Чем опасны мастера по объявлениям на заборах

Дата публикации: 07.04.2014 - 06:16
Автор:
Просмотров - 705

alt

Так совпало, что на прошлой неделе в редакцию обратились двое читателей, по разным вопросам, но, по незнанию, они столкнулись с одинаковой проблемой при составлении договоров. Один подписал бумагу на изготовление шкафа, другой - на услуги по ремонту квартиры. В итоге и у одного, и у другого сроки изготовления заказов давно прошли, началась нервотрёпка.

Инна (жертва №1) заказала шкаф-купе в коридор. Продумала дизайн, измерила стенку, где будет стоять модный красавец, и принялась объезжать-обзванивать фирмы по изготовлению мебели. Ей всё казалось, что они дороговато просят за работу. В итоге нашла в соцсетях предложение «чудо-мастера», которое не могло не подкупить щадящими для кошелька условиями. Созвонилась с ним, и после общения была несказанно довольна - цена будущего шкафа отличалась от того, что предлагали другие, процентов на 15 - 20.

Однако мастер, который поначалу откликался на звонки без промедления, по мере приближения срока сдачи мебели трубку стал брать через раз, а когда срок прошёл, совсем исчез из поля зрения. Инна запаниковала - мебельных дел мастер взял с неё предоплату в размере 16 тысяч рублей. Впрочем, по этому факту был подписан договор.

Светлана (жертва №2) решила заказать ремонт в квартире. Опять же, нафантазировала, что и как у неё будет по-новому, и встретилась с представителем бригады, которую нашла по объявлению на заборе. Писали они о себе красиво. Мол, умеют всё, от и до, а ремонт будет исполнен строго в срок. Мужчина убедил, что необходима предоплата. И не то что, мол, за работу, а на кое-какие стройматериалы, плинтуса и прочее. Со встречи с заказчицей он ушёл с 8 тысячами в кармане. Светлане остался договор. Бумага грела душу - «всё как положено, с подписями обеих сторон!»

Впрочем, пообещавший золотые горы и короткие сроки ремонта умелец, увы, тоже растворился в тумане, исчез.

И одна, и другая жертвы сборщиков предоплаты кинулись внимательно читать оставленные договоры (так часто бывает - подпишем неизвестно что, а потом, когда «петух клюнет», начинаем вчитываться в строчки, определяющие суть дела). И даже обратились, по нашему совету, к юристу. Вот как прокомментировал ситуацию представитель абаканской юридической фирмы ООО «Юстициа» В.В.Щиглов:

- Проанализировав договоры, убедился, что есть в них нечто общее. А именно - в качестве исполнителя услуг фигурируют физические лица, а не предприниматели.

Если бы исполнители услуг в том и другом случае были со статусом предпринимателей, ООО, АО, тогда любые вопросы рассматривались бы через призму закона «О защите прав потребителей», а это закон, который очень мощно защищает простых граждан. И если дело доходит до суда, законодателем установлено, что потребитель является самой незащищённой стороной в деле, соответственно, бремя доказывания возложено на продавца, производителя или того, кто оказывает услуги. За такие дела не взимают госпошлину. И если происходит нарушение сроков выполнения работ, услуг либо иных положений этого закона, например, когда имеются вопросы по качеству работ, тогда действует положение закона «О защите прав потребителей», который предусматривает расчёт неустойки по довольно жёсткой формуле. Исполнителя могут обязать выплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов от цены выполнения работы (оказания услуги). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не должна превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа.

Одним словом, суд может принять такое решение в отношении изготовителей-«резинщиков», согласно которому мебель, ремонт или что-то другое в итоге достанутся заказчику бесплатно, т.к. в качестве компенсации потерпевшей стороне в гражданском процессе будут присуждены денежные средства.

В данном же случае, с Инной и Светланой, договоры заключены просто от физических лиц. Это осложняет дело, но, как известно, тупиковых ситуаций не бывает. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17, считается, что, исходя из смысла пункта 4 статьи 23 ГК РФ, человек, который занимается предпринимательской деятельностью «просто так», без образования юридического лица и без регистрации в качестве ИП, ООО и т.д, нарушает требования, установленные пунктом первым данной статьи. И он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что я, мол, не предприниматель. В итоге, если правильно организовать защиту в суде и сослаться на важные в данной ситуации документы, суд может применить закон «О защите прав потребителей» и в таких сложных случаях.

Это означает, что Инна и Светлана смогут подать иски о защите прав потребителей при наличии у них заключенного в письменной форме договора, однако в конечном итоге только суд примет решение в отношении вопроса, какой закон применить к этим правоотношениям.

Если же разбираться в спорной ситуации без применения закона «О защите прав потребителей», то, во-первых, необходимо оплатить госпошлину, во- вторых, предусмотренные законом о защите прав потребителей неустойки и штрафы в отношении продавцов и производителей услуг и товаров работать не будут, а в -третьих, суть иска будет заключаться в том, чтобы расторгнуть договор и вернуть уже уплаченные деньги, так как одной из сторон товар не передан, хотя внесена предоплата и истекли оговорённые сроки.

Вывод двух грустных историй в том, что мебель, ремонты и прочее стоит заказывать не у частных лиц, а у предпринимателей или предприятий со статусом юридического лица, так вы будете прочнее защищены. При заключении договоров обращайте внимание на то, что написано в графе «исполнитель». Если просто фамилия, имя, отчество, знайте, что рискуете.

Вряд ли стоит обращаться к услугам колымщиков, непонятных личностей, найденных через объявления на заборах. По сложившейся практике, слишком много в последнее время «мастеров», собирающих предоплату и на этом считающих свою миссию выполненной.

Ирина Санина, «ЧР» №38 от 5 апреля 2014 г.

Новости по теме: