АНТИобщественный транспорт

Дата публикации: 26.09.2012 - 08:22
Автор:
Просмотров - 778

alt

Общественный транспорт. Где как не здесь можно беззаботно повисеть на поручнях, проверяя себя на гибкость и с чувством упущенных возможностей вспомнить школьного физрука, крики которого слышала вся школа: «До колец не дотягиваешься? Быстро подпрыгивай, как я учил! Перекувыркнуться не можешь? Сейчас я тебя подсажу!»

 Только здесь можно, как ни в каком магазине одежды, приобщиться к городской моде и в мельчайших деталях рассмотреть вон ту потертую курточку на угловатом подростке, и вон тот невыглаженный шарфик на даме в помятой шляпке. Да и не только рассмотреть, но и после вваливания в автобус очередного десятка людей, прижаться к той самой шляпке щекой, и при всем желании не дышать, по крайней мере, до своей остановки, ощутить всю палитру душещипательных  ароматов. Будет ли это запах маминых духов из детства или благоухание бабушкиного шкафа, который не открывали лет двадцать, но вдруг решили проветрить - неизвестно. Кому как повезет.

В позе кракозябры

В большинстве случаев рядовые горожане пользуются общественным транспортом два раза в день - утром, чтобы добраться до работы, и вечером, чтобы вернуться домой. Я ни капли не совру, если скажу, что доля самых интересных, самых драматических событий, которые происходят в автобусах, приходится как раз на утро.

Почти картина маслом: 7-30 утра, Девятый поселок, первая остановка - микрорайон Угольщиков. Народу не так много, и все не только благополучно входят в автобус, но еще и занимают самые «романтичные» места у окон. Остановка вторая - ВГСЧ. Здесь толпа уже внушительнее, но все, конечно, помещаются. Места мало уже для стоящих пассажиров, и даже ранетке, в общем-то, упасть негде. Остановка третья - еще как минимум человек 15, и каждый норовит скорее занять свои 30 сантиметров площади. А если учесть, что примерно половина собравшихся с трех остановок людей - бабушки с большими сумками и молодые родители с маленькими детьми, то самое время сказать: «Веселье начинается!»

Бедные студенты вскакивают со своих нагретых мест, чтобы вошедшего папочку с карапузом не поглотило волнующееся «море» из человеческих тел. А если все студенты делают вид, что увлечённо смотрят в окно (спят, слушают музыку, читают книжку, разрабатывают бизнес-план приюта для домашних животных), то в дело вступают женщины «в теле»: «Совсем совести у людей нет! Место им уступить лень!» Дамы иногда могут тыкнуть в несознательного пальцем и метнуть взглядом серию молний, мол, пусть народ знает безобразника в лицо. После этого какая-нибудь тетя, движениями а-ля крейсер Аврора, начнет пробираться от окна, возле которого сидела, к проходу, расталкивая пассажиров, которые только-только нашли удобное положение в позе буквы «зю».

На очередной остановке в автобус, непонятно как, скорее всего с разбегу, вталкивается молодая мамочка с девчушкой на руках. Тот самый папаша, остро ощущая чувство солидарности, тянет руки, мол, давайте ребенка, посажу рядом со своим. Счастливая мамочка отдает дочурку, и папашка, видимо, забыв, что потолки в автобусе невысоки, стукает об него малышку: «Ой, маленькая, прости-прости! Тебе не больно?»

На следующей остановке несколько человек наконец-то пытаются выйти из автобуса - помятые, потоптанные, а то и в порванных колготках. Мамочка вынуждена выйти, чтобы выпустить народ. Ребенок, увидев, а точнее, не увидев маминого лица, ударяется в плач, и успокаивают его уже всем автобусом: «Мама никуда не ушла! Она сейчас вернется! Вот же, вот она!»

Сочувствую людям, которым не повезло - они садятся (читай, пытаются втиснуться) в утренний автобус отнюдь не на первых остановках. А он не ре-зи-но-вый и еле ползет! Он настолько плотно набит людьми, что те уже почти ощущают себя одной семьей, хотя еще десять минут назад не знали о существовании друг друга. Не нужно переступать через пассажиров, которые выпали, когда дверь открылась, и занимать их места! Они и выпали-то потому, что этого самого места просто нет!

Понятно, что вы жутко опаздываете на работу, где злой начальник грозится «расстрелять» всех опоздавших. Но поймите и того неизвестного вам человека, который почти сидя в корзинке, стоящей у бабушки на коленях, изо всех сил пытается принять вертикальное положение. Подождите следующего автобуса, скорее всего в нем найдется для вас место, и вы придете на работу в помятости гораздо меньшей степени. Тем более, утром «семерка» ходит каждые 3-4 минуты.

Такое оно, черногорское утро. Взбодрит лучше холодного душа. Черногорский вечер, если кому не повезло, взбодрит еще больше. Уверена, каждый, кто дружит с автобусами, хоть раз оказывался в «автобусной дыре» - это когда еще не ночь, однако автобусного тарахтения уже не слышно. И стоят часов в восемь вечера несколько припозднившихся бедолаг, ждут с моря погоды. 15 минут стоят, 20 стоят, полчаса. Мне как-то пришлось простоять так почти час, и время-то было не позднее, всего половина восьмого. Автобус, который ехал в сторону Девятого, остановился на «Гостинице» и негостеприимно открыл двери - с трех остановок он уже насобирал толпу. Понятное дело, целый час народ копился.

И вроде есть утвержденный график, и ходит у нас не один автобус - если говорить о самом распространенном - «семерке», - а больше двадцати! Только вот куда они  иногда деваются, что за бермудские треугольники вдруг появились в городе - неизвестно. Может быть, невыгодно предпринимателям после восьми вечера свой транспорт на дороги выпускать из-за дефицита пассажиров? Такую ситуацию с умом разрулили в Севастополе: по вечерам пассажиры в автобусах платят двойную цену. Дороговато? Но время, потраченное в ожидании чуда, куда дороже. Зато и автобусы там ходят каждые две минуты. Или еще лучше: нет смысла пускать вечером большой «пазик», так как народа немного, можно заменить его микроавтобусом. Глядишь, если бы общественный транспорт ходил регулярно и без сбоев, кто-то решился бы отказаться от личных автомобилей, которых, к слову говоря, в нашем маленьком городе стало слишком много. Пыхтят, коптят, экологию портят.

Сама виновата!

Недавно пришлось стать свидетельницей следующего инцидента. В разгар трудового дня, когда в автобусах, как правило, свободно, на одной из остановок в салон пытается войти бабушка. Точнее, она входит, но в силу возраста делает это очень-очень медленно. Водитель, видимо, не слишком-то зацикливаясь на ней взглядом, со своего «царского места» решает, что раз бабулька уже стоит на ступеньке, дверь можно закрыть. Что и делает.

До конца дверь не закрылась, пригвоздив старушку к боковым перилам у входа. Бабулька начинает ойкать от внезапной боли, сумка падает из рук. Водитель, поняв, что поспешил, снова нажимает «волшебную кнопку», и дверь прокатывается в обратную сторону, снова придавив плечо старушки и только после этого открывшись полностью. Пожилой женщине помогают сесть, в то время как из ее глаз уже катятся слезы обиды. Элементарных извинений не приносят ни водитель, ни кондуктор. Последний еще и будто невзначай бурчит, мол, сами виноваты, ползете как черепаха. Вот и задумаешься после этого, как не бояться старости, если вон она какая - полная безразличия и непонимания.

Другой пример, но все с теми же героями. Вечер - как раз то время, когда народ на крыльях счастья спешит домой. На «Тресте» в автобус входит бабушка. Скромненькая такая, в сером плащике. Протягивает кондуктору несколько монеток, на что та выдает: «У вас трех рублей не хватает». Старушка начинает искать эти несчастные копейки, которые то ли потеряла, то ли недосчитала. Не находит. Кондукторша, в момент превратившись в цепного пса, рявкает: «Тогда выходите!»

В полном автобусе! Причем таким тоном, будто не немощная старушка перед ней, а банда алкашей, которые хотят проехать зайцами. Бабулька начинает что-то лепетать, на что «цепной пес» все так же рявкает: «Ничего не знаю и слышать не хочу! Как остановимся - выходите!»

Какой-то парень трогает ее за руку и говорит: «Садитесь». Сам это время достает из кармана 13 рублей и отдает кондукторше. Та, хмыкнув, берет деньги и уходит в другой конец своего «царства». Из другого конца автобуса слышится: «Мамочке с ребенком место уступили! Быстро!»

Говорят, о степени цивилизованности общества можно судить как раз-таки по отношению к детям и людям преклонного возраста. А в данном случае просто разрыв шаблона какой-то. Из-за трех рублей за считанные секунды так оскорбить человека и самому пасть ниже плинтуса - талант! С другой стороны, жить становится не так страшно, когда знаешь, что есть на свете люди, как тот порядочный парень, которые всегда будут уравновешивать невидимые весы с отзывчивостью и добротой на одной чаше и  мелочностью и бессердечием на другой.

О том, что в общественном транспорте может быть что-то приятное, мы уже и не думаем, кажется, это в принципе невозможно. А если повертеть головой, вынуть из ушей наушники, положительное обязательно найдется. Меня, например, всегда, когда я попадаю в нужный автобус, умиляет кондуктор, которая объявляет все-все остановки, как в больших городах, частенько прибавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Остановка «Поселочек»! Есть на выход? Нет? Тогда следующая остановочка - «Медсанчасть»!.. И всегда следит за тем, чтобы все ее услышали, а если что, непременно повторит для замечтавшихся важную по ее мнению информацию. Сердце радуется, когда видишь человека, который так добросовестно и, уж извините за тавтологию, человечно выполняет свою работу.

Наверняка у каждого есть запоминающиеся истории, произошедшие в автобусе. Я поделилась своими, и поймала себя на мысли, что далеко не все вспоминаются с улыбкой. А чтобы все они без исключения были позитивными, нужно совсем немного - элементарное уважение друг к другу в любой ситуации. Или вы думаете по-другому?..

 Вера Герасименко, «ЧР» №112 от 27 сентября 2012 г.

  

Новости по теме: