Главное – уметь общаться

Дата публикации: 28.08.2012 - 08:10
Автор:
Просмотров - 776

alt

Сегодня существует много популярной и научной литературы для родителей, в которой объяс-няется, как правильно воспитывать детей, на что делать особые акценты, в том числе и как подготовить ребенка к школе. И все же, думается, что самые точные советы и рекомендации может дать только практик. Именно поэтому мы обратились за помощью к опытным учителям и воспитателям.

ЗА СОВЕТОМ – В ДЕТСКИЙ САД

В детском саду «Рябинка» педагоги благожелательно откликнулись на нашу просьбу помочь советами молодым родителям. Мои визави – воспитатель с 30-летним стажем Наталья Казакова (Н.К.) и опытный инструктор по физкультуре Елена Волынцева (Е.В.).

- Интересно, а в детском садике каким-то образом детей готовят к школе?

- (Н.К.) Конечно. Наш детский сад работает по программе «Детство», акцент на развитии ребенка - интеллектуальном, физическом. Также мы психологически готовим детей к школе. Все это через игру, чтобы ребятишки не утомлялись, чтоб им было интересно.

- А что конкретно делают ваши дети в форме игры, чему учатся?

- (Н.К.) В первую очередь развиваем речь. Готовим детей к обучению грамоте, отмечу – не обучаем, а именно подготавливаем. Как держать карандашик, как ориентироваться на листе бумаги. Изучаем буквы, складываем слоги.

Работаем по разным темам. К примеру, изучали «космос», ребятишки узнавали про новые планеты, рассказывали о них истории. Затем на занятиях физкультурой преподаватель тоже связал упражнения с космосом. А в конце недели мы провели развлекательное мероприятие, посвященное космосу. Делали выставку рисунков. То есть ребятишки с разных сторон изучали эту тему.

- (Е.В.) Особое внимание мы обращаем на физическое развитие ребят, два раза в неделю проводим занятия в спортивном зале, и один раз – на свежем воздухе, конечно, в зависимости от погоды. В мороз или дождь никто ребятишек на улицу не отправит. Чтобы было интересно и полезно, проводим дни и недели здоровья, эстафеты, различные спортивные праздники, в том числе совместно с родителями.

Каждое утро у нас начинается с зарядки, со временем дети привыкают к этому и уже сами проводят зарядку. К слову сказать, это очень полезно и при подготовке к школе.

- Педагоги начальной школы говорят, что у домашних детей часто бывают проблемы с речью, неразвитая она, тогда как у детсадовцев с этим проблем нет. Каким образом вы занимаетесь развитием речи, что делаете?

- (Н.К.) Во-первых, у нас дети постоянно находятся в коллективе, то есть общаются, учатся коммуникативным навыкам, командной работе. Во-вторых, развиваем память, даем учить наизусть стихи, пословицы и скороговорки. развиваем мелкую моторику, особенно хороши тут занятия с ножницами, составление аппликаций.

В-третьих, проводим занятия на развитие воображения. Скажем, взяли определенную картину и начинаем придумывать к ней историю, как и что было, составляем рассказы, придумываем название. Приучаем к групповой работе, даем творческое задание для двух-трех ребятишек. А какие сказки они придумывают! Один начинает, другой продолжает, третий заканчивает. А затем ребятишки еще и играют эту сказку. И все в комплексе это влияет на развитие речи и воображения.

- Каким-то образом вы проверяете, как ребенок развивается, может, есть специальные методики?

- (Е.В.)Конечно, мы всегда держим на контроле развитие детей. В этом году попробовали провести специальные тесты, и они нам очень понравились. Настолько точны по итогам были характеристики, настолько явно было видно, какую работу с конкретным ребенком надо проводить!

- А что за тесты, может, и родители сами могли бы их провести?

- (Н.К.) Тесты состоят из картинок. К примеру, нарисован стол без одной ножки, и ребенок должен указать, чего не хватает. Или ответить, что неправильно – на рисунке кошка сидит на дереве или утка на цепи. Или указать, что лишнее – изображены, скажем, тополь, береза, сосна, стол, это задание на логическое развитие. И что очень важно, ребятишкам интересно отвечать на тесты, они с удовольствием это делают.

- Как проходит психологическая подготовка к школе? Ведь все же ребенок заканчивает детсад, скоро пойдет в школу, где все незнакомое, это же стресс.

- (Н.К.) Вот именно, чтобы не было стрессовой ситуации, мы заранее начинаем знакомить детей со школой. Ходим на экскурсии туда, ребятишки пробуют посидеть за партой, рассматривают кабинеты, спортзал, библиотеку. Правда, больше всего им нравится столовая.

- Бывает же так, что в старшую группу приходит домашний ребенок, различия между ними заметны?

- (Н.К.) Еще бы! В прошлом году у нас была сборная группа, половина ребятишек уже давно ходила в сад, а вторая половина только пришла. Начинали мы тяжело, наши дети приучены к режиму, домашние нет, наши хорошо разговаривают, играют, легко входят в контакт, а с новенькими были проблемы, некоторые даже ложку правильно держать не могли. Но через полгода дети выровнялись.

- Выходит, что для лучшей подготовки к школе, вообще для развития личности ребенку все же надо посещать детский сад?

- (Н.К.) Безусловно. Я считаю, что до трех лет малыш должен быть дома с мамой, а с трех – идти в детский садик. Тогда и коммуникативные навыки появятся, и общее развитие будет проходить быстрее. В крайнем случае, если родители не могут или не хотят отдавать ребенка в детсад, я рекомендую хотя бы перед школой, месяца на три, определить его в группу, чтобы появились основные навыки общения и подчинения. Ведь это тоже важно, чтобы ребенок научился слушаться старших, не занимался на уроках посторонними делами, а получал знания, активно работал.

СКОРО-СКОРО

В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Моя собеседница, опытнейший педагог, учитель младших классов школы №3 Елена Морозова.

- Елена Владимировна, вы работаете учителем начальной школы уже более 20 лет, как опытный человек расскажите, какие самые распространенные ошибки делают родители, когда готовят ребенка к школе?

- Когда ребенок идет в первый класс, для него это очень важное событие. И нередко родители неправильно настраивают малыша, мол, главное – учись хорошо, иначе накажем. В итоге, еще не узнав школу, ребенок ее боится.

Поэтому главное, чтобы родители могли создать правильную мотивацию. Для этого надо придерживаться пяти основных правил: во-первых, не допускайте оскорблений, нельзя допускать такие выражения как «ты самый глупый», «хуже тебя нет» и так далее. Напротив, ребятишкам надо говорить: «Ты самый умный, самый интересный», правда, и тут не перебарщивать, хвалить надо по делу.

Во-вторых, необходимо правильно настроить и соблюдать режим дня. Ведь когда ребенок пойдет в школу, перестраиваться будет сложнее, лучше это сделать заранее. Малыш должен вовремя вставать и ложиться спать, знать, что определенное время ему отводится на просмотр телевизора или игру на компьютере.

В-третьих, родителям необходимо как можно больше общаться с ребенком. Постоянно интересоваться делами сына или дочери: «Расскажи, как в школе? Какая у вас учительница, какие дети?» С одной стороны, постоянное общение способствует развитию речи, ребенок быстрее учится читать, лучше пересказывает тексты, с другой – укрепляется связь между родителями и детьми, возникает доверие, что тоже очень важно. Даже если у мамы не хватает времени, все же надо выслушать ребенка, а не отмахиваться: «Уйди, не мешай, потом расскажешь!»

В-четвертых, надо удивлять и радовать ребенка. Можно придумать какие-то поощрения за хорошую работу, не дорогие игрушки, нет, главное, чтобы был знак внимания. Очень хорошо, когда родители придумывают с ребенком девиз, например: «У нас будет все хорошо!» С первоклассниками мы всегда сочиняем девизы, которые бы помогали нам учиться, причем, чтобы не стало скучно, время от времени их меняем.

В-пятых, никогда не обсуждайте и не осуждайте при ребенке воспитателя или учителя. Если есть какие-то претензии, придите, поговорите как взрослые люди, но ребенку про ваши размолвки знать не надо.

- А с какими основными проблемами сталкивается учитель начальной школы, когда знакомится со своими первоклашками?

- К сожалению, очень многие дети не умеют общаться друг с другом, в семье еще они разговаривают, а вот со сверстниками не могут. Поэтому первое время в школе мы много внимания уделяем групповой деятельности, учим коммуникативным навыкам, общаться с друг другом, понимать собеседника. Например, практикуем всеобщее одобрение за хорошее дело, сделал малыш что-то правильно, мы все хором говорим, какой молодец, хлопаем ему. В этом случае адаптация проходит проще. Ведь порой бывает, что ребенок стесняется до такой степени, что боится попроситься в туалет выйти. У нас, конечно, проще в том отношении, что школа маленькая, нет старшеклассников, как в других учебных заведениях города, поэтому дети быстрее адаптируется.

- А есть разница между детьми, которые ходили в детский садик, и теми, кто воспитывался дома?

- Конечно! И разница очень большая. С детсадовцами проще работать, они уже приучены к групповым видам деятельности, могут трудиться индивидуально, у них лучше развиты коммуникативные навыки. С домашними детьми сложней, они домоседы, сложно вступают в контакт с другими ребятами.

- Получается, что в методичку подготовки ребенка к школе входит и пункт о необходимости летом родителям больше гулять на детских площадках, чтобы сын или дочь научились общаться?

- Это было бы очень хорошо. Ведь ребенку для нормального развития надо много общаться, играть со сверстниками. К сожалению, сегодня многие родители настолько заняты, что не уделяют достаточно внимания ребенку, не гуляют с ним, в итоге он все время проводит у компьютера, откуда же малыш научится общению? Нередко у домашних ребятишек речь вообще не развита. Нет, есть такие родители, которые занимаются с детишками, водят в развивающие центры, в спортивные секции, но это не часто встречается.

- С другой стороны, а не будет ли во вред ребенку чрезмерно полученные знания в развивающих центрах? Ведь придет такой интеллектуал в школу, писать, считать умеет, и пока со всеми остальными учительница занимается, он будет скучать, а в итоге потеряет интерес к учебе?

- Нет, такое не произойдет. Дело в том, что это прежде всех учили по одной программе, и если все рисовали палочки, то их должен был рисовать ребенок, который давно уже умеет писать. Сейчас же у нас есть большое количество развивающих пособий. И вместо «палочек» мы всегда сможем предложить такому ребенку творческие и занимательные задания, есть огромное количество подобных пособий.

На первой же встрече с родителями я всегда выясняю, какой ребенок приходит, каковы его знания. Если из детского сада, то обычно мы уже со всеми ребятишками знакомы, так как в течение года наши учителя наблюдают «свою» группу, то есть детей, которые после выпуска из детского сада придут в первый класс. Мы уже много лет тесно сотрудничаем с детскими садами «Ромашка» и «Рябинка». К примеру, я взяла своих первоклашек в прошлом году, так уже хорошо знала всех ребятишек, их способности, их родителей. Про другие школы не скажу, но у нас опыт взаимодействия с детсадами уже большой.

- А вы даете какие-то советы воспитателям, ведь вам потом работать с этими детьми?

- Воспитатели в этих детсадах опытные, единственный совет, который я могла бы дать – не нужно учить детей тому, чему их будут учить в школе.

- На ваш взгляд, на что нужно обратить пристальное внимание, когда воспитатели или родители работают с подготовишками?

- В первую очередь – развитие речи! Это самое главное. Ведь как порой бывает, начинаем на уроке описывать картину или пишем рассказик. Спрашиваешь:

- Какой был день?

- Хороший.

- Посмотри внимательнее, что еще можно про него сказать?

- Хороший и все.

Воображение практически не развито, словарный запас минимальный. Поэтому я и не устаю повторять – занимайтесь развитием речи ребенка, больше говорите, больше читайте, обсуждайте увиденное. Пусть малыш пересказывает, описывает, рассказывает вам истории.

- Вы много рассказали о психологической подготовке детей к школе, а есть какие-то требования к физической подготовке? Советы, к примеру.

- Как говорит наша учительница физкультуры, родители должны проследить, чтоб к школе ребенок научился прыгать на скакалке. Оказывается, немалое количество первоклассников попросту это не умеет делать. С мячом многие не могут играть. А ведь это и развитие мелкой моторики, и ловкость. Это касается ребятишек-домоседов, кто ходит в детский сад, тех учат подвижным играм.

Вообще родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не вел сидячий образ жизни, а больше двигался и играл.

- А в школе ребенок много имеет возможности для движения, ведь на уроках приходится сидеть, это не сказывается негативно? Даже если родители и позаботились о физическом развитии своего малыша.

- Конечно, нет. Потому что сидят дети у нас не так много. Скажем, позанимались мы пять минут, семь минут потом играем. Есть различные физминутки, и под музыку, и просто так.

- И еще вопрос, назовем его материальный – что нужно учесть родителям, когда они собирают ребенка в первый класс? Я имею в виду особенности одежды, обуви, канцелярских принадлежностей.

- Конечно, вместо сумки для учебников лучше покупать ортопедические рюкзаки, не обязательно дорогие, главное, чтобы хорошо держал спину.

Внимание нужно обращать на обувь, особенно у девочек, чтобы у туфель или сапожек подошва была не скользкой. Не знаю почему, но нередко у такой обуви бывает плохая подошва, и ребенок может получить травму. Если покупаете кроссовки, то пусть у них будет мягкая подошва, не на платформе, а еще лучше – простые кеды, они и гигиеничнее, и с ортопедической точки зрения хороши.

Канцелярия – не брать отвлекающие предметы. Сейчас очень много разнообразных тетрадей, линеек, ручек, разноцветных, с картинками, но лучше приобрести простые, чтобы ребенок не отвлекался от занятий. Ручки стоит покупать толстые, так как мы учим захвату щепоточкой, то для этого больше подходят не тонкие ручки. И стоит учесть, для левшей есть специальные ручки.

- И главный совет родителям?

- Самое главное, чтобы в семье царили мир и согласие, чтобы почаще улыбались, любили друг друга. В такой атмосфере и ребенок себя чувствует хорошо, лучше развивается, растет оптимистом, хочет жить и в ладу с окружающими. Признаюсь, я на одном из первых уроков провожу такой маленький эксперимент, проходя между рядами, глажу каждого ребенка по голове. Если в семье все хорошо, то ребенок, как правило, не дергает головой, а если стремится убрать головенку, как будто боясь, что его ударят, вот тогда это для меня сигнал тревоги, знак, что нужно встретиться с родителями и выяснить, какие в семье проблемы.

Валентина СОСНОВСКАЯ

Приложение «Летят года, скоро мне…», август 2012 г.

Новости по теме: