Круглый стол. Когда управляющие компании, тепловики и жители слышат друг друга, проблемы переходят в разряд решаемых

Дата публикации: 06.08.2023 - 14:01
Просмотров - 1052

«Очень жарко зимой, спать приходится при открытой форточке, управляющая компания ничего не может сделать», «Температура в квартире постоянно меняется в течение суток, проблеме не один десяток лет», «Всю зиму из крана бежит кипяток, боимся, что дети ошпарятся» - это набор обращений, типичный для отопительного сезона в Черногорске. И хотя общее количество жалоб от горожан в последние годы уменьшилось, по отдельным адресам проблемы еще остаются.

В Сибирской генерирующей компании уверены: значительную часть вопросов можно решить до начала отопительного сезона, если объединить усилия теплоснабжающей организации, управляющих компаний и жителей. В конце июля энергетики предложили активным горожанам и УК встретиться и обсудить самые актуальные вопросы подготовки домов к зиме. Так получается, что большая часть проблем с теплоснабжением сейчас остается именно на уровне многоквартирного дома. До перевода Черногорска на тепло от Абаканской ТЭЦ можно было списать недостаток или избыток тепла, а также ржавую воду в кране на ветхость котельных и износ теплосетей, но теперь, когда город получил надежный теплоисточник и масштабное обновление тепломагистралей, стало ясным: недостаточность регулировки систем централизованного теплоснабжения в домах – такая же необходимая часть подготовки города к зиме, как ремонт теплосетей и формирование запаса топлива на ТЭЦ.

Приглашение на встречу с энергетиками и жителями получили руководители всех управляющих компаний Черногорска, но участие в разговоре приняли представители лишь четырех, нареканий к работе которых у жителей меньше всего:

- директор ООО «Альфаград» Тимур Асабин;

- энергетик  ООО «Сервис-Лайн» Валерий Терёшкин;

- учредитель ООО «Домовой» Олеся Чупрова;

- директор ООО «Хозяин» Лидия Кузьменко.

Много ли зависит от УК для спокойного прохождения отопительного сезона? Нередко жители многоквартирных домов затрудняются на это ответить. Мол, за отопление и горячую воду я плачу в адрес СГК, значит, все вопросы по качеству – это к энергетикам.

Конечно, теплоресурс производит СГК, она обязана доставить его в должном качестве до ввода в дом. Дальше – зона ответственности управляющей компании. Если она с прохладцей отнесётся к подготовке домов к зиме, то в холодные месяцы жители начнут штурмовать всевозможные ведомства с жалобой на низкую температуру в квартирах, или, напротив, чрезмерную жару. Мы уже не раз писали о том, как важно грамотно подготовить дом к зиме, промыть и опрессовать стояки отопления, провести гидравлические испытания, утеплить контур дома и т.д.

БЕГ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ

На встрече председатель квартального комитета Людмила Ольшевская задала вопрос, под которым, думаю, могли бы подписаться сотни, а то и тысячи черногорцев:

- В нашем доме № 41 по пр. Космонавтов больше 120 квартир, всю зиму была жара, по сути, мы топили улицу. Я, например, спала не только с открытой форточкой, но и с открытым балконом! При этом если в 120 квартирах была очень высокая температура воздуха, то жильцы на первом и последнем этажах – это всего несколько квартир – буквально замерзали. И чтобы окончательно не заморозить эти квартиры, пришлось перегревать целый дом! Я не специалист, может, нужно было утеплить чердак, подвал, на это должны ответить представители нашей УК, но они сюда не пришли. И уже не первый раз так: с жителями готовы встретиться только руководители управляющих компаний, которые хорошо делают свою работу, а ленивые игнорируют приглашение. А в коммунальный отдел городской администрации по какому бы вопросу ни обратились, ответ один – денег нет. Но дело же не только в деньгах.

В одном вопросе Людмила Ольшевская обозначила три больные темы: во-первых, как отрегулировать систему отопления в доме так, чтобы все квартиры получали тепло равномерно, чтобы не замерзали одни и не страдали от жары другие? Ведь очень часто в нагрузку к этим неудобствам идет еще одно: жильцы платят огромные деньги за отопление, потому что тепло уходит через разбитые подвалы и раскрытые крыши. Во-вторых, как заставить ленивые управляющие организации выполнять свою работу по регулировке теплоснабжения дома? В-третьих, кто должен призывать к порядку нерадивые компании? Как администрация города может и должна влиять на ситуацию?

От Абаканского филиала СГК выступали:

- директор филиала «Южно-Сибирской теплосетевой компании», теплосетевого подразделения СГК в Хакасии Станислав Мальчик;

- заместитель начальника тепловой инспекции Владислав Соколов;

- руководитель центра обслуживания клиентов СГК Анатолий Букреев.

Станислав Мальчик справедливо заметил: ресурсоснабжающая компания не надзорная организация, она не может заставить управляющую компанию выполнять свои обязанности перед жителями.

- Мы готовы помочь рекомендациями, быть может, техническим осмотром дома, но это возможно лишь при полном сотрудничестве с УК, сами зайти в дом мы не имеем права, закон не позволяет. Поэтому у меня просьба к жителям города Черногорска: если вы видите, что у вас идут отклонения по каким-то позициям, связанным с управлением многоквартирным домом, и никаких мер не предпринимается, то созовите совет дома, не будьте инертны. У управляющей компании есть целый ряд обязательств перед жителями, жильцы оплачивают затраты на содержание дома и услуги УК, поэтому вправе рассчитывать на качественное обслуживание дома. Если есть неудовлетворённость работой коммунальщиков, то надо подавать заявления в прокуратуру, другие надзорные ведомства, обращаться в муниципалитет, чтобы они реагировали на жалобы жителей.

СТРОГИЕ МЕРЫ – ГДЕ ВЫ?

Немногим больше месяца назад мы беседовали с заместителем главы Минстроя РХ, руководителем департамента жилищного надзора Дмитрием Комаровым, и тогда он говорил, что удивлён фактом – в Черногорске есть УК, работой которых жители очень недовольны, постоянно жалуются на эти компании, но при этом нет ни одного случая лишения недобросовестных управляющих компаний лицензии. А ведь это весьма действенная мера, лишиться источника дохода никто из них не хочет.

- Мы тоже регулярно получаем жалобы от жителей, и самые частые – на грубость представителей некоторых УК, отсутствие квалификации, нежелание делать что-то в доме, - подчеркнул Станислав Мальчик. - Причём не всегда это связано с отсутствием у управляющей компании ресурсов или специалистов, а, я бы сказал, с ощущением вседозволенности. Есть в городе управляющие компании, которым в ответ на наши рекомендации по настройке системы отопления в доме легче дать нам пространный ответ, почему они этого делать не будут, чем попытаться провести наладку узла управления.

Получается, что писать тексты время есть, а вот решать проблемы жильцов – нет. Интересная позиция!

- В Абакане у администрации города работа с УК стоит на особом контроле. Ежегодно создается комиссия по оценке готовности жилого фонда к предстоящему отопительному сезону, куда в обязательном порядке входит представитель теплоснабжающей организации, - говорит Владислав Соколов, начальник службы измерений, наладки и испытаний теплосетевого подразделения СГК. - В Черногорске в этом году наш представитель включен в состав такой комиссии впервые.

По сути, при грамотной организации работы по подготовке к отопительному периоду создаётся этакая четырёхсторонняя структура, в которой каждая сторона заинтересована в том, чтобы всё было сделано правильно и в срок. Таким образом, потребители должны получить качественные услуги по разумной и обоснованной стоимости, УК – минимум нареканий со стороны жильцов, надзорных органов и РСО. СГК получает в лице управляющей компании ответственного партнёра, благодаря которому теплоресурс приходит в дома качественным, и в адрес ресурника не летят претензии от потребителей. А городская администрация выступает в качестве ответственного и заботливого по отношению к горожанам гаранта их благополучия.

Но если в формуле отсутствует хотя бы одна составляющая, то система начинает давать сбой. В нашем случае – крайним всегда оказывается потребитель, он-то никуда деться не может.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ

Хотелось бы обратить внимание ещё на один момент – в этом году наша газета запустила опрос среди жителей многоквартирных домов по качеству работы их УК. В редакцию поступили уже десятки анкет, и вырисовывается вполне ясная картина, какие компании черногорцы оценивают высоко, а чьей работой недовольны.

При этом не раз в прошлые годы приходилось выслушивать сетования руководителей УК на то, что у них тоже есть масса проблем, многие из которых они не в состоянии решить сами, для этого нужна поддержка жильцов, администрации города, РСО. Но их никто не слышит, не помогает, вот и барахтаются сами, как могут.

Но в том-то и преимущество таких встреч с ресурсниками, как эта, что каждый участник имеет возможность разъяснить свою позицию, ответить на обвинение, поделиться своими проблемами и, быть может, решить какие-то вопросы. К слову сказать, на данной встрече так и произошло. Более подробно о том, какие вопросы были у представителей УК и жителей домов, что будет сделано для их решения – читайте в одном из ближайших номеров «ЧР».

В качестве иллюстрации приведу вопрос, который регулярно возникает у потребителей и является, пожалуй, самым популярным и актуальным:

- Почему УК, даже самые надёжные и отзывчивые к нуждам жильцов, не могут толком отрегулировать теплоподачу? По преимуществу у всех в домах слишком жарко, зимой окна открыты. А с учётом перепадов температур, которые могут достигать 20 градусов, это вовсе становится проблемой. По уму, каждый день специалист УК должен приходить в каждый дом и вручную регулировать подачу тепла – прикрутить задвижки или открыть их. По факту – этого не делается. Как быть? Ведь в итоге мы ещё и платим огромные суммы за перетопы.

Согласитесь, если не все из нас, то большинство уж точно, не единожды возмущались этим фактом – на улице потеплело, а в домах жара, при этом никто не спешит снижать теплоподачу, в итоге мы не только живём с раскрытыми окнами, так ещё и платим немалые деньги. Но благодаря круглому столу мы впервые получили на него ответ.

- Ежедневно регулировать подачу теплоносителя в домах мы просто не в состоянии, у нас четыре слесаря и один сварщик, а домов порядка 50, - пояснил Валерий Терёшкин. - Представляете, каждый день обходить всё? Притом ведь в домах не одну задвижку нужно открыть или прикрыть. Конечно, проблему может решить установка приборов всепогодного регулирования, но это деньги, а собственники не хотят тратить сверх того, что приходит в расчётках. Получается замкнутый круг.

Его поддержал коллега Тимур Асабин:

- Действительно, проблема есть, особенно в домах, где отсутствуют погодные регуляторы. А они у нас в Черногорске отсутствуют везде. Особенно актуальна проблема осенью и весной. Днём
+ 10°С, ночью  - 10°С, такие температурные качели. Но у нас нет возможности бегать на каждый дом, прижимать и отжимать день за днём. Второе, люди по-разному воспринимают комфортную температуру. Мы заметили, что если в квартире меньше +25°С, то сразу начинаются жалобы. Между тем, по нашим наблюдениям, если не выше +24°С, то расход теплоносителя по дому идёт в пределах нормы, но стоит повысить на один градус, как сразу рывок в расходах, а это потом всё отражается в платёжках. Нужно, чтобы люди понимали, если они требуют жару в квартирах, то получат большие суммы в расчётках.

 Специалисты объяснили понятно, доступно и заставили задуматься – а может, имеет смысл один раз потратиться, но установить всепогодные регуляторы, как это сделано в некоторых домах Абакана? И тут же возник ещё один вопрос – как собрать жильцов дома для обсуждения проблемы? Ведь, что греха таить, активных жителей не так много, на общие собрания приходит в лучшем случае треть жителей. Вывод – надо самим быть немного подвижнее, не ждать, что кто-то где-то когда-нибудь решит твою проблему.

И это тоже положительный эффект круглого стола. Когда вместо тотального обвинения всех подряд приходит понимание, что какая-то часть решений зависит и от тебя. Только надо забыть об инертности и начать самому изменять проблемную ситуацию.

- Мы проанализировали вопросы предыдущего отопительного периода и получили наработанную информационную базу, по которой можем с точностью до 99 процентов сказать, в чём проблема того или иного объекта теплоснабжения, - говорит Станислав Мальчик. - Благодаря этому можем дать рекомендации по правильной эксплуатации многоквартирных домов. Анализируя базу, мы видим, что потребитель зачастую чувствует себя попавшим в замкнутый круг, он не знает, куда и к кому обратиться для решения проблемы. Идёт в УК, там ему отвечают, что решать должны в РСО. Он обращается к нам, и снова вопрос не решён, так как это не в нашей компетенции. Хотя, не буду скрывать, шероховатости в нашей работе тоже есть, и есть справедливые упрёки потребителей. Но в таких случаях мы решаем вопросы. 

В ходе беседы участникам круглого стола был задан вопрос – нужны ли такие встречи, стоит ли их и дальше проводить? Ответ был однозначный, и активные жители, и руководители УК однозначно заявили – общение полезно, встречаться нужно, обсуждать, предъявлять, а главное иметь возможность послушать другое мнение и скорректировать работу так, чтобы удовлетворение получили все стороны.

Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 59 от 3 августа 2023г.

Новости по теме: