручается билет с вопросами, которые касаются горного дела, знания техники и оборудования, правил безопасности и оказания первой медицинской помощи. Например, машинисту бульдозера может попасться вопрос, как определить состав грунта на ощупь. А электрослесарю предстоит не ошибиться с выбором, какой ток более опасен для человека – постоянный или переменный.

И только удачно сдав экзамен, кандидат получает допуск к практике. Одновременно на все этапы разъезжаются группы конкурсантов и членов жюри. Кто-то из водителей и машинистов волнуется перед предстоящими испытаниями, кто-то, напротив, совершенно спокоен. Да и немудрено, ведь многие участвуют уже не в первый раз.

На площадке БелАЗов привычно рычат моторами здоровенные машины. 55-и и 130-тонники соревнуются в одно время, благо, судей хватает, вот только зрителей нет, так что водители подбадривают друг друга.

- Серега, давай, пройди красиво, нам столбики оставь! – слышится веселое подначивание.

А думаете, легко протиснуть машину сквозь многочисленные столбики! Ведь между корпусом многотонного автосамосвала и деревянным колышком всего-то сантиметров пятнадцать свободного пространства. Так что до конца соревнований доживают далеко не все балясины, часть раздавлена тяжелой машиной.

И все же, несмотря на досадные огрехи, конкурсанты проходят трассу чисто – «восьмерка», «гараж», «подъезд к экскаватору» выполнены, жюри подсчитывает баллы. С лучшим результатом среди водителей 55-тонных БелАЗов финишировал Сергей Грищенко, вторым пришел Олег Султанов, третье место - у Романа Еремеева.

Самым быстрым и аккуратным водителем 130-тонного автосамосвала стал Иннокентий Синявский, к слову сказать, неоднократный победитель и внутриразрезовских соревнований и конкурса профмастерства среди предприятий «СУЭК-Хакасия». Второе место - у Вадима Ящука.

Отмечу, что рабочие, занявшие первые и вторые места, вскоре соберутся на региональном конкурсе, который будет проходить на «Восточно-Бейском разрезе».

Машинистам карьерных и шагающего экскаваторов самое главное не только быстро и безопасно произвести загрузку угля в кузов автосамосвала или переместить породу на отвал, но и грамотно рассчитать полноту загрузки ковша, чтобы он не был слишком пустым, но и не переполненным.

- Я уже не первый раз принимаю участие в конкурсе, были победы, - поделился машинист ЭШ 10/70 Вячеслав Шевченко. - В прошлом году представлял наш разрез на олимпиаде СУЭК по профмастерству. Мне интересно участвовать в таких конкурсах, во-первых, это возможность проверить свои знания, возможности, во-вторых, поучиться приемам работы у других машинистов.

Увы, но в этот раз удача отвернулась от Вячеслава, и он не попал в тройку призеров. Лучшими машинистами шагающего экскаватора стали Евгений Борзыкин и Андрей Мельдер, занявшие соответственно первое и второе места.

Среди машинистов карьерных экскаваторов ЭКГ-8И представлять разрез на региональных состязаниях будут Роман Пальчун и Алексей Манаков. По классу ЭКГ-5А на ВБР поедут Андрей Лукин и Владимир Киселев.

Точно такая же рабочая обстановка и на площадке, где соревнуются машинисты бульдозера «Либхерр». С одной стороны, они должны показать мастерство управления отвалом при перемещении грунта и разравнивания площадки, с другой – продемонстрировать фигурную езду. Быстро и аккуратно вписаться в повороты, точно двигаться задним ходом. И все это в таких же узких «коридорах», как и у водителей самосвалов.

Несмотря на достаточно жесткие условия и замечающих каждую оплошность членов жюри, Дмитрию Емельянову удалось с честью преодолеть все испытания, он и стал победителем, немного уступил ему Илья Сухов.

Площадка, на которой состязались электрослесари, внешне, быть может, и выглядела не так эффектно, как у водителей и машинистов, но напряжения там было не меньше, если не сказать что больше. Люди, разговаривающие с электричеством на «вы», всегда изумленно и с опаской наблюдают за работой специалистов, которые накоротке с электротоком. Подспудно сверлят подозрения, а ну как шарахнет!

Однако электрослесари на то и мастера, чтобы не бояться электричества, ведь каждый досконально знает строптивый характер тока и способен его усмирить. На этом этапе одни участники монтировали схемы реверсивного пускателя, другие заменяли предохранители в карьерных ячейках. В результате пальму первенства судьи отдали Андрею Куперу, второе место – у Вячеслава Султрекова.

Валентина

СОСНОВСКАЯ

Новости по теме: