Секреты грамотной физподготовки

Дата публикации: 27.09.2012 - 03:46
Автор:
Просмотров - 887

 Как-то совершенно случайно в городском парке я попала на соревнования велосипедистов-младшеклассников. Десятки мальчишек и девчонок с азартом гоняли по дорожкам, пытались выполнять сложные упражнения на снарядах в велогородке. И помню, что очень удивило большое количество детей с явным избытком веса. В мое школьное время такие ребята были исключением, как правило, перекормленных не встречалось, а сейчас это, можно сказать, стало массовым явлением.

Впоследствии не раз приходилось читать мнения врачей, которые также отмечали тенденцию к раннему ожирению среди несовершеннолетних. С одной стороны отмечалось, что на это влияет неправильное питание, с другой, недостаток физической культуры. Но ведь если судить по заявлениям чиновников из министерства образования, в нынешней школе, напротив, очень много уделяется внимания физическому развитию детей, и третий урок физкультуры ввели, и секции спортивные открываются, а результат все равно печальный.

В чем дело, почему малыши 21 века так плохо физически развиты, об этом мы беседовали с опытным тренером детско-юношеской спортивной школы Михаилом Бузуновым.

 

КУДА ПРОПАЛА ФИЗКУЛЬТУРА

- Михаил Борисович, вы уже более 30 лет работаете тренером, постоянно встречаетесь с детьми, в чем, на ваш взгляд, причина того, что физическое состояние современных школьников не слишком хорошее?

- Главное, я считаю, заключается в том, что за годы перестройки развалили систему физвоспитания, которая была образована в СССР. Я уверен, она была одной из лучших в мире, в частности, ее ценность заключалась в том, что существовала преемственность – сначала физическое воспитание в детском саду, затем в младшей школе, после в средней. На каждом этапе учитывались возрастные особенности, развитие шло по нарас-тающей. Во-вторых, с детьми  работала целая армия высококвалифициро-ванных педагогов. Но с развалом СССР положение в спорте стало аховым, огромное количество специалистов вынуждено было искать другие места работы. И хотя сейчас материальное обеспечение стало лучше, обратно в спорт возвращаются единицы тренеров.

В-третьих, вынужден отметить низкую квалификацию физруков в школах, особенно младшего звена. Я не знаю, чем они занимаются на уроках физ-культуры, но зачастую, когда к нам в ДЮСШ приходят дети, а мы принимаем с восьмилетнего возраста, они не то что не умеют во что-то играть, они не могут правильно ходить, не знают, как держать осанку, как выполнить кувырок, как правильно бегать, не понимают, что такое бег с высоким подниманием бедра. То есть не знают элементарных вещей! Другая проблема – организационная. Мне приходилось наблюдать, как в спортзале одновременно шли уроки чуть ли не в трех классах. О каком нормальном занятии можно говорить, если ребятам просто негде повернуться!

- Но ведь мальчики и девочки могут заниматься в спортивных секциях и помимо школы, или их тоже не хватает?

- Верно, не хватает. Во-первых, потому что, как я уже говорил, ушли многие профессионалы, а новых нет, в итоге, естественное сокращение количества спортивных секций. Во-вторых, все же недостаточное материальное снабжение.

- Вот вы работаете столько лет тренером, насколько отличаются ребята, которые приходили заниматься баскетболом 20-30 лет назад от нынешних?

- Отличие разительное. Дети очень слабые. Родители стали больше их оберегать. Они не работают в школе, не работают дома, даже те, кто в частном секторе живет. Ведь вспомните, мы сами мыли полы и стены в классах, в спортзале, сейчас же ребята живут на всем готовом. Раньше дети пешком бегали в школу, сегодня же многих привозят на машинах. То есть они не получают никакой двигательной практики.

Москва вообще задыхается от детского ожирения, взять спортклубы, там больше половины детей из-за Урала, так как своих здоровых в Москве почти нет. А это результат и плохого питания, и экологии, и отсутствия физических нагрузок. До смешного доходит, зимой катки почти не работают в школах и дворах, так как их засыпает снег, а дети не убирают его, ждут, когда кто-то придет и за них все сделает.

В первую очередь это проблема безответственного воспитания, желая облегчить жизнь ребенка, взрослые в итоге оказывают ему плохую услугу. Дети должны с раннего возраста быть приучены к труду, должны уважать чужой труд. У нас же этого нет.

Скажем, захочет директор школы поставить для учеников стол для пинг-понга, но долго ли он простоит? Нет, потому что его быстро разломают подростки, которые не уважают труд.

Необходимо понимать и родителям, и педагогам, что дисциплинированность сама по себе к человеку не приходит, ее надо воспитывать, а вот с этим-то у нас тоже проблемы.

Вообще, я бы отметил комплексную проблему воспитания, она касается и физического развития, и общей культуры. Порой встречаешься с вещами, о которых прежде не мог и помыслить. К примеру, в школах есть душевые, но они часто закрыты и дети не приучены ими пользоваться. После тренировки не желают идти в душ. Это ужасно! Говорю: «Иди, освежись, я подожду», но нет, не хочет. Хорошо, у меня старшие парни приучились душевыми пользоваться, и то потому что увидели - в других городах такая практика в порядке вещей. А ведь это большая проблема здоровья и гигиены.

И если мы хотим иметь здоровых детей, то решать вопрос надо комплексно, не просто ввести еще один урок физкультуры в школе и успокоиться на этом. Самое же главное, родители должны понимать, что именно они, в первую очередь, обязаны заниматься всесторонним воспитанием своих детей.

 

В ПОИСКАХ

ЗДОРОВЬЯ

- И все же, что может и должен сделать заботливый родитель, если хочет, чтобы ребенок вырос здоровым и физически развитым?

- Нужно приходить с  детьми на стадион, заниматься спортом. Это полезно и для родителей, и для детей. Были такие замечательные конкурсы «Мама, папа, я - спортивная семья!», кое-где в организациях их и сейчас проводят, но нужно сделать это массовым.

Я считаю, что обязан сделать родитель – найти квалифицированного тренера, специалиста, который видит в ребенке не только материал, а и что нужно сделать для создания гармоничной личности. Ведь хороший учитель физкультуры знает очень много: физиологию человека, анатомию, физиологию спорта, биохимию, биомеханику, педагогику, специализацию и т.д. и т.п. Занимаясь с ребятами, нужно учитывать возрастные особенности, гендерные различия. Все должно быть под контролем специалиста. Он видит, что нужно каждому конкретному ребенку, дать общие для всех рецепты невозможно.

- А что делать тем мамам и папам, чей ребенок не хочет заниматься спор-том, не желает записываться в секцию? Такое ведь тоже нередко бывает.

- Иногда нужно заставлять, через «не могу», иначе победит полная расслабленность. У меня четверо сыновей, и я знаю, что это такое. Порой не просто заставить, главное - понять, что это – каприз или внутренняя убежденность.

Родитель, если он любит свое дитя, должен приложить максимум усилий, чтобы ребенок стал здоровым. Он сам должен быть примером здорового образа жизни.

- А какими видами спорта вы бы посоветовали заниматься малышам?

- До 12 лет, уверен, дети должны заниматься легкой атлетикой, гимнастикой и плаванием. Никаких боевых видов спорта, с 14 лет только. Ведь это как нужно не любить своего ребенка, чтобы отдать маленького в секцию, скажем, бокса!

Вообще, я сторонник поздней специализации детей, лет с 12 только надо распределять по конкретным секциям, а до этого возраста главное – гармоничное развитие личности, обеспечить которое могут гимнастика и плаванье.

Когда ко мне приходят восьмилетние дети, то к играм мы приступаем далеко не сразу. Сначала учу правильно ходить, стоять, держать равновесие. Кажется, что это самые простые вещи, но ведь многие не умеют и не понимают, а в итоге повышенный травматизм.

- А можете предложить какой-нибудь наиболее подходящий для всех комплекс упражнений, чтобы родители могли заниматься со своим ребенком?

- Нет единого комплекса упражнений для всех, и это необходимо понять!  В каждом случае нужно смотреть на ребенка, и для него индивидуально подбирать упражнения. Одному нельзя приседать, например, другому наклоняться. Поэтому-то я и настаиваю на том, что физическим развитием должен управлять специалист.

- Но ведь раньше мы все делали зарядку по утрам, это что, получается, было неправильно? Мы же и приседали, и повороты, и махи руками «раз-два-три-четыре!»

- Я такую зарядку называю упражнениями от ленивого физрука в пионерском лагере. Это недопустимо! В первую очередь потому, что комплекс, про который вы говорите, включал много упражнений на разрыв мышц. Вообще, необходимо отказаться от утренней зарядки, нужно просто хорошо потянуться, почувствовать каждую частицу тела. Выполнять упражнения на гибкость. Есть такое понятие – стретчинг, гимнастика на растяжение. Растяжка должна быть эластичной, аккуратной, никаких резких движений. Не интенсивные движения, а объемные.

- И все же, что делать родителям, если они не могут найти тренера, специалиста по физкультуре, но хотят, чтобы ребенок развивался гармонично?

- Необходимо заниматься самообразованием. По тому же стретчингу в интернете достаточно информации. Пусть мамы и папы почитают ее, сравнят разные комплексы, вообще, поглубже изучат вопрос физического развития, а затем начинают уже заниматься с ребенком. Если нет доступа в интернет, пусть родители сходят в библиотеку и возьмут старую отличную книгу «Справочник инструктора по лечебной физкультуре». Там есть много актуальных комплексов для наших детей. И самое главное, родители должны помнить, что физическое воспитание - одно из важнейших в развитии ребенка, его будущей жизни. Без математики или биологии ребенок, в конце концов, не пропадет, а вот без хорошего здоровья будущего у него точно не будет. Закладывается же это здоровье в детстве.

Валентина Сосновская

 

Новости по теме: