Техника в школе и дома

Дата публикации: 10.07.2012 - 07:11
Автор:
Просмотров - 894

(Приложение «Кто в тереме живет?», июнь 2012 г.)

Бурно развивающаяся научно-техническая революция 20-го века привела к тому, что сейчас мы живем в мире всевозможных электроприборов. Учитывая, что период «заселения» наших квартир, офисов, школ и детских садов техникой весьма мал, изучение негативных последствий на детский организм находится лишь в начале пути. И все же ряд исследований уже доказал побочные эффекты от чрезмерного увлечения всевозможными электрическими устройствами.

Между тем любой заботливый родитель, заинтересованный в том, чтобы его ребенок рос здоровым, прекрасно понимает важность правильной организации учебно-воспитательного процесса и создания таких условий в квартире, которые бы наносили как можно меньший вред малышу.

Значительную часть времени дети проводят или в детском садике, или в школе. Для этих учреждений разработаны специальные санитарно-гигиенические нормы, призванные уберечь здоровье ребенка от негативных воздействий. Именно поэтому в каждом детском учреждении есть медицинский работник, который контролирует соблюдение правил.

ЗАКАЛЯЙСЯ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ

Пожалуй, каждый родитель, чей ребенок посещает детский сад, сталкивается с проблемой постоянных простуд. Нередко малыш лишь неделю из месяца ходит в садик, остальное же время отсиживается дома из-за болезни.

- Основная патология среди детей дошкольного возраста – простудные заболевания: острый бронхит, ОРВИ, фарингиты, ларингиты и другие болезни, - говорит заведующая дошкольно-школьным отделением детской поликлиники Надежда Монетова. - Сложно указать причину, возможно, плохая экология, но вероятнее всего – слабый иммунитет, из-за чего дети с легкостью заражаются друг от друга. Впрочем, стоит отметить, что уже в младших классах картина меняется – болезней становится гораздо меньше. Это связано с тем, что младшеклассники более активно, чем дошколята, занимаются спор-том, очень много времени проводят в играх и физических укрепляющих занятиях. В результате иммунитет становится сильнее и защитные силы организма лучше справляются с вирусными инфекциями.

Основная работа в детских садах направлена на то, чтобы укрепить здоровье и физические данные малышей. Ведь мышечная система, опорно-двигательный аппарат должны быть максимально подготовлены к школе. Для этого детям рекомендуется посещать различные кружки: «Крепыш», шейпинг, ритмика, хореография и так далее. В каждом детском садике для малышей проводятся физкультминутки и физзанятия. В целом же, в детском саду все – и питание, и режим дня, направлены на укрепление иммунной системы детского организма.

Поэтому врачи непрестанно напоминают родителям о важности укрепляющих упражнений, закаливания. Ведь такая работа должна проводиться не только в детских учреждениях, но и дома. Мамам и папам стоит не забывать: чем сильнее иммунитет, тем сложнее он поддается вредоносным воздействиям окружающей среды.

К физическим упражнениям дети приступают лет с трех, начиная с двигательных, беговых, впоследствии комплексы усложняются. Однако никакие спортивные секции не помогут, если родители дома не уделяют достаточно внимания ребенку, не следят за тем, чтобы он соблюдал санитарно-гигиенические нормы.

Ведь как часто можно наблюдать картинки, когда молодые мамы чуть ли не с самого рождения укладывают или усаживают ребенка перед телевизором, мол, посмотри мультики и не мешай, не отдавая себе при этом отчет, что очень сильно портят здоровье малыша.

Во-первых, телевизор негативно воздействует на зрение. Мельтешащие и некачественные картинки быстро утомляют глаза ребенка, по сути, ведя атаку на слабенькие зрительные нервы, не давая им нормально развиваться и тренироваться.

Во-вторых, телевизор, так же, как и прочая бытовая техника, изрядно обезвоживает воздух в квартире, что в свою очередь ведет к простудно-легочным заболеваниям. Тем более что многие семьи живут в стесненных условиях, где на каждый квадратный метр жилья приходится по различному электроприбору. Советы же насыщать воздух влагой выполняются взрослыми людьми далеко не всегда.

И, в-третьих, говоря о негативном воздействии при просмотре телевизора, нельзя забывать о психическом здоровье ребенка. Ведь содержание большинства программ, далеко от благотворного воздействия, скорее напротив, способно нанести такой удар по психике, что оправиться от травмы ребенку будет сложно. Причем речь идет не только о «кровавых новостях и сериалах». Даже, казалось бы, безобидные мультфильмы способны шокировать малыша. Впрочем, порой современные мультики вызывают шок и у взрослого человека. Поэтому родители должны контролировать не только то, сколько времени ребенок сидит у телевизора, но и что он смотрит.

КОМПЬЮТЕР – ДРУГ ИЛИ ВРАГ

Конечно, представить себе нашу жизнь без компьютера уже сложно. Им пользуемся на работе и в учебе, он помогает нам развлечься. И ребенок тянется к умной машине не меньше, а зачастую и больше родителей. Но вот здесь-то и должны мамы и папы особо строго следить за малышом, и за тем, сколько времени он проводит за компьютером.

- Очень плохо на психику и общее развитие ребенка действуют компьютерные игры,- отмечает Надежда Монетова. – В результате возможно нарушение психического статуса – повышается агрессивность по отношению к родителям и сверстникам, он меньше общается с окружающими детьми, наблюдается задержка развития речи. Ребенок не строит красочные полные предложения, скорее использует телеграфный стиль с минимумом словарного запаса. Дело в том, что при компьютерных играх ребенок не развивается, внимание сосредоточено только на одном. Угасает познавательный интерес. Может нарушиться сон, пропасть аппетит, желание заниматься чем-то иным и куда-то идти.

Впрочем, негативно на здоровье сказываются не только компьютерные игры, а в целом чрезмерное общение с электронной машиной. Поэтому специалисты рекомендуют детям дошкольного возраста вообще не заниматься с компьютером. В возрасте 6-8 лет продолжительность работы с компьютером в день составляет 10 мин.; для 10 - летних - 15 мин.; в 12 лет —20 мин.; в 14 лет — 25 минут.

Основной вред наносится зрению и позвоночнику. Конечно, утомление глаз во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, так как рассчитаны они в основном на быстроту реакции.

Поэтому помимо ограничения занятий за компьютером по времени, родители должны следить за тем, чтобы ребенок регулярно выполнял комплекс укрепляющих упражнений для зрения. К слову сказать, он не столь и сложен.

Хорошо себя показал, например, такой вариант «зрительной зарядки»:

- крепко зажмурься на 10 секунд;

- активно поморгай – похлопай ресничками 5-10 секунд;

- сделай несколько круговых движений глазами;

- несколько раз поменяй фокус, то есть, сначала посмотри на какую-либо точку рядом с собой, а потом вдаль, например, на птичку в небе:

- если ты дома, то побалуй свои глаза. Возьми остывший заваренный чайный пакетик и положи на глаза, минут на 10.

Для маленьких очень хорошо проводить зарядки для зрения в стихах, я видела, как подобные упражнения «на ура» проходили в специализированном детском садике «Колосок» - и полезно, и интересно. В интернете можно найти немало примеров таких стихотворных комплексов. Приведу лишь парочку из них:

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза – как горошины глаза (пальцами делаем очки).

Влево, вправо, вверх, вперед (глазами смотрим по тексту).

Ну, совсем как вертолет (круговые движения глаз).

Мы летаем высоко (смотрим вверх).

Мы летаем низко (смотрим вниз).

Мы летаем далеко (смотрим вперед).

Мы летаем близко (смотрим на нос).

«Белка и дятел»

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево),

Дятла вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).

Вот орешки: раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).

И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

Вместе с упражнениями для глаз надо делать и физкультминутки – наклоны, прыжки, повороты.

- На лето я бы рекомендовала родителям вовсе убрать компьютер из зоны видимости ребенка, - советует Надежда Ивановна. - Пусть малыш больше бегает на воздухе, общается с другими детьми. И родители должны воспитывать у малыша доброе отношение к окружающей природе, к близким и родным. Формировать позитивное отношение к жизни. Также необходимо закаливать организм, ведь во время общения с компьютером у ребенка нарушается опорно-двигательная система. Отсюда и нарушение осанки, сколиозы, в конце концов, может быть и задержка развития.

ИДЕМ В ШКОЛУ

Нередко с началом школьных занятий родители замечают, как ухудшается здоровье детей, они больше устают, но это и неудивительно. Ведь учебные занятия – серьезный труд для детей, они предъявляют большие требования к организму ребенка. Из трех видов деятельности (умственной, физической и статической) для 6-7-летних детей статическое напряжение наиболее утомительное. Малыш может часами бегать на улице, играть с товарищами и ничуть не уставать при этом. А вот нахождение в сидячем положении даже в течение получаса дается ребенку с огромным трудом. Поэтому родителям в этот период надо обратить особое внимание на закаливание организма малыша.

- Для гармоничного развития ребенка очень важна мелкая моторика, - уточняет Надежда Монетова. – Она помогает развитию мышления и мозга. Ведь даже когда наблюдается задержка развития речи, логопед говорит о необходимости развития мелкой моторики, так как это все связано. Неразвитая моторика нередко приводит к психическим нарушениям. К слову сказать, правописание весьма способствует развитию моторики. Именно поэтому школьникам предпочтительнее писать сочинения и рефераты не на компьютере, а от руки. А уж младшеклассникам и подавно лучше все работы выполнять с помощью обыкновенной ручки, а не компьютерной клавиатуры.

Как не сложно убедиться, правил по организации грамотных санитарно-гигиенических условий не так уж и много. Главное, чтобы родители захотели и смогли их соблюдать. А это делать необходимо, ведь никто не хочет, чтобы его малыш болел.

Валентина Сосновская

Новости по теме: