Моя попытка номер два

Дата публикации: 28.08.2012 - 08:50
Автор:
Просмотров - 792

Знакомая поделилась своей «маленькой трагедией» - малышка, которой исполнилось два с половиной года, сначала с удовольствием пошла в частный детский сад, но вскоре наотрез отказалась там оставаться. Мама не могла найти объяснения такой перемене настроения и теперь думает, как правильно организовать «попытку номер два» по адаптации к детсаду.

Помочь ей и другим родителям, которым предстоит вести детей в первый в их жизни коллектив, мы попросили методиста детского сада «Алёнка» О.П.Егорову и психолога этого дошкольного учреждения О.Э.Лих.

- Представьте, что вам предстоит, к примеру, перейти работать в другой коллектив. Страшновато, нервно?

- Конечно!

- А ведь вы взрослый человек, с жизненным опытом, умеете настроиться, знаете, как это сделать. Мы же ведём речь о детях нежного возраста, от 2 до 3 лет,  которым, конечно же, нужно помочь на этом ответственном этапе. Приводить малыша в детский сад сначала советуем на полтора-два часа, не больше. Пусть осмотрится… и не успеет соскучиться или испугаться чего-то, как за ним придут родители. Постепенно время пребывания в коллективе можно увеличивать. Это зависит от состояния, настроения ребёнка. Если он бодрый, активный, не плаксивый, ничего его не тревожит, период адаптации пройдёт быстро, безболезненно.

- А что делать в трудных случаях?

- Привести ваших сына или дочь, скажем, на вечернюю прогулку с детьми. При этом не надо будет даже входить в помещение. Зато можно познакомиться с ребятами, походить с «экскурсией»  по территории, посмотреть, какие здесь есть цветы, фигурки, беседки. Как правило, такой щадящий способ вхождения в коллектив срабатывает хорошо. Тем более,  мама или папа заранее могут рассказать, как замечательно в детсаду играть в песочнице, как там красиво, интересно, волшебно. Ребёнку наверняка понравится, и он легче перенесёт утренние, а потом и все остальные часы пребывания в садике.

- Чему нужно научить малыша, чтобы со спокойной душой отправлять в детсад?

- Его нужно научить самостоятельно садиться на стул, пить из чашки, есть с хлебом, пользоваться ложкой, уметь есть твёрдую пищу (некоторые дети приучены только к протёртым блюдам), активно участвовать в одевании, умывании, пользоваться горшком. Стоит заметить, что требования к ребёнку должны быть последовательными, понятными для него. Важно постоянно повторять те действия, которые необходимо освоить. Не забывайте хвалить маленького человека даже за попытки выполнения какого-то действия. Естественно, взрослым надо запастись терпением, быть спокойными, внимательными, заботливыми.

Важно научить малыша общаться с другими детьми, делиться игрушками, жалеть тех, кто плачет, упал, ударился.

Не допускайте негативных высказываний о том, что вот, мол, приходится отдавать кровинушку в детсад, поскольку эти мысли могут сформировать тревогу, нервозность.

- А что до конкретных развивающих занятий, какие из них будут полезны?

- В два-три года нужно освоить  движения пальчиков через игры с мелкими предметами. Доказано, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи. Нужно играть, объясняя происходящее, - во-первых, в это время активно пополняется словарный запас детей, и они начинают не только понимать, но и проговаривать новые слова. Во-вторых, именно через игры происходит познание окружающего мира.

Неплохо было бы научить ребёнка пользоваться карандашами, красками, фломастерами, пусть он чаще что-нибудь лепит из пластилина. Важно, чтобы малыш умел самостоятельно занять себя игрушкой, рисованием или лепкой, ведь в группе детей воспитателю невозможно будет каждому уделить столько времени, сколько отдают своим детям родители.

- Сейчас очень много развивающих игр, они пользуются большим спросом.

- Что ж, это «плюс» - такие игры позволяют развивать моторику, восприятие формы, величины, цвета. Но в то же время ребёнок должен играть и в простые  игры - собирать пирамидки, катать машинки, качать, укладывать, кормить, одевать кукол.

- Известно, что есть спокойные, воспитанные дети, а есть - неуправляемые, которые, что называется, садятся на шею и легко манипулируют родителями. Как избежать плохого сценария?

- Ребёнок должен знать, что его желания не исполняются мгновенно. У мамы, папы, других взрослых - дела, нужно научить ждать, не потакая во всём. Однако в младшем возрасте понятия о времени другие, чем у взрослых. Долго ждать ребёнок не может, он живёт здесь и сейчас. Поэтому и требования у него такие - хочу игрушку сейчас же! Родителям надо научиться соблюдать золотую середину, не кидаться в крайности, не потакать всем желаниям, и в то же время постоянных запретов быть не должно. Нужен баланс, это и есть искусство воспитания.

- И всё-таки именно на ранний возраст ребёнка, и это вполне объяснимо, приходится время нестерпимого родительского зуда вложить в дитя всё и сразу. Это оправданное желание?

- Вряд ли! Торопиться не стоит. Не надо стремиться в младшем возрасте делать то, что рекомендуют лишь в дошкольном, всему своё время. Каждый период жизни чем-то прелестен. Малышам надо наиграться. А иностранный язык, драмкружок, спортивная секция - всё это впереди и никуда не убежит.

- В какое время года лучше впервые вести малыша в детсад?

- Опыт показывает, что самое благоприятное для этого время года - лето. Поэтому мы начинаем приём детей с июня. Это период, когда можно дольше гулять, когда не досаждают простудные заболевания, ребёнок легче переносит расставание с родителями. Которым, кстати, подсказываем, как поддержать в малыше нужный настрой в отношении детского сада. Можно дома поиграть «в ясельки», общаясь, чаще упоминать имена ребят из группы, объяснять, что у мамы и папы - работа, но это не долго, что работа будет и у малыша - он же кем-то хочет быть. А для этого необходимо ходить в детсад.

И, надеемся, вскоре малыш будет просить вас приходить за ним позднее, чтобы он успел пообщаться с друзьями и воспитателем, наиграться любимыми игрушками.

 

ПРИ РАССТАВАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ…

 

- Рассказывайте, что его ждёт в детском саду.

-  Не проявляйте беспокойства.

- Придумайте и используйте несколько способов прощания (к примеру, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

- После детского сада вместе погуляйте в парке, на детской площадке. Дайте возможность малышу поиграть в подвижные игры.

- Демонстрируйте ребёнку любовь, заботу, будьте терпеливы.

Марина КРЕМЛЯКОВА

Приложение «Летят года, скоро мне…», август 2012 г.

Новости по теме: