"Американцу" помочи не нужны

Дата публикации: 16.07.2013 - 06:57
Автор:
Просмотров - 778

alt

Нынешним летом горняки разреза «Черногорский» вновь встречали современную технику. На этот раз машинный парк предприятия пополнился буровым станком фирмы Atlas Copco DM45, произведенным в США.

Аккуратная машина издалека видна в карьере, сверкая ярко-желтыми боками, она шустро передвигается по участку на своих гусеницах, и вокруг ни столбов линии электропередач, ни силовых кабелей. Собственно, это основное отличие импортной новинки от привычных глазу отечественных буровых станков СБР-160, которые уже много лет трудятся на разрезе. Если у СБР двигатель с электроприводом, то у ДМ-45 – дизельный. А значит, полностью автономный ход, был бы за пультом управления машинист.

- На разрезе я работаю уже 19 лет, - рассказывает машинист ДМ-45 Виктор Каптурин. – Новый станок отличает мобильность, заправили дизтопливо, масло залили, и все, спокойно работаешь смену. На СБР приходилось порой много времени тратить на переезд к новому месту работы, подключению. Бывало, и по три часа работали, а то и вовсе только к вечеру удавалось подключить машину. Здесь же нам не нужна никакая высоковольтная линия, сели да поехали куда нужно. И комфортность в кабине важна, вообще, очень приятно работать.

- Буровой станок приобрели в рамках технического перевооружения разреза, - уточняет заместитель главного инженера по буровзрывным работам Николай Шаповаленко, - чтобы заменить устаревшее оборудование, отечественные буровые станки СБР-160 и ввести в работу более производительную технику. ДМ-45 в два с половиной раза эффективнее наших станков. Более того, он может бурить не только уголь, но и вскрышу, междупластья.

Прежде всю вскрышу бурили подрядчики из ЗАО «Хакасвзрывпром». СБР не справлялись с твердой породой и могли подготовить под взрыв только угольные пласты. Теперь на своем участке ДМ-45 не только бурит скважины на угольных пластах, но и на вскрышных уступах. По расчетам, он в смену способен забурить до 600 погонных метров скважин, пока же в связи с обучением персонала едва превысил планку в 500 метров.

Второе новшество, связанное с введением в эксплуатацию станка, – перевод работы в круглосуточный режим. СБР в основном трудились только в дневную смену, «американец» же без напряжения работает и в ночь.

- Конечно, на этой машине лучше, - поделился впечатлением помощник машиниста Иван Желтышев. - Во-первых, новая, во-вторых, проще в обслуживании. Отличные условия труда, в кабине прохладно, чисто, в жару спасает кондиционер. От СБР этот станок очень сильно отличается по скорости бурения, у него она гораздо выше.

Все машинисты и помощники прошли переобучение в Черногорском горном техникуме, сдали экзамены. Затем с ними занимались практикой специалисты сервисной компании Mining Solutions. Они не только приняли зачеты у стажеров, но и показали все, на что способен станок. Впрочем, как говорят машинисты, особых сложностей в переобучении не было, и даже компьютеризированные системы управления уже не смущают рабочих. Напротив, десяток различных датчиков весьма помогает слаженному труду. Ведь на мониторы в режиме он-лайн передаются все важные параметры работы техники.

- В ДМ-45 усиленная подача на забой, выше скорость вращения, - отмечает Николай Шаповаленко. – Длина одной штанги – 9,1 метра, этого вполне хватает для бурения наших пластов. Впрочем, если будет необходимо работать на высоких уступах вскрыши, то общая глубина бурения может достигать 45 метров. В комплекте со станком идет пять штанг. Так что достаточно лишь нарастить до необходимых параметров.

К положительным сторонам «американца» также необходимо отнести его экологичность. Он сконструирован таким образом, что даже при проведении «грязных», буровых работ, вокруг машины не образуется пылевого облака. Современная система пылеподавления улавливает даже мельчайшие фракции угля и породы, оставляя воздух чистым.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №82 от 16 июля 2013 г.

Новости по теме: