БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ТЕАТР

Дата публикации: 11.07.2012 - 07:49
Автор:
Просмотров - 858

В Хакасии завершился седьмой международный этно-экологический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан». Шесть дней творческие коллективы из России, ближнего и дальнего зарубежья радовали зрителей лучшими работами. Что особенно понравилось – так это разнообразие спектаклей - и тематическое, и жанровое.

САМ СЕБЕ КУКЛА

Изумительные представления дали итальянка Лаура Кибель и гражданин Перу театра Уго и Инес. Их объединяет то, что у обоих актеров куклами служат части собственных тел: руки, ноги и даже живот!

Лаура Кибель выступила с пластическими импровизациями «Унесенные ногами». Только представьте: головой «марионетки» служит стопа актрисы. Кажется, что может быть выразительного в простой ноге? Но настоящий мастер способен так заставить танцевать свою часть тела, что через несколько минут уже забываешь, что перед тобой обыкновенная часть тела. Нет, это настоящий, живой человечек, со своими радостями и страданиями, юмором и печалью.

В восьми сценках Лаура Кибель заставляла зал хохотать и сострадать персонажам. Никого не оставила равнодушной зажигательная дуэль между ангелом и бесом под хачатуряновский танец с саблями. А как взрослые и дети сопереживали быку, которого суровый тореадор намеревался сдать в «МакДональдс»! Но проникновенно спетая животиной песня «Бесаме мучо» заставила тореро раскаяться и вступить в ряды международной организации по защите прав животных.

Актер театра Уго и Инес показал удивительное мастерство владения телом. Колени и локти, ступни и кисти рук – все на сцене превращалось в куклы. Когда же лицом марионетки стал живот актера, то зрители буквально взорвались аплодисментами от восторга. И не мудрено – настолько живописной оказалась физиономия, с совершенно удивительной мимикой, передающей смену настроения «куклы».

Но что особенно отличало эти представления – потрясающая, бескрайняя доброта, сквозившая в каждой сценке. Любовью наполнен каждый жест. Это искусство самого высокого уровня, ведь язык был понятен и четырехлетнему малышу, и взрослому человеку, маститому актеру и режиссеру, съевшему все десять пудов соли, совершенствуясь в профессии, у каждого зрителя спектакль нашел свой отклик.

ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Однако не только добрые и светлые постановки могли увидеть зрители «Чир Чайаана». Совершенно иным был спектакль «Король Лир. Пролог» культурно-образовательного театрального центра «Дах» с музыкальным сопровождением этно-хаос группы «ДахаБраха».

Не всем пришлось по вкусу режиссерское прочтение шекспировской трагедии. Часть зрителей возмущалась, мол, ничего подобного у великого англичанина не было, что за шум, грохот и новомодные штучки. Но другие гости представления, напротив, пришли в восторг.

Да, это был нелегкий спектакль, в каждой сцене, в каждом жесте актеров звучала исступленность, боль. Чтобы понять «Короля Лира», надо было абстрагироваться от привычного рассудочного восприятия и просто впитывать представления, не ища смысла в костюмах ли, звуках или движении. Творчество «Дах» в какой-то степени близко к тому, как мы слушаем музыку, смотрим балет. Ведь глядя на сцену, не задумываемся, что значит прыжок балерины, а просто впитываем целостный образ. И тот, кто смог отрешиться от рассудочного разделения сцен, получил ни с чем не сравнимое удовольствие.

Уникальное музыкальное сопровождение «ДахаБрахи» вело за собой представление, тоскливую обыденность сменяло буйство страстей. Вечная история о борьбе темного и светлого в человеке, в спектакле «Дах» получила новое видение, иную интерпретацию.

Единственное, было жаль, что организаторы заранее не разъяснили специфику представления. В итоге часть людей пошла на академический театр, и была недовольна тем, что обманулась в ожидании. Другая же группа попросту не попала на представление, так как была равнодушна к классике, услышав же впоследствии рассказ о новом «Короле Лире», стонала от бессилия, что пропустила такую великолепную постановку.

ЧЕРНОГОРСКАЯ ПРЕМЬЕРА

Замечательно, что седьмой «Чир Чайаан» покинул пределы столицы республики и отправился по городам и районам. Благодаря этому не только абаканцы смогли побывать на представлениях. Все же не каждый черногорец или абазинец мог поехать в Абакан.

В нашем городе дал спектакль «Папа всегда прав» болгарский театр «Кредо». Два актера разыграли на сцене КЦ «Луначарский» нестареющую сказку Ганса Христиана Андерсена «Что муженек не сделает, то и ладно». С помощью простейших материалов на сцене, словно по мановению волшебной палочки, вырастали заснеженная деревушка и маленький домик, веселый конь и шаловливая корова, строгая овца и меланхоличная курица.

Всего пара человек в буквальном смысле слова приковала внимание всего зала. С восторгом следили за развитием истории и маленькие дети, и их родители. Любовь, верность, желание сделать приятное своей половине никого не оставили равнодушным. Правда, после спектакля слышались и такие мнения:

- Сказка просто отличная, и старик со старухой такие молодцы, но нашему папе мы не будем говорить, что он всегда прав, а то загордится еще!

Но это шутка, в действительности же немало семейных пар после представления с особой любовью смотрели друг на друга. «Папа всегда прав» разбудил в душе нежность, бережное отношение к близкому человеку. А это, пожалуй, и есть главная ценность искусства - помочь стать человеку лучше, добрее, светлее.

Впрочем, смогли и черногорцы порадовать и отблагодарить болгарских гостей. Актеров растрогала приветственная речь главы города Василия Белоногова, ведь он произнес ее на болгарском языке! А аплодисменты зрителей показали, как близко к сердцу приняли они мастерство служителей Мельпомены.

К слову сказать, многие артисты особо отмечали гостеприимство сибирских любителей искусства. Ни одно представление не заканчивалось без вставания зала, и эта восторженность немало порадовала сердца мастеров сцены. Увы, но не везде их так чествуют.

ПАСЫНОК РЫНКА

К сожалению, такие праздники для нас большая редкость. Если в советские времена в Черногорск, не говорю уже об Абакане, регулярно приезжали лучшие театральные и вокальные коллективы, то в рыночные годы гастроли практически прекратились. И даже сейчас раздавались возгласы: «Зачем деньги на какой-то фестиваль тратить, лучше бы пенсионерам раздали или детский садик построили!»

Увы, пропаганда ценности потребления затмила культурные ценности. Нередко приходится слышать, что искусство может быть доступно лишь богатым, а бедным было бы похлебки достаточно, не до театров с балетами. А между тем вспоминается, что в блокадном Ленинграде голодные артисты из последних картофелин делали крахмал, чтобы предстать на сцене перед зрителями в ослепительных рубашках, показывая тем самым, что пока живо искусство, враг не страшен.

У Владимира Санина, поэта Арктики и Антарктики, в каждой повести немало строк посвящено стенаниям полярников о недостатке качественных фильмов и новинок книжной литературы. Заметьте, люди живут и работают в сложнейших условиях, а мечтают не о дополнительном ящике куриных тушек, а культуре. Как, наверное, они не понятны нынешним певцам золотого тельца.

Вот только уверена, история докажет, что правы были те, кто главной ценностью считал пищу духовную, ведь в противном случае - человек скатится до состояния животного, которому важны обильная кормежка да теплая конура.

И тем больше уважения заслуживают организаторы «Чир Чайаана», игнорирующие потребительски ориентированные сентенции и продолжающие культурно-просветительскую работу, знакомящие нас с самыми лучшими театрами мира. Жаль лишь одного - до следующего фестиваля два года, а так хотелось бы почаще.

Валентина Сосновская

Новости по теме: