Из программиста в водители погрузчика

Дата публикации: 12.03.2024 - 17:20
Просмотров - 235

Разными дорогами приходят работать на разрез люди. Одни уже со школы наметили себе путь, поступают в горно-строительный техникум, стажируются на угледобывающем предприятии и после успешного окончания ссуза вливаются в коллектив. Другие же сначала пробуют себя в иных сферах деятельности и на разрез приходят уже с определённым опытом.

Именно так получилось в жизни Владимира Боробова – в настоящее время водителя погрузчика на разрезе «Черногорский», а в прошлом студента политехнического колледжа.

Владимир ещё молод, всего 31 год, но успел поработать на разных должностях и в разных компаниях.

- Когда был маленьким, меня очень интересовали компьютеры, - говорит Владимир Боробов. - В классе у меня, наверное, одного из первых компьютер появился. Я учился в 13-й школе, и как-то так у нас сложилось, что большинство выпускников, если нормально учились, шли в горный техникум. Мои друзья-одноклассники поступили именно так, я же отправился в политехнический колледж учиться на программиста.

После была служба в армии, затем работа в разных организациях. За несколько лет Владимир успел потрудиться компьютерным мастером, торговым представителем, грузил на складе уголь, там-то и заработал первый опыт работы на погрузчике.

- Предприниматель, у которого я работал, выполнял по контракту заказы для СГК, - уточняет Владимир. – Так я попал на угольный склад ТЭЦ. Погрузчик был маленький, старенький, не то, что у нас тут на разрезе. Но в какой-то момент понял, надо искать надёжную, серьёзную работу. И решил пойти на разрез «Черногорский».

В 2018-м году на предприятии появился новый стажёр. Как вспоминает Владимир, приняли его хорошо. Учили, помогали, посмеивались, конечно, но по-доброму.

- Моим наставником на большом погрузчике был Сергей Юрьевич Маркус, - вспоминает Владимир, - мне с ним работалось очень комфортно. Хороший человек, специалист, учитель. А это очень важно, когда у стажёра хороший наставник. Плохой может отвратить от работы, а правильный, напротив, привьёт любовь, уважение к делу. Я недолго стажировался, ведь опыт работы у меня уже был хороший. Но то время вспоминаю по-доброму. Сергей Юрьевич показал мне основные моменты работы на погрузчике, потом почитали с ним вместе документацию, как обслуживать машину. Сел рядом, поехали, показал, как вагоны грузить. На этом, в общем, и закончилась стажировка.

Первое время молодому водителю доверили работать на маленьком погрузчике Bobcat. Хотя и опыт у Владимира был, но всё же первое время действовал несколько неуверенно. Однако затем довольно быстро преодолел это чувство и стал умелым водителем. Руководство тракторно-бульдозерного парка, к которому приписаны погрузчики, заметило старание и рост профессионализма молодого водителя и  перевели его на машину побольше.

Для того, чтобы работать на Liebherr, нужно было получить седьмой разряд. Не откладывая дела в долгий ящик, Владимир сел за учебники и инструкции, и вскоре уже сдал все необходимые зачёты, получил допуск и сел за джойстики нового погрузчика под номером 11.

- Он был не такой старый, как Bobcat, очень понравился, - рассказывает Владимир. - Машина классная! Было время, когда я работал на стареньком польском погрузчике «Дресста», он сломанный весь, масло бежало, это ещё у предпринимателя. И у него не работали тормоза. Как-то было задание – грузить машину, а она высокая, борта где-то высоко заканчиваются, еле достаёшь кончиком ковша. Приходилось скорость регулировать коробкой передач, а не тормозом. Там, правда, система такая: когда газ отпускаешь, тормоз автоматически включается. Но опыт тот помог мне лучше узнать машины.

Как отмечает Владимир Боробов, в современных машинах много электроники, особенно у «Либхера». Кнопок очень мало, большинство данных выводится на монитор. И важно, что самому можно настраивать разные режимы – ход, нагрузку при малых оборотах. Особо навыки программирования в новой работе не помогают, ведь все операции уже заложены в машине, водитель ничего нового создать не может.

- Хотя настроить машину под себя, на интуитивном уровне, удаётся, - улыбается Владимир, - видимо, всё же сказывается умение работать с компьютером, понимать его.

Около четырёх лет назад Владимир решил, что нужно продолжить образование, и поступил в Сибирский федеральный университет на специалитет «Открытые горные работы». Сейчас он уже на четвёртом курсе. Впереди ещё два с лишним года обучения, и из стен горного института выйдет новый инженер. При этом будущее Владимир связывает с разрезом «Черногорский» - коллектив хороший, работа знакомая, перспективы в развитии есть. Какую должность займёт после получения диплома – пока не загадывает, время покажет, но в любом случае благодарен судьбе за опыт работы водителем погрузчика. Ведь для этого должны быть особые качества.

- Я думаю, должна быть жёсткость характера, - говорит Владимир. - Вот мы привели машину в порядок, я получил наряд на работу – а он может быть разный: на обогатительную фабрику, в карьер, мало ли куда ещё, и везде свои начальники.  Причём каждый хочет, чтобы погрузка завершилась, как можно быстрее, это и моя задача тоже. Но только в безопасных условиях! Поэтому надо так выстроить работу, чтобы исключить риски для всех участников процесса, обеспечить сохранность техники. И так каждую смену, на каждом участке. Вот для этого нужен профессионализм и  характер.

На разрезе «Черногорский» горняки гордятся предприятием и своими подразделениями. К слову сказать, у каждого работника тракторно-бульдозерного парка на спецовку прикреплён значок с эмблемой подразделения! Как говорят водители, у них коллектив настолько дружный, что решили нарисовать свой знак.

И правда, пока мы с Владимиром стоим на производственном дворе, туда и сюда проходят водители, у каждого на яркой спецовке выделяется значок-эмблема. Рядом с нами сверкает яркой, свежей краской красавец «Хюндай».

- Это фронтальный погрузчик Hyundai HL-780, с объёмом ковша 7 кубометров, - поясняет Владимир Боробов. – Машина отличная! Хотите посмотреть, как устроена кабина?

Кто же откажется? Конечно, мы отправляемся в рубку управления погрузчика. Удобное эргономичное кресло, отличный обзор из кабины, приборная доска отличается минимализмом, как и система управления – руль, пара джойстиков, вот, собственно, и всё. И, безусловно, монитор! Ведь именно на нём водитель погрузчика видит множество важных для работы машины данных – температуру гидравлической системы, обороты двигателя и т.д. И мечта многих автовладельцев – на мониторе есть даже показания уровня заряда аккумуляторной батареи.

А ещё электронная система показывает, сколько ковшей загрузил погрузчик в кузов БелАЗа, это позволяет более чётко отслеживать вес горной массы, а значит, эксплуатировать технику в оптимальном режиме – без недогрузов и перегрузов. Следовательно, продлевать срок службы автосамосвалов.

- Мне нравится грузить вагоны, когда работаешь не один, возникает соревновательный момент, появляется какая-то азартность, - рассказывает Владимир Боробов. - Когда работаешь один, то одолевает монотонность – грузишь и грузишь. Когда же рядом есть вторая машина, а то, бывает, и в три погрузчика загружаем состав, то получается гораздо интереснее. Например, идём с двух концов состава, всё больше вагонов уже загружено, всё ближе встреча с коллегой. Что-то в этом есть особенное, такая хорошая темпераментность, воодушевление появляется. 

Когда говорят о производственных достижениях, как правило, упоминают тонны, дни, вагоны и прочие количественные показатели. За кадром остаются вот такие небольшие эмоциональные, и очень яркие зарисовки из обычной жизни рабочих. Азарт, желание сделать лучше, интереснее, любить свою машину и уважать своё подразделение – разве это не показатель атмосферы, которая сложилась на разрезе «Черногорский»!

  - На мой взгляд, работа на разрезе – это отличное место, - убеждённо говорит Владимир Боробов. - Главное, что здесь есть стабильность: в зарплате, в социальном пакете, в завтрашнем дне. Работать в частном офисе или на небольшую организацию – это зависеть от продаж, быть под угрозой, что фирма разориться или начнёт сокращать работников. А у меня жена, ребёнок, стабильность в доходах очень важна. Родители поддержали моё решение пойти работать на разрез. Вообще – почётно и престижно работать тут. Когда спрашивают, мол, где ты работаешь, отвечаешь. Вообще – почётно и престижно работать тут. Когда спрашивают, мол, где ты работаешь, отвечаешь: «В СУЭК», сразу отклики: «Ого, круто!» И это тоже очень приятно.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

Новости по теме: