Человеческое лицо бизнеса

Дата публикации: 24.07.2014 - 06:04
Автор:
Просмотров - 778

alt

Мы уже давно привыкли к тому, что слово «предпринимательство» равно понятиям «деньги», «прибыль» и «доход». По-другому быть не может, иначе какой смысл в том, чтобы открывать свой бизнес? Не для того, чтобы сирым и убогим помогать, в самом деле! Оказывается, для того. И имя такому чудо-зверю – социальное предпринимательство. Именно о нем жарко да пылко говорили на одной из площадок IV международного культурно-туристского форума, что в начале июля прошел на базе отдыха «Жарки».

И себе, и людям

Чиновники, журналисты, уже состоявшиеся предприниматели, а также те, кто пока лишь полон задумок открыть свое дело, заспорили: что вообще называть социальным предпринимательством? И разве может бизнес не только делать кошелек тугим, но и людям помогать? Исполнительный директор благотворительного фонда развития Тюмени и одновременно куратор площадки Вера Барова призналась, что четких определений давать не любит. А в данном случае его и не дашь – слишком зыбко на сегодняшний день это понятие. Но попытаться стоит.

- Социальное предпринимательство – это деятельность, которая направлена на благо других людей, - сформулировала она, - тема в Хакасии, как и в России, пока звучит слабо. Считается, что социальное предпринимательство – это платные услуги в рамках действующих социальных учреждений, но это мнение ошибочно.

Без сомнения, дело, попадающее под гриф «социальное», должно приносить доход. Иначе это была бы чистая благотворительность, не имеющая с бизнесом ничего общего. Социальные предприниматели действуют на стыке благотворительности и традиционного бизнеса, решают социальные проблемы, популяризируют благотворительность и филантропию. Если сказать проще, придают бизнесу человеческое лицо.

- Здесь речь не об идее во имя других и в ущерб себе, а о том, чтобы стать успешным, решая проблемы других, - подвела черту Вера Владимировна.

Равняемся на Индию и Бангладеш

За границей социальное предпринимательство уже набрало обороты. Вот наиболее яркие примеры, которые иллюстрируют новое явление.

Банк «Грамин» в Бангладеш не только предоставляет финансовые услуги малоимущим, но и помогает основать доходный бизнес, тем самым преодолеть бедность. Тут необходимо отметить, что Бангладеш является одной из самых бедных стран в мире, здесь имеются большие проблемы с количеством воды, что неприменимо лишь к жителям побережья. А нередкие природные катаклизмы неизменно отражаются на жизни местных жителей. Поэтому основание своего, пусть и маленького, но более-менее приносящего доход бизнеса – спасению подобно.

В Индии (тоже, к слову, стране, пораженной болезнью бедности) глазная больница «Аравинд» оказывает услуги по уходу за глазами, а также проводит операции, при этом взимая оплату лишь малой части стоимости услуг.

Наконец, холдинг «Секем», что в Египте, способствовал уменьшению использования пестицидов на хлопковых полях страны на 90%. Важное дополнение к этому факту: по некоторым оценкам, на хлопковых плантациях в мире ежегодно отравляются пестицидами 300 - 500 тысяч людей, 20 тысяч из них погибают.

Всего три примера, но как красноречиво они говорят о том, что социальное предпринимательство может стать движущей силой и в какой-то мере изменить мир.

Подстрижет вас инвалид

Как уже упоминалось, в России к социальным проектам пока относятся осторожно: во-первых, потому что в новинку, а во-вторых, пока отношения «государство – социальный предприниматель» никак не регулируются. Несмотря на это, звездочки на «социальном небосклоне» уже загорелись.

Так, два года назад победителем конкурса проектов «Социальный предприниматель» стала «Клиника восстановительного лечения» из Астрахани. До нее на территории не было ни одного реабилитационного центра, где инвалиды, участники ВОВ с нарушением опорно-двигательного аппарата могли получить медицинскую помощь бесплатно.

Другой победитель направил все внимание на неработающих инвалидов по слуху и привлек их… к парикмахерскому труду. В планах этого предприятия - сотрудничать со школами-интернатами для детей с нарушением слуха, а также бесплатно обучать их парикмахерскому мастерству.

Бой тарифам!

В Хакасии с «бизнесом во имя людей» пока глуховато. Поэтому участники площадки решили придумать свои социальные проекты, которые бы пригодились в нашей жизни.

Пожалуй, самым обсуждаемым стал проект под названием «Консультационный центр ЖКХ». Цель его проста как три рубля и одновременно важна как никогда - отстаивание прав и интересов простых граждан. Ведь стоит нынче открыть любую газету или включить новости, как обязательно наткнешься на очередную «объяснялку по коммуналке» - тарифы сегодня считают таким мудреным образом, что молодым с высшим образованием сложно разобраться.

Чего уж говорить о бабушках, которые и вовсе не понимают, откуда в их счетах заоблачные суммы!

- Многие не знают, куда нужно обращаться, если не согласен с платой за воду или электроэнергию, а большинству вообще некогда бегать по инстанциям, ища правду, - рекламировали амбициозный план новоиспеченные «социо-бизнесмены». – Такой центр делал бы это за них – консультировал, связывался с управляющими компаниями, ресурсниками, возможно, вел дела в суде. В результате  потребитель бы экономил средства на коммунальных услугах – ведь зачастую наш кошелек тощает лишь потому, что платим еще и за соседа, или из-за того, что не разбираемся в законах.

И сомневаться нечего - такое предприятие точно будет востребованным. Забавно, но даже «той стороне», оказывается, порой  не помешала бы помощь специалистов. Наглядный пример в подтверждение этих слов привела Вера Барова.

- Однажды я вдруг поняла: всех учу, как нужно поступать, куда жаловаться-писать, а сама – доходит до комичного - живу в страшном подъезде! Собрала подписи жильцов, написала письмо в управляющую компанию, а также в ту, что выше. Для первых сделала приписку, мол, копия направлена и вашему начальству в том числе. Через считанные дни управляющая компания быстренько сделала ремонт, превратив старый подъезд в конфетку. А через недельку из вышестоящей компании пришел ответ: «Денег нет, ремонта не будет».

Быстро и действенно

Планы – они далеко, их еще реализовывать надо. А что близко да сделано?

- У нас в Тюменской области как грибки после дождя начали появляться частные сады, - продолжила рассказ Вера Владимировна. – Те детские садики, которые когда-то перепрофилировали, вернуть в прежнее состояние оказалось проблематично, долго и затратно. А ведь рождаемость растет, что делать? Частный детский сад – хороший выход и одновременно яркий пример социального предпринимательства. Именно социального, ведь эта деятельность призвана уж если не решить, то смягчить общественную проблему.

В  Хакасии частные сады и даже группы – тоже отныне не редкость. Вспомните хотя бы черногорский центр раннего развития ребенка «Умка», который в конце прошлого года приветливо распахнул свои двери и принял больше сорока ребятишек. Вроде не много, но для тех мамочек, которые смогли выйти на работу, это большая поддержка.

О том, «на чьих средствах», собственно говоря, держится помощь сиротам, строительство больниц или пошив ботинок , сказать сложно. Кто-то привлекает столько клиентов, что плата за услуги просто копеечная, другие рассчитывают на гранты, третьи – на пожертвования. Вариантов финансирования социального предпринимательства много, но главное, что суть у него одна – уж если не мир к лучшему изменить, то хотя бы позаботиться о том, кто действительно нуждается в поддержке.

 

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №78 от 22 июля 2014 г.

 

Новости по теме: