Гордость Черногорска. Информационный проект Вячеслава Лескова. Анатолий Васильев: «Не физик, не математик и даже не военный»

Дата публикации: 14.05.2024 - 17:33
Просмотров - 461

Лето – маленькая жизнь. А весна – предчувствие жизни, и это ярко, зримо ощущается на усадьбе, заботливо приглаженной и ухоженной нашим собеседником Анатолием Ивановичем Васильевым.

Спортсмен, которого в городе знают и уважают поколения поборников здорового образа жизни, тренер, директор школы, директор городского парка в самый трудный период его развития. А ещё садовод, огородник, виноградарь и просто классный дед для своих внуков, правнуков. Беседуем, глядя через окно на яркое солнце с забористой, крепкой рассадой на подоконнике.

- Если бы надо было представиться тем, кто вас не знает, как сделали бы это?

- Я педагог. С юношества. Моим хобби всегда были занятия спортом. Другие физики, химики, математики, а я – именно физкультурник.

Со школьной скамьи играл в футбол за сборную Курагинского района (оттуда родом). Поступил в институт на факультет физвоспитания, после окончания пришёл работать в школу.

на фото: с супругой Елизаветой нашли друг друга на беговой дорожке

В ЛОВУШКЕ

- Что знаете о самом исконном своей семьи?

- Корни крестьянские, о таких, как я, как раз и говорят, что родился в борозде. Отца не видел - когда он ушёл на фронт в 43-м, меня ещё не было. А в 44-м с войны пришла похоронка.

Мама в те тяжёлые годы работала комбайнёром, трактористкой, дояркой. А в последнее время трудилась в саду. Сад был огромный, в основном выращивали ранетки, малину, смородину, викторию. Всё это отправляли по разным адресам, а викторию – в детские сады. Большая была плантация сладкой крупной ягоды. Садом командовал фронтовик без ноги.

Как-то зимой, когда мне было восемь лет, мама пошла на работу, а я, как всегда, остался один. Выбежал в сени - там кое-какие продукты хранились, такой был природный холодильник. Дверь в дом захлопнулась, как ни старался, не мог её открыть. И на улицу выбежать, чтобы позвать кого-то на подмогу, тоже не мог – снаружи дом был заперт. Я, раздетый, в мороз, оказался в ловушке. Метался, плакал сначала от испуга, потом от боли – стал замерзать. Благо, соседка случайно услышала, что реву, и побежала на ферму: «Мария Степановна, у тебя там сын кричит, что-то неладное!»

Мама бегом к дому. Я к тому времени уже пальцы обморозил, вот, до сих пор видно, что было с руками. В Курагинской больнице хотели их отрубить – мама не дала. Снегом растирала, потом разными снадобьями мазала. Выходила!

- Люди, что от земли, из сёл и деревень – они особой закваски, так выходит?

- Потому что жизнь заставляла становиться крепче, жилистее. Я с десяти лет возил на лошади копны. Представляете, что такое копнитель на комбайне? Были комбайны-сталинцы, сзади, как машина – большой копнитель. Идёт солома после обмолота зерна, нам, пацанам, надо было стоять на комбайне. С одной стороны человек и с другой - кидают солому. Набирается полный копнитель – жмёшь педаль, содержимое вываливается, дальше снова кидаешь и кидаешь солому, до цветных звёзд в глазах.

Мы, мальчишки, были помощниками комбайнёров всю осень, во время сбора урожая. Кроме нас, некому было. Военные дети, мы все были помощниками, зарабатывали трудодни. За них можно было получить пшено, гречку, мёд, ранетки, арбузы.

Обуть, одеть нечего было, перебивались невесть какими обносками, обмотками. Но вскоре, после войны, колхоз встал на ноги, половину зарплаты стали давать деньгами.

- Школу, выходит, там окончили. А когда поехали учиться в Красноярск, было что одеть?

- Да, конечно! В шестидесятых наш колхоз «Красных партизан» стал миллионером, хорошо развивался, люди воодушевились, зарабатывали отлично. К слову, и сейчас наша деревня – из богатых. Там животноводческий комплекс построили, и не только. Работников бесплатно кормят, кадры обучают, вокруг современное оборудование, классная техника – молодцы. За малую Родину душа спокойна.

На брусьях Анатолий Васильев: всё показывал сам

ВЫРУЧИЛ СПОРТ

- В Красноярск попали, наверное, как на другую планету – большой город, всё не то, не так, незнакомое…

- Когда уезжал из дома, верите ли, плакал! Это было страшно, непонятно, тоска брала.

- Рассказывал мне один парень, как в восьмидесятых привезла его мама в институт, поступил, поселился в общагу… и не мог сдержать слёз, когда наблюдал из окна, что мама уходит. Мужчины тоже имеют право на переживания!

- Хорошо, что в школе активничал - волейболом, баскетболом, бегом, лыжами занимался – устраивали гонки на 10 километров и больше. Всё получалось. Спорт – везде помощник. Вот и на новом месте, благодаря секциям, легче было адаптироваться.

 - Сельские дети были здоровыми!

- Я бы по-другому сказал: выживали сильнейшие. О медпомощи можно было лишь мечтать, после болезней не все возвращались в строй. В нашей семье брат и сестра маленькими умерли, не выдержали каких-то напастей.

А мне окрепнуть работа и спорт помогали. В выпускном классе за школу выступал на всех соревнованиях. Играл за команду строителей дороги «Абакан-Тайшет», да где мы только не соревновались!

 «НИЧЕГО В АРМИИ НЕ ТЕРЯЛ»

- В восемь лет в западню попал... Много ещё в жизни было таких ловушек?

- Да вроде, не особо, чтоб до такой степени. Служба в армии на пользу пошла, твёрдо могу сказать. Кто-то говорит, что годы потерял, а я ничего там не терял. Служил в Забайкальском военном округе, в ракетных войсках. Во-первых, многих людей познал.

Выиграл первенство дивизии по самбо - сразу в спортроту взяли, звание старшины присвоили, вскоре этой ротой стал командовать. А в составе спортроты защищали на всесоюзных соревнованиях честь ракетных войск.

Два раза в отпуск ездил домой. Когда пришла пора увольнения, генерал-майор предлагал: «Оставайся, получишь офицерское звание! Что тебя ждёт на гражданке? Деревня, неизвестность. А тут квартиру получишь, по службе продвинешься»

Я ответил: «Честно скажу, это не моё».

Спокойно отпустили, с благодарственным письмом.

В армии, в Чите, и супругу нашёл, Елизавету Фёдоровну, Лизу. С ней домой поехал.

Познакомились на соревнованиях ко Дню Победы. Собрались разные команды – и армейские, и из институтов, с предприятий. Было 12 этапов. Я быстро бегал, был выставлен на последний этап, предстояло пробежать двести метров. Впереди, метрах в 15-ти бежала команда пединститута. Я их не догнал совсем немного и со зла забросил эстафетную палочку – психанул!

Главный судья кричит: «Подберите палочку!» Смотрю, девушка палочку взяла и отдала мне. Чернявая, симпатичная такая. Когда грамоты, призы вручили – разговорились. Назначил свидание, оказалось, Лиза учится в пединституте.

Свадьбу играли у мамы в деревне, а после отправились устраиваться на работу в Черногорск.

Пришёл к завгороно Горбунову, он меня сразу в школу №16 преподавателем физкультуры направил. Работали с Альбертом Михайловичем Шалагиным, я ему очень благодарен. Он был стажистом, мудрым наставником, многому меня научил. А Лиза, филолог, устроилась в первую школу. Она к тому времени два курса окончила, перевелась сюда доучиваться. Первое время работала пионервожатой, потом перешла в 14-ю школу, трудилась там больше 20-ти лет.

А меня вскоре пригласили в новую 17-ю школу. Отработал там 8 лет с Галиной Степановной Андрющенко, потом меня назначили директором школы №14, больше  20-ти лет ей отдал.

ПРО МЁД И СВИНСТВО

- Какой предстала четырнадцатая, всё сразу получилось?

- Когда начал там работать, первое время думал, с ума сойду. Я не дефектолог, а дети такие непростые.

И время-то какое было – девяностые, учителя плакали, денег не было, ходили бастовать. Помните, в Абакан, на мост ходили вместе с учителями из сёл. Что было делать? Половина коллектива без мужей, хлеба купить не на что. Это что касается зарплаты. А ещё и детей в школе чем-то надо было кормить.

- И что придумывали?

- Взял поле за Майским – там пахали землю. Нам выделили кусок, посадили с учителями, ребятишками картошку. Ездили все вместе обрабатывать, потом неплохой урожай собрали.

Но картошкой единой жив не будешь, хоть это, никто не спорит, второй хлеб, и если есть в закромах, не пропадёшь. Но мы пошли дальше. Предложил коллективу: «Давайте пасеку купим»! Стоила она по тем временам копейки, купили. Увёз в Курагинский район, к родственникам, поставили там. Пришла пора качать мёд – взял главного бухгалтера, ревизора, поехали качать.

- Понимали в пчелином деле?

- Конечно понимал, с мальчишества за этим процессом наблюдал, соображал, что к чему. А коллег брал на добычу сладости, чтобы всё было по-честному: вот всё наше, общее. Составляли акт, привозили мёд в школу (накачали тогда две фляги), давали ребятишкам к чаю.

И пошли ещё дальше! Помню, главному бухгалтеру говорю: «Давайте купим свиней!» Я ж крестьянин, и мыслил ровно так же, как деревенские, у которых всё своё.

Свинарник оборудовали… прямо во дворе школы. Да местные жители начали жаловаться – мухи мешали. Так что пришлось заколоть наших двух свиней раньше времени.

ОТ ГАДКИХ УТЯТ ДО МАСТЕРОВ СПОРТА

- Однако понемногу жизнь налаживалась…

- Да она и в самые трудные времена не замирала. Были интересные дела, ребята занимались в кружках, в спортивных секциях.

Учитель физкультуры из школы №16 Альберт Михайлович Шалагин как-то посоветовал: «Присматривайся, набирай баскетбольную команду, - у тебя получается тренировать!»

Набрал мальчишек – они у меня после серии тренировок так заиграли, что пошла череда побед. А потом девочек в секцию позвал с 3 класса и повёл до 11-го.

Тренировки были выстроены так, что и парни, и девчонки работали с полной отдачей, были дисциплинированы и настроены на результат.

Смотрел в других школах – бегучие, выносливые ребята – приглашал ко мне заниматься.

Вот Марина Марьясова (Анатолий Иванович показывает фото), она сейчас в Москве, а когда училась в школе, по пять раз в неделю ездила с Девятого в город на тренировки. Перед серьёзными соревнованиями тренировки проводились по два раза в день.

Двоих мастеров спорта удалось воспитать – это Ира Шестакова из школы №17, Марина Марьясова из школы № 9.

Одно из самых главных достижений баскетбольной команды девочек – победа на первенстве края, спортсменки тогда учились в десятом классе. И до этого было очень много побед на разных соревнованиях. К слову, когда они разлетались из родных школ, родного города, надарили фотографий, сделали альбом, заполнили его строчками, которые трогают по сей день:

Юными девчушками

пришли мы к вам когда-то

Смешные, неуклюжие,

           как гадкие утята.

Но годы пролетели,

      оставив в жизни след,

Гадких утят уже

                       больше нет.

Все стали лебедями,

         крылья распустили,

В жизнь новую

            мысли устремили.

РЯДОМ РАБОТАЛИ ПРОФИ

Спортивная подготовка в семидесятых была организована тактически верно, участники команд (и не только тех, что я тренировал!) выезжали летом на сборы в детские спортивные лагеря, учителя в школах поддерживали спортсменов: «Молодцы, подают другим пример».

В городе работало много талантливых тренеров, один из них – Василий Иванович Залевский. Он вёл тренировки по баскетболу в спортивной школе, а в школе общеобразовательной преподавал труд. И то, и другое – спорт и труд, - было важно для ребят.

Василий Иванович - без преувеличения, основоположник профессионального баскетбола в Черногорске, он воспитал многих выдающихся спортсменов – победителей краевых, зональных первенств. Он многих «заразил» баскетболом на всю жизнь, когда спортсмены взрослели, они организовывали турниры ветеранов, приводили в этот спорт своих детей. На протяжении нескольких лет проводились турниры памяти тренера Залевского, одним из организаторов был Олег Арбузов, который в своё время тренировался у мастера баскетбола. Хорошо бы традицию сохранить.

ДЗЮДО – ПУТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ

- А дзюдо? В армии ведь прежде всего именно этот вид спорта в вашем исполнении оценили.

- Параллельно работе в школах (в 16-ю пришёл в 1967-м году, в 1974-м перевели в 17-ю, оттуда в 14-ю) вёл занятия для ребят, они с удовольствием приходили. Не хвастаю, но дзюдо владел здорово.

На базе 14-й школы открылась секция дзюдо, здесь было своего рода место притяжения для многих ребят, возможно, они чувствовали, что имеют дело с настоящими тренерами, которые отдают себя делу полностью. Именно здесь начинали заниматься многие известные в городе люди, к примеру, Вячеслав Лесков, другие состоявшиеся сегодня в спорте и в жизни профессионалы. Показывал парням приёмы, занимался с ними общей физической подготовкой, старался не просто спортивные навыки давать, но и жизненные вопросы обсуждать. Это происходило как бы невзначай, однако, думаю, попадало на благодатную почву. Ведь, когда тебя уважают как наставника, прислушиваются, берут на вооружение то, что пытаешься донести. В этом роль тренера очень велика.

Сын Дмитрий тоже серьёзно занимался дзюдо, стал кандидатом в мастера спорта, успешно тренировал здесь же, в зале четырнадцатой школы, мальчишек-дзюдоистов, для многих проложил крепкую дорогу к настоящему мужскому спорту.

- Выходит, и своим детям удалось привить правильные спортивные привычки.

- Да, и не только Дмитрию. Дочь Елена Ржиханова (сегодня трудится учителем-логопедом) активно занималась спортом, выигрывала городской кросс, была ведущим игроком в баскетбольной команде.

Обе внучки, сами понимаете, тоже спортсменки. Младшая Лиза, которую назвали в честь бабушки, – кандидат в мастера спорта по боксу, добилась спортивных результатов, когда училась в школе. Ей сейчас 28, работает в Красноярске в суде. Другая внучка трудится в суде Черногорска.

Почему все они увлекаются спортом? Выбора не было! Если и я в спортзалах, и бабушка Лизавета на коньках бегала – не угонишься, им сам Бог велел!

- Не у всех получается с правильным воспитанием, не каждый тренер добивается результатов.

- Чтобы хорошо получалось, надо любить детей. Быть с ними гибкими, особенно в младшем возрасте. Что-то не так сказал – бросит, не будет ходить на секцию!

У меня в подчинении было 40 женщин в школе, и с каждой надо было аккуратно, взвешенно общаться. Имели значение детали, о которых и не подумал бы! Так и со спортсменами.

Если знающий педагог, безупречный профессионал будет вести урок и при этом постоянно кричать, обзывать ребятню – толку не будет, невзлюбят. Опять же, аналогичная ситуация – на секциях.

Смотрю сейчас на педагогов – школьники курят на пороге, учителя идут, хоть бы одна замечание сделала. Мои в 14-й за полкилометра от меня убегали покурить, только бы я не видел.

- Что было, когда видел?

- Вызывал в кабинет, столько времени мораль читал, что иной раз кто-то не выдерживал: «Хватит, Анатолий Иванович!»

У учителя должен быть авторитет. Если нет – это не учитель. Перед учителями нашего поколения надо преклоняться. Марьиванна не пойдёт обедать, пока не заставит выучить параграф. Будет сидеть часами. А сейчас – идите на репетиторство! Все, ровными рядами. Это разве правильно?

- Тем более, образование хорошо поддерживают, и зарплаты не чета тем, что были у вас.

- О, это точно, какие там были зарплаты! В образовании сложно сейчас, но многое меняется, будем надеяться на лучшее.

Когда перешёл в 14 школу, я тренерскую работу практически оставил, - с головой поглотили директорские обязанности. Такая неразбериха была, столько всевозможных отчётов, ревизий. Надо было наладить учебный процесс, подобрать завучей. 

ЛЮБИМЫЙ УРОК

- Уроки физкультуры тогда и сейчас – отличаются?

- Урок физкультуры провести труднее, чем урок истории. Вёл историю, знаю, о чём говорю. Потому что надо такие знания иметь по физическому воспитанию! Дети разные по характеру и воспитанию, нельзя никого обижать. Был у меня парнишка, который сейчас в Красноярске продвинулся в науке, стал профессором в офтальмологии. Я его: «Славочка, ну давай хотя бы три круга, а?». Умный, смышлёный. С него пот течёт, полноватый, других догнать не может, а заниматься надо. Психологию надо знать, и не только ругать, припечатывать к стенке, а хвалить даже за небольшие победы над самим собой.

Самый сложный возраст – 6-7 класс, а их по сорок человек в коллективе. Выпускники – другое дело, понимание уже есть.

На истории или другом предмете все за партами сидят, а в спортзале двигаются, здесь снаряды, всех надо держать в поле зрения.

Сегодняшние принципы преподавания физкультуры абсолютно другие. Тогда требования были выше. И ребята тянулись к спорту, невозможно было выгнать из спортзала. А теперь не загнать.

Вспоминаю, десятый час, а они как ни в чём не бывало, будто только что пришли. Дочку девчонки-баскетболистки из детсада не раз забирали – жена педагог, с уроками и тетрадями занята была так, что однажды в школу прибежала… в халате. Заторопилась, забыла переодеться. Педагог высшей категории, учитель-методист, она трудилась с полной отдачей.

- То, что оба учителя – это для семьи было благо?

- В последнее время мы работали в одной школе, а с женой в одном коллективе непросто. У некоторых создавалось впечатление, что делаю ей поблажки. Хотя нагрузка была такой же, как у всех. К слову, директора школ в то время зарабатывали меньше учителей.

ЗИМЫ ТЕПЕРЬ ХОЛОДНЫЕ

- Елизаветы нет восемь лет. Как учились жить в одиночку?

- Многое передумал за эти годы. И хоть это не в нашей власти, но приходили мысли, что если первым уходит мужчина, женщина переносит утрату легче. Видимо, слабый пол в житейских вопросах гораздо сильнее нас.

Хорошо, что дочь, учитель интерната, сын-предприни­матель рядом, внучка золотая, постоянно: «Деда, мы приедем!» Правнучке пять лет. Занимается танцами, получается. Ещё одна внучка в Красноярске, внук в Казани.

Готовить научился, если что,  дочери позвоню, всё подскажет. Со всеми старыми директорами школ общаюсь, с нашей старой гвардией, в том числе на бытовом уровне. Иной раз позвоню: «Пельменей бы настряпали!» В ответ неизменно: «Вези фарш, настряпаем».

Мы со всеми были в хороших отношениях, и это на всю жизнь.

… А душу так царапает, что Лизы нет. Супруга очень красивая была, без неё никак, особенно зимами. Разговоров, тепла её души недостаёт, и очень сильно.

… Что это за встреча? (Переключаемся на фотоальбомы). Встреча с ветеранами войны. Беседовали о сражениях, фронтовички, смотрите, с орденами. Во всех школах так было, и школьные музеи при мне зарождались. Хорошее дело, нужное.

ЛОЗА, РЯБИНА, ЧЕРЁМУХА

- Расскажите о винограде, с чего всё началось? Культура-то для наших мест диковинная.

- У соседа взял черенок и увлёкся. Это такое хорошее, интересное дело, затягивает! Изабелла не вымерзает, другие сорта нужно знать, как укрывать, когда открывать.

Вино можно делать. Сам-то не «певец», но кто-то придёт – угощу.

Недавно привезли с зятем из Белокурихи новые четыре сорта, будем экспериментировать.

Единственное, чего лоза боится – сильного ветра. И необходимо знать, когда открывать после морозов. Кому даю, сам приезжаю, подсказываю, когда пора растениям на волю.

Вот с этого ведер девять собрали в прошлом году, был усыпан.

А ту яблоню видите? С виду некрасивая, а яблоки до Нового года хранятся, огромные.

Зима для меня – ой, мучение бездельем. А сейчас уже работа пошла. Девчонки цветы кругом посадят, красиво!

- Как вы городской парк восстанавливали? Вот ещё что интересно!

- Пошёл на пенсию с 14-й школы – встречает меня глава города Владимир Георгиевич Сорокин:

- Ты в 14-й школе показал себя хозяйственным, видел, знаю. Давай, Анатолий Иваныч, восстановим парк. Столько нареканий по поводу этого места! То убийство там, то разбой. Сам видишь - беспорядок, деревья высохли.

- Да, горожане гадали – то ли почва там солёная, то ли ещё какая аномалия – ничего не росло.

- Посидели, подумали, решили, что осмотрю «владения» и через три дня приду с планом. Впрочем, я сразу сказал, что начать надо с вывоза мусора. Поделился мыслями, что мои ученики из школы №16 Геннадий Шаповаленко, Юрий Ситников и другие наверняка помогут – они такие! Владимир Георгиевич тоже с ними и с другими производственниками, предпринимателями побеседовал – и в парк пошли машины, были определены в помощь люди из «Благоустройства».

- Вас назначили директором парка?

- Да, подобрал команду интересных неравнодушных людей и дело пошло. Мусора 20 грузовиков вывезли – завезли землю, давай садить деревья вместо сухостоя. Поехал в Ермаки, договорился с лесхозом, что повезём ёл­ки, сосны, рябину. Посадили айву, японскую черемуху, разбили газоны. Трудно было – не то слово. Пробурили скважину, поехал в Красноярск, купил поливную машину, сам пригнал её. По сей день работает!

Давай делать детскую площадку – Максим Купер завёз десять машин песка. Ограду Сергей Макаров сделал.

Освещение наладили. Деревья «по уму» посадили, в канавах, чтобы природная дождевая вода собиралась, сделали мостик над прудом, фонтан с медведями начали обихаживать.

Построили круглый фонтан, помог производственник Александр Колешня.

Привлёк ветеранов, они одно время в парк, как на работу ходили – высаживали деревья. Как говорится, с
чувством, с толком. Придут утром с лопатами, часок поработают, два пообщаются. Всем хорошо.

 

А КЛАДБИЩЕ ВСПАХАЛИ

- Об отце удалось вам что-то узнать?

- Да, постоянно вспоминал о нём, когда с ветеранами общался… На войну ушёл в 43-м. В 44-м погиб в Литве. Я ездил на его могилу в 80-м году, когда дали путёвку в Лиепае из-за заболевания. Поехал, зная, что в сорока километрах от этого города похоронен отец – информация об этом была в похоронке.

До места добирался с русским таксистом. В дороге разговорились – он рассуждал о том, что «пора бежать в Россию, место подыскивать, потому что к нам такое отношение… Есть случаи драк, убийств». Жаловался, что таксисты тоже притесняют.

Приехал положить цветы – нет кладбища. Территория, где оно было, вспахано, кресты выброшены в овраг.

- Восьмидесятый год…

- Решил купить жене отрез на платье. Приглянулся красивый материал, я вокруг товара давай кружить. А продавец ведёт себя так, будто я стеклянный, нет меня. Не реагирует, не разговаривает, и всё.

Тогда я – в соседний магазин – там продавец, когда заходил раньше, откликнулась на русскую речь, общалась со мной по-русски. Попросил купить-таки тот отрез, она помогла. Разговорились, оказалось, что и она из Сибири, из Томской области.

Что меня удивило – у нас война была за мотоциклы Ява, там же они стояли свободно. Костюмы спортивные красивейшие… У нас ничего подобного не было.

Кстати, костюмная ткань там продавалась, на этикетке значилось: «Красноярский край, Черногорск».

А что до курорта, то это была всего-навсего соляная комната, которых у нас теперь полным-полно, а тогда не было.

- Уехал с тяжёлым сердцем?

- С очень тяжёлым. О сегодняшней ситуации так скажу: это будет продолжаться, пока мы не победим. Во что бы то ни стало нужна победа, и всё будет по-другому, сами станем диктовать условия.

- О городе какие мысли?

- Через какое-то время должны появиться новые предприятия в Черногорске, непременно. Надо развиваться, шевелиться и надо быть всем вместе.

Марина КРЕМЛЯКОВА,

фото автора  и из архива Васильевых

 

Вячеслав Лесков,

руководитель Клуба дзюдо «Ах Барс»:

- Мы знакомы с Анатолием Ивановичем Васильевым с 91-го года, я пришёл тогда на секцию дзюдо к его сыну Дмитрию Анатольевичу Васильеву, к Вячеславу Николаевичу Нестерову. После нескольких лет занятий перешли на стадион «Шахтёр».

Анатолий Иванович пристально за нами следил, помогал.

Когда я перешёл на тренерскую работу, он подсказывал, много дал дельных советов.

Когда я начинал работать тренером в 96-м году, в городе была очень дружная команда тренеров - профессионалов. Это Лидия Помигалова, Анатолий Васильев, Анатолий Оловников, Владимир Кобелев, Константин Кривошеев, Владимир Шиганов.

Все эти тренеры-аксакалы относились ко мне и к другим начинающим тренерам как к сыновьям, помогали не только советами, а также инвентарём. Это была команда, в которой все друг другу помогали. На мой взгляд, сейчас в городе в спортивной среде не хватает именно той атмосферы сплочённости, взаимовыручки. Моё мнение – в это сегодня мог бы внести свою лепту комитет по культуре, молодёжи и спорту администрации.

Когда я начинал работать, была практика организации пришкольных лагерей именно для спортсменов. Баскетболистов, футболистов, боксёров, борцов. Все были на одной площадке, этот фактор был сплачивающим как для тренеров, так и для детей. Во время данной смены пришкольного лагеря представители разных видов спорта играли в волейбол, баскетбол, футбол. Дети друг друга знали, жили дружно. Я не раз обращался в ГУО, администрацию города, чтобы возобновить эту традицию.

Почему моё поколение тренеров дружны, способны на взаимовыручку? Потому что мы выросли вместе. А теперь каждый за себя.

Да, какие-то виды спорта объединяют у себя тренерские кадры, я горжусь, что у нас имеется качественная площадка – клуб дзюдо «Ах Барс», в котором объединены мои ученики, где трудятся шесть тренеров – моих воспитанников. Они – единое целое. Но это внутри одного вида спорта, а должно быть в масштабах города.

В то время преподаватели физкультуры средне-специальных учебных заведений с нами, тренерами, поддерживали очень тесные контакты, знали всех спортсменов, помогали, содействовали их продвижению, спортсмены посещали тренажёрные залы, всё было открыто, дружно, честно, без зависти и деления детей. Все дети – черногорцы, неважно, к какой спортшколе они относятся. Все наши, все важны, их нужно объединять, учить добрым отношениям. И ребята, и тренеры должны здороваться друг с другом, понимая, что делаем общее хорошее дело.

Анатолий Иванович Васильев – один из тех, кто заложил основы таких отношений, это ценно, это нужно беречь, поддерживая хорошие традиции.

 

Новости по теме: