Ах, как хочется вернуться в городок

Дата публикации: 12.11.2012 - 04:39
Автор:
Просмотров - 805

Когда мы с вами возвращаемся из путешествий, привозим с собой массу впечатлений. Какое-то из них, как правило, бывает самым сильным. Так вот, знакомые, которым довелось поколесить на автомобиле по центральной России, с удивлением рассказывали об убогих деревнях, где вросшие в землю покосившиеся домишки по сей день кроют толем, дороги – и в самом деле лишь направления. А недалеко от них, как праздничные новогодние ёлки, сияют огнями большие города, которые, словно магнит, притягивают к себе молодёжь с окрестностей. И не только из бесперспективных деревень, но и из небольших городов.

Какими пряниками молодёжь заманивать

Статистика подтверждает: малые города в России влачат жалкое существование, а то и исчезают. С этого факта, кстати, начал разговор на совещании в правительстве РХ о развитии агломерации заместитель министра регионального развития РФ Ю.Осинцев:

- Эти процессы будут идти до тех пор, пока мы не создадим такую среду, которая позволяет, проживая в селе, пользоваться всеми благами большого города. Агломерация такие условия создаёт – когда мы объединяем вокруг крупного центра небольшие населённые пункты, за счёт инфраструктурных проектов, за счёт правильных схем территориального планирования, развития этих территорий, доступности разных видов транспорта, вплоть до электричек. К слову, сейчас, накануне олимпиады, началось строительство новых электропоездов, несопоставимых со старыми по скорости, качеству. Люди садятся в них, чтобы просто прокатиться, почувствовать, что к ним пришла цивилизация.

Нет тайны в том, что идея создания Абакано-Черногорской агломерации возникла в конце прошлого года в московском кабинете Юрия Валерьевича, во время обсуждения, естественно, с участием представителей нашей администрации, комплексного инвестиционного плана моногорода Черногорска (именно так назывался документ, призванный всколыхнуть, оживить наш заслуживающий лучшей жизни город). На совещании об этом напомнила министр экономики РХ Татьяна Краснова.

А пойдём-ка

тем путём!

Гость из Москвы заметил, что о развитии агломераций «...много слов, но реального пока мало. В этом плане я благодарен, что правительство Хакасии среагировало на идею одно из первых». И продолжил разговор о новом качестве городской среды. То есть, к примеру, о необходимости внедрения и использования системы ГЛОНАС на транспорте (уже понятно, что она лучше самого ответственного диспетчера следит за графиками движения, позволяет экономить топливо). О системе высшего образования, с которой явно что-то не так, потому что некоторые вузы «простите, продают дипломы». Об экологии: «Нас с вами, всю страну, заставят установить датчики на выбросы в атмосферу. И поскольку мы вступили в ВТО, мировое сообщество будет смотреть, что и в каких объёмах мы выбрасываем».

Не раз в ходе совещания (эдакой политинформации, чего уж там!) было подчёркнуто, что именно путь создания агломераций – правильный в сегодняшних условиях. И что опыт развития крупных агломераций будут тиражировать другие регионы, в меньших масштабах, «хотя у нас, увы, развалились институты, которые планировали города. Могут спроектировать дом, квартал, вот и всё. В Москве и в Санкт-Петербурге лишь по одному такому институту осталось».

Не меньше внимания, чем гостю, досталось и нашим выступавшим – интересно было понять, на каком мы этапе, что уже сделано, кроме испещрённых текстами и таблицами пухлых бумажных папок.

До основанья

не разрушим

Татьяна Краснова прежде всего пояснила, что новый проект создавали не с нуля. Сей факт, знаете, греет душу. Неправильно – сначала рушить всё до основанья, а потом… Госплан СССР в 1986-м при разработке схемы развития и размещения производительных сил Красноярского края, выделил Абакано-Черногорский промузел. Планировалось комплексное освоение данной территории, часть планов была успешно реализована, другие не выдержали испытания временем. Впрочем, рассказать об этом много интересного могут многие старожилы Черногорска – как наши предприятия сначала расцветали, но вскоре начали загибаться. А старые документы сегодняшним экономистам сослужили добрую службу – можно сказать, они и стали тем скелетом, основой, на котором начали расти мышцы-мускулы сегодняшних идей.

Итак, в агломерацию включена территория, которая составляет 2,5 процента от площади региона, здесь сосредоточены 54 процента населения, функционируют 220 крупных и средних организаций. Это два города (Абакан и Черногорск) и два района. В самом центре агломерации аэропорт Абакан. Его развитие на сегодняшний день - один из приоритетных проектов, выбран вариант создания транспортного делового узла межрегионального значения. Стоимость реконструкции аэропорта – 7,5 млрд рублей. В настоящий момент начался первый этап проекта - реконструкция взлётно-посадочной полосы, аэровокзала, установка свето-сигнального оборудования. Изюминка здесь в том, что аэропорт так удачно расположен, что может быть использован не только как транспортно-логистический узел (по своему прямому назначению), но и как многофункциональный деловой центр. «Прицепом» здесь можно будет реализовать ряд смелых, интересных идей, привлечь к этому предпринимателей, и не только крупных.

Инженерная инфраструктура агломерации считается хорошо развитой. Доля централизованных инженерных систем – более 86 процентов. Это один из самых высоких показателей среди 16-ти агломераций России .

Предполагается развитие пяти территориально-производственных кластеров, а именно – строительно–индустриального, агропромышленного, машиностроительного, топливно-энергетического, транспортно-логистического.

Что касается крупных инвестиционных проектов, их сегодня более 20-ти, на сумму около 120 миллиардов рублей. Среди них особо интересен для черногорцев тот, что касается развития и создания в нашем городе промышленного парка.

Многие ждут новостей и о посёлке Новообразцово. Здесь планируют построить 581 жилой дом, или 4604 квартиры общей площадью 306 тыс. квадратных метров. Проект разработан, ведётся подготовка к началу строительства.

Другой интересный проект – завод по производству железнодорожной техники - полувагонов, вагонов, контейнеров. Его уже начали реализовывать на площадке Абаканвагонмаша.

Эксперты оценивают как перспективный и замысел по разработке участка Аршановский первого Бейского каменно-угольного месторождения. Стадия проектирования завершена.

Из предприятий перерабатывающей промышленности выделяется современный животноводческий комплекс, который будет возводить АПК «МаВР».

Особый акцент был сделан на развитие Абаканской ТЭЦ. Это и сейчас крупнейшее в Сибири предприятие в энергетическом бизнесе, плюс планов - громадьё, общий инвестиционный проект тянет на 10,6 миллиарда рублей. Работа направлена на увеличение мощности и улучшение экологической обстановки (фильтры будут использованы самые инновационные). Когда завязался диалог о возможности строительства теплосетей и закрытии практически всех котельных в округе, первый заместитель главы республики Ю. Лапшин в адрес собеседников заметил: «Вы попали в десятку! Этот вопрос уже обсуждался на совещаниях, если найдём пример государственно-частного партнёрства, готовы отдельно обсуждать эту тему. Выгодную, кстати, во всех отношениях и нежелательную лишь для владельцев котельных».

Вперёд и с песней -

в тридцатку

Кроме инвестиционных запланированы и социальные проекты. В ближайшие три года на эти цели заложено 11 млрд рублей. Деньги будут направлены как раз на то, чтобы улучшать качество жизни в регионе. А именно – будут строиться больницы, школы, детские сады, центры культуры, этномузей, подобного которому нет в Сибири.

Как организовано управление агломерацией? Создан Совет по экономическому развитию Хакасии. Это орган, включающий на сегодняшний день более 250 экспертов. Выделено 14 рабочих групп по разным направлениям - от правового до экологического.

Чего хотим достичь, прилагая недюжинные усилия и поистине термоядерную активность? Чтобы к 2017-му году Хакасия вошла в тридцатку регионов-лидеров с уровнем экономического развития выше среднего, и среднероссийского уровня по индексу человеческого развития. Сегодня республика пока на 52 месте из 83 регионов страны.

В качестве пожеланий московский гость высказал идею о возможном создании Абакано-Черногорско-Минусинской агломерации: «Они всё равно к вам тяготеют, возможно, появились бы новые, интересные идеи сотрудничества». Кроме того, он порекомендовал создать одну управляющую компанию, которая рулила бы процессами развития агломерации: «Когда это всё в одних руках, инвесторам проще разобраться, что к чему, какие есть площадки, возможности для развития». При этом сослался на опыт Калуги и Татарстана. Там площадки разбросаны территориально, но если у кого-то появляется заинтересованность, его мгновенно сориентируют и «на пальцах» объяснят, что и как устроено.

«А так - молодцы», - дал общую оценку после всего услышанного Ю.Осинцев.

Марина Кремлякова,

«ЧР» №131 от 10 ноября 2012

Когда материал готовился к печати, стало известно, что в Москве, в Министерстве регионального развития РФ, на днях состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам «снижения негативного финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации». В рамках совещания глава Черногорска В. Белоногов и заместитель главы по экономике и прогнозированию О.Пакулева презентовали пилотный проект по созданию и развитию промышленного парка «Черногорский».

Новости по теме: