С чего начинается Родина?..

Дата публикации: 04.06.2024 - 17:59
Просмотров - 87

В преддверии Дня защиты детей телеканалы стали соревноваться друг с другом – кто больше предложит юным россиянам интересных фильмов 1 июня. Но что примечательно – список фильмов практически идентичный, да и все киноленты выпущены ещё в советское время. Увы, за 33 года в новой России хорошего детского кино так и не было создано. Но хорошо хоть не забывают прошлое наследие. А ведь сказки советских кинематографистов, приключенческие, лирические фильмы и сегодня актуальны. Как, впрочем, оказались актуальны и многие формы работы с подрастающим поколением.

Недаром пусть и в обновлённой форме, но возвращается идея пионерского движения, школьные политинформации, субботники и «Зарницы».

 

Я ГОРЖУСЬ ДЕДУШКОЙ!

Накануне Дня Победы меня пригласили на торжественную линейку в 19-ю школу. Честно скажу – не ожидала, что будет настолько красиво и мощно. Строгий ряд юноармейцев, трогательные младшеклассники, поющие песни о войне, юноши и девушки из старших классов, танцующие предвоенный вальс. Не затянуто, но насыщенно. Атмосфера – на самом деле торжественная и праздничная. Ведь День Победы – это праздник!

Порадовало то, что часть ребят стояли на линейке с портретами своих прадедушек и прабабушек, которые воевали на фронтах Великой Отечественной, трудились на предприятиях в тылу, работали на полях.

- Я пришла с фотографией моего прадедушки, - говорит ученица 5 «А» Даша Иванова. - Знаю про него достаточно хорошо – какая была семья, какие медали на войне получил. У прадедушки в семье было пять детей, когда началась Великая Отечественная война, он ушёл на фронт, а детей оставил с их мамой. Он вернулся с войны, жил потом дома. Прадедушка был танкистом и подбил, насколько помню, десять немецких танков. Всё это мне рассказывали мои родители. Для меня День Победы – это праздник, которым надо гордиться, ведь наши предки смогли отвоевать нашу страну, они были сильными, и мы тоже должны сейчас выстоять.

Рядом с Дашей стоит Георгий Штефан, он учится в параллельном  5 «Д», в руках два портрета:

- Моя бабушка была труженицей тыла, дедушку помню плохо, но мама мне рассказывала, что он воевал, его ранили в руку, - рассказывает мальчик. - Потом его наградили орденом Красной Звезды. Память о нём хранится в нашем городском музее истории, и его имя есть на стелах Аллеи Славы. Мне интересно читать книги о войне, и я бы хотел больше узнать о моём дедушке.

Неподалёку почти припрыгивает от желания поделиться своими историями одноклассник Георгия – Семён Буланов.

- Фотография моего деда Ивана Григорьевича Буланова висит на Стене Памяти в нашей школе, - наконец-то Семён дождался возможности высказаться. - Он служил в авиации, был воздушным стрелком-радистом. Когда дед погиб, ему было всего 22 года. У него было три сестры, это по линии моего отца. Его призвал Томский РВК (районный военный комиссариат, - прим. автора), но родился дед в Карасукском райо­не, в деревне Ключи. Это всё, что я о нём знаю. Но у меня есть бабушка, и 8 мая ей исполнилось 92 года – она ребёнок войны. Она много мне рассказывала, как они жили в войну. И особенно удивило, как они делали в то время мячи из шерсти. Бабушку я поздравляю живыми цветами, она их очень любит. Сегодня принесу ей много-много цветов!

Подумав, мальчик добавляет:

- Про войну я знаю довольно много, люблю читать книги. Я знаю про Сталинградскую битву, битву за Москву, блокаду Ленинграда, битву за Севастополь и многое другое. Мне было очень интересно читать про блокадный Ленинград, запомнилась история про Седьмую симфонию Шостаковича. А вы знаете, почему она называлась Седьмая симфония?!...

 

ДЕТИ НЫНЧЕ НЕ ТЕ…

Пару-тройку лет назад довелось мне участвовать во Всероссийском патриотическом форуме. В основном туда были приглашены педагоги и руководители волонтёрских движений. И хотя у каждого за плечами были свои победы и достижения, нередко в разговорах между собой они сетовали, мол, не та молодёжь сейчас! Заинтересовать сложно, желания работать нет, читать книги и изучать предметы – тоже нет. Вот играть в компьютер или с гаджетами забавляться – другое дело! Мол, и как тут патриотизм воспитывать?..

Там же на одной из секций выступал руководитель ВЦИОМ, он привёл довольно интересные данные об изменениях мироощущения среди молодёжи за последние несколько лет. Самый главный и удивительный вывод – а юные-то слово «патриотизм» бранным не считают, более того, подавляющее большинство заявляет, что они – патриоты.

29 марта этого года ВЦИОМ опубликовал результаты нового исследования – цифры удивляют.

«По данным мониторингового опроса ВЦИОМ, уровень патриотизма в российском обществе высок как никогда: на сегодняшний день патриотами себя считают 94 процента наших сограждан, в том числе безусловными патриотами — 62% (+10 п.п. за последний год), это абсолютный максимум за весь период наблюдений. В целом тренд на «безусловный патриотизм» берет начало осенью 2014 г., когда доля «безусловных» патриотов впервые за долгое время ощутимо превысила долю «скорее» патриотов (48% vs. 36%). Одно из очевидных объяснений всплеска патриотизма в обществе в тот период - воссоединение Крыма с Россией. Начало специальной военной операции 2022 г. также ознаменовалось приростом «безусловных» патриотов (+8 п.п. с предыдущего замера); вплоть до сегодняшнего дня (дольше, чем когда-либо) таковыми себя считают не менее половины наших сограждан».

 

СЛОВО ДИРЕКТОРУ

О том, как нынешние школьники относятся к патриотизму, что вкладывают в это слово, как сейчас занимаются воспитанием в образовательных учреждениях, мы поговорили с директором 19-й школы Светланой Световой.

- Порой непонятно, как же нужно воспитывать патриотизм, чтоб это было действительно положительное воспитание, а не ряд формальных мероприятий, которые, скорее, вызывают обратный результат? В вашем опыте были подобные «открытия»?

- Когда вышел приказ о том, что общеобразовательные учреждения должны поднимать флаг Российской Федерации, по понедельникам проводить «Разговоры о важном», у нас был отрицательный опыт, когда дети старших классов не особо понимали, для чего это делается.

- Скептицизм, переходящий в цинизм? Да и немудрено, столько лет само слово «патриотизм» было в загоне, ведущие по ЦТ любили вворачивать фразу о том, что «патриотизм – последнее прибежище негодяев», вырывая при этом фразу из контекста, в котором она была сказана. До недавнего времени многие фильмы о Великой Отечественной войне можно было смотреть только с валокордином в руках, да и сейчас нет-нет, а по телевидению показывают эти «шедевры», так что недоверие подростков к нововведениям вполне понятно. Нельзя в один день перестроить мироощущение. Но как вырваться из этого круга?

- Я для себя поняла, что, наверное, невозможно в таком достаточно уже взрослом возрасте вдруг сразу привить чувство патриотизма, если изначально с первого класса не воспитывать его. Мы уже два года работаем по программе воспитания, и один из блоков – как раз посвящён воспитанию патриотизма. В том числе этому посвящены были мероприятия к Девятому мая. Неделю постоянно была с детьми на этих встречах – мы проводили инсценированные песни и т.д. И я увидела совершенно другое отношение: младшие школьники, ученики средних классов уже по-другому относились к патриотизму, чем старшеклассники.

В этом году мы начали делать уголок Памяти. Там, где на улице стоит флагшток, мы посадили рассаду. Рядом попробуем сделать клумбу в цветах георгиевской ленты.

Ещё заметила, что беседы с участниками СВО, которые у нас проходят, акции, такие как «Пряник Победы» - меняют детей. Они на самом деле больше стали задумываться о патриотизме. Не все, конечно, но тенденция заметна. Вижу, что дети стали приходить в школу с идеями. Например, ко мне обратились ребята с вопросом, а есть ли у нас в школе такие выпускники, которые участвуют в СВО? И почему у нас в школе нет мемориальной доски? То есть не педагоги им объясняли, что и зачем нужно делать, а дети сами стали интересоваться такими вопросами.

Мы планируем создать виртуальный школьный музей. На протяжении года будем поднимать всю историю школы, ведь в этом году ей исполняется 45 лет. Сейчас по отрядам раздаём задания, и ученики свяжутся с выпускниками школы, чтобы рассказать о них в нашем музее. Ведь патриотизм начинается со знания таких вещей, как история своей семьи, история своей школы.

- Да, в холле на первом этаже я видела у вас стену с фотографиями. Это Бессмертный полк?

- Мы готовили экспозицию к Девятому мая, в том числе блок «Слава нашим ветеранам» - это страницы из семейных архивов учащихся школы.  Создали свою Книгу Памяти и продолжаем её писать. В ней мы рассказываем о героях в наших семьях. Один из родителей учеников – депутат Городского Совета Евгений Сафиулин, предложил нам принять участие в акции «Страница памяти – Помним всегда.РФ». В ней мы будем рассказывать о наших ветеранах, наших предках.

Лично я хочу сделать одну из страниц виртуального музея «Наши педагоги». К сожалению, некоторых, кто стоял у истоков школы, уже нет с нами. Но думаю, что такая страница – это тоже часть патриотизма.

- Вы сказали, что часть старшеклассников, мягко скажем, не приняла идею «Разговоров о важном», церемонию поднятия флага. Может, в самом деле, это были ненужные инициативы?

- Конечно, не так! Введение в школу «Разговоров о важном» я считаю находкой. Это очень нужно школе. И педагогам, и детям. В том числе и родителям. Ведь я заметила, что наши дети учат своих пап и мам. Не раз они мне рассказывали, приходит ребёнок из школы и тут же с вопросом: «А ты знаешь про Зою Космодемьянскую»? Я думаю, что это очень дорогого стоит.

- Тем более, что поколение 90-х – потерянное, как сейчас часто говорят.

- И это в самом деле так. На совете школы родители не раз говорили о значимости «Разговоров», отмечая важность такого интереса детей. А это результат именно таких мероприятий. Ведь каждый понедельник затрагиваются очень интересные темы.

То, что с 11 классом был у нас негативный опыт, это тоже важно. Сами поняли, как поступать нельзя. Мы не объяснили детям, зачем это делаем, но стали ждать от них каких-то результатов, нужной реакции, а её не было.

Посещая праздники, я увидела ещё одну проблему – далеко не все дети знают гимн России. Но ведь это неправильно! И придумала конкурс, который позволит детям выучить хотя бы первый куплет гимна. Но конечной целью ставлю задачу – чтобы все дети полностью знали гимн своей страны. Среди идей – хочу, чтобы каждое мероприятие в нашей школе начиналось с гимна России и гимна Республики Хакасия, чтобы дети знали слова обеих торжественных песен.

- На мой взгляд, воспитание патриотизма неотделимо от знания истории своей страны. Но ведь в школе, увы, сейчас урокам истории отводится не так много времени. Тем более изучению страниц Великой Отечественной войны. Как с этим-то быть?

-  Сейчас вводим очень много курсов внеурочной деятельности, посвящённой истории страны. После того, как наши дети участвовали в «Диктантах Победы», мы увидели, что они не знают историю. И я обратила внимание, что не всегда педагоги правильно подходят к этому вопросу. Ведь об истории надо говорить, но делать это понятно и интересно для детей.

Хорошая идея была введение «Разговоров о важном». Но опять же не всегда они проходят так, как нужно. Порой формально. А ведь этот час можно посвятить на самом деле разговорам о том, что всех волнует, о том, что жизненно важно для каждого. И такие «Разговоры» не должны быть только лекцией педагога, или просмотром  мини-фильмов, которые приготовило нам Министерство Просвещения России, нет, это должна быть именно беседа, чтобы ученики сами говорили.

Я хочу, чтобы к каждому понедельнику в классе один из учеников готовился к «Разговору». В течение года так каждый из детей станет ведущим такой беседы. Нам же нужны не дежурные мероприятия, а чтобы они на самом деле стали важными для ребят.

Для меня было открытием, когда первоклашки рассказали о «ленинградской ленточке». Сколько прожила – впервые услышала! А наши первые классы провели такую акцию, и теперь они все знают о «Ленточке Ленинградской Победы». Причём они не просто сидели за своими партами, они ходили по другим классам, дарили эти ленточки, рассказывали о том, что она значит.

- Какой самый главный урок получила директор школы за последние пару лет?

- Я поняла – нам очень не хватает именно диалога между педагогами и детьми. Сложившаяся схема передачи знания не всегда уместна. Нужно говорить, нужно слышать друг друга, даже спорить – это полезно для умения формировать собственную точку зрения, способности её отстаивать.

Как-то у нас был онлайн урок на тему блокадного Ленинграда, в ней принимала участие учительница из Ленинграда, которой исполнилось 104 года, и она сказала очень важную вещь: «Если будет дружба между детьми, то будет всё».

А мы видим, что проблема есть. Дети не общаются. Ни на переменах, ни после школы. Гаджеты забирают всё внимание. Исправить ситуацию могут педагоги, и надеюсь, что сможем изменить ситуацию.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

Объявления от 4 июня 2024г.

Новости по теме: