Аэроклубовцы

Дата публикации: 02.08.2016 - 04:59
Автор:
Просмотров - 1036

alt

Пешком ходить на занятия из Черногорска в Абакан - как вам такое? Для Гурия Андрияновича Иванова, выпускника черногорского аэроклуба 1940 года, это было обычным. Так велика была его тяга к авиации.

В ту пору главным средством передвижения между Абаканом и Черногорском был железнодорожный вагон, он тащился всю ночь. У Гурия получалось быстрее. В то время, по описанию П.А.Рубанова, летчики в основном - в саманном поселке около аэродрома, а неженатые жили у своих родителей. Было трудно, но Гурий занятия не пропускал. Откуда у него бралась такая любовь к небу? Ответ – в воспоминаниях П.А.Рубанова: «Я хорошо помню, как нам говорили, что комсомол взял шефство над авиацией и провозгласил своим девизом «Комсомол - на самолет!»

В ту пору Гурий Иванов учился в абаканском сельхозтехникуме. В столице Хакасии был Дом обороны, который проводил большую работу с молодежью под девизом: «Молодежь - в авиацию!» Гурий с друзьями из сельхозтехникума пошел туда, и их с Виктором Вишняковым и другими ребятами записали в черногорский аэроклуб, там они проучились до конца 1940 г. По словам Гурия, инструкторы были опытными. Так, в 1938 г. инструктором был будущий Герой Советского Союза П.А. Рубанов, позднее - Павел Дьяконов. С середины лета 1939 г. началась практика, перешли на полеты.

В первых числах июня 1940 г. группа успешно закончила учебу в аэроклубе, по сути, юный Гурий получил ключи от неба. 20 человек направили в Омское летное училище. Посадили на поезд до Ачинска, где должна была быть пересадка. Ждут сутки, ждут двое, а вагона нет… И тут на счастье шел поезд с освобожденными заключенными. Те встретили их по-человечески. Накормили, разместили…

…В училище серьезно занимались строевой подготовкой. К осени 1940 г. образовали летные группы. Летчиков готовили под пристальным вниманием командования. Приезжали с проверкой из Сибирского военного округа. По всему чувствовалось приближение войны.

В апреле 1941 г. их перевели в лагерь в деревню Калачевка, недалеко от Омска, где проживало много немцев. В роще стояли самолеты У-2, СБ (скоростной бомбардировщик).

И Гурий вновь вспоминает те далекие времена: «В октябре 1941 г. перевели училище на зимние квартиры. В связи с войной были эвакуированы курсанты из Качинского училища, были курсанты со всего Союза, более 2 тысяч человек. Нам, выпускникам, жить было негде, и мы построили землянки. Столовая была одна на всех. Самолетов было мало, но скоро получили ПС-2, это пикирующий бомбардировщик. Его мы изучили, и начались настоящие полеты. В июне 1941 г. нас переводят во вторую высшую Ивановскую школу дальней авиации. Там присвоили звание сержантов, потом 21 человека посадили в вагон и привезли в г. Мары Туркменской ССР. Школой командовал генерал Спирин. Учебный батальон состоял не только из курсантов омского училища. Учились три месяца: на одном аэродроме был наш ДБ-3, позднее американский Б-3 («Бостон»). Аэродром располагался в трех километрах от города, где на занятиях учебной части изучали материальную часть, проводились тактические занятия, а после занятий шли пешком на аэродром.

После сдачи экзаменов я попал на Б-3, всю программу освоил к маю. Самолеты были старые, но недели через две их заменили на новые. Учебные полеты проводились только ночью: днем спали, ночью летали. Почти год осваивали отечественные бомбардировщики ДБ-3Ф, а в 1944 г. были проведены контрольные парашютные прыжки.

3 июня 1944 г. сдали экзамены и приехали в штаб дальней авиации в Москве. Направили нас в Черниговский 17-й гвардейский Рославльский полк, которым командовал Герой Советского Союза Матросов. Приехали в два часа ночи в деревню под Черниговом, разместились, и начались полеты. Первый боевой вылет для меня был на железнодорожную станцию Скрунда в Прибалтике».

Г.А. Иванов летал на самолете Ил-4, совершил 10 боевых вылетов. Награжден орденом Красной Звезды, старший лейтенант.

«Окончание войны встретил в г. Пружане, в Западной Украине, через несколько дней улетел в Польшу, в Минск-Мазовец, а в 1946 г., - пишет Гурий в своих воспоминаниях, - наш полк отправился в Северную Корею, где располагались наши спецвойска».

За 38-й параллелью в Южной Корее стояли американские войска. Там американцы иногда нарушали границу. В Северной Корее он прослужил до 1949 г., после увольнения в запас работал заведующим Абаканским городским отделом соцобеспечения, помощником секретаря Абаканского горкома КПСС, председателем Таштыпского районного суда.

Валерий ЧУБРИКОВ, «ЧР» № 63 от 2 августа 2016г.

Новости по теме: