Несвятые могилы или о гримасах толерантности

Дата публикации: 18.05.2023 - 17:05
Просмотров - 276

Примечательную информацию прочитала с месяц назад на сайте одного из местных интернет-агентств. С пафосом, достойным лучшего применения, автор писал: «В Ширинском районе Хакасии свято чтят память о венгерских военнопленных, ставших жертвами событий первой половины прошлого века. В начале XX века венгерские военнопленные солдаты и офицеры занимались в республике возведением инфраструктурных объектов железной дороги<…>  Ухаживают за мемориалом местные жители, которые хоть и знают, что когда-то отношения России с Венгрией складывались сложно, но руководствуются в первую очередь здравым смыслом. На первом месте для них - человек и память о нем, вне зависимости от его корней, национальной принадлежности и политических взглядов».

Ах, какой гуманизм, какая доброжелательность по отношению к бедным, несчастным и трудолюбивым военнопленным немцам, венграм и австрийцам, вынужденным в глухой и холодной Сибири строить аборигенам инфраструктурные объекты!

Вот только хотелось бы узнать у таинственного автора, а он в курсе, как попали сюда пленные? Что осталось за их плечами? Подозреваю, что ответом будет невнятное бормотание об исторических коллизиях и псевдогуманистический бред на тему: «Все мы люди, все мы человеки, надо прощать ошибки».

Да, быть мстительным не стоит, но и забывать о преступлениях – не дело. А ведь сто с лишним лет назад немцы, австрийцы и венгры изрядно поиздевались над русским гражданским населением территорий, которые сейчас называют Западной Украиной.

Напомню, к началу Первой мировой войны в Закарпатье, Покутье, Галиции проживали более двух миллионов русинов. Эти люди считали себя русскими, говорили на русском языке, исповедовали православную религию.

В 1866 году галицкий просветитель протоирей Иоанн Наумович выступил с программной статьей под скромным заголовком «Взгляд на будущее» в русскоязычном львовском журнале «Слово»: «Все усилия дипломатии и поляков сделать из нас особый народ рутенов-униатов оказались тщетными… Русь Галицкая, Угорская, Киевская, Московская, Тобольская и пр. с точки зрения этнографической, исторической, языковой, литературной, обрядовой – это одна и та же Русь… Мы не можем отделиться китайской стеной от наших братьев и отказаться от… связи со всем русским миром. Мы больше не русины 1848 года; мы настоящие русские».

Как пишет в своей книге «Украина между Россией и Западом: историко-публицистические очерки» советский и украинский историк, профессор и академик Пётр Толочко, «русины справедливо считали себя частью единого восточнославянского племени, расселившегося от Карпат до Тихого океана, и поэтому испытывали симпатии к России. В свою очередь, Россия стремилась оказывать поддержку русинским братьям. В 1902 году в Санкт-Петербурге было создано Галицко-русское благотворительное общество, насчитывавшее к 1914 году 700 членов».

Впрочем, даже в мирные годы Австро-Венгрия отнюдь не была лояльна по отношению к русинам и усиленно искореняла русский язык, культуру, православную религию, активно насаждая греко-католическую церковь и украинский язык.

«К 1910 году в Восточной Галичине были закрыты все русофильские организации, библиотеки-читальни переданы украинским политическим партиям. Греко-католические иерархи, поощряемые властями, отменили юлианский календарь, а также кириллический алфавит, заменив его латиницей. Репрессиям подвергались все, кто проявлял симпатии к православию и России. Чтобы оказаться в австрийской тюрьме, иногда было достаточно просто быть русином, что по ассоциации приравнивалось к русскому. Раздавались и призывы (от генерала Римля) беспощадно уничтожать русофилов.

Особую роль в разгроме русофилов сыграли единокровные земляки-украинцы, которые занимались доносительством на них и физическими расправами над ними (в частности, сечевики). Речь идет о легионе Украинских сечевых стрельцов, созданном Австро-Венгрией для борьбы с российскими войсками. В большей мере сечевики выполняли диверсионно-террористическую работу в тылу русских войск. То есть делали то, чем в годы Великой Отечественной войны занимались их идейные последователи – ОУН-УПА», - пишет Пётр Толочко.

С началом Первой мировой войны ущемление прав русинов только усилилось.

«С первых дней войны австрийские власти закрыли и разгромили все русские организации и типографии, обязав все русское население Галиции именоваться украинцами. Доходило до того, что галичане, отвечавшие на вопрос о национальной принадлежности, что они, мол, русины, немедленно подвергались повешению, расстрелу или закалыванию штыками. Особенно свирепствовали в этом отношении венгерские гонведы (солдаты). Организованное галицко-русское движение было разгромлено, его представители подверглись репрессиям», - рассказывает украинский журналист, бывший заместитель командира львовского батальона милиции быстрого реагирования «Беркут», подполковник милиции запаса, председатель Львовского областного территориального совета Всеукраинского общественного объединения «Украинский выбор – Право народа» Олег Ростовцев.

За каждый донос на русофила габсбургские власти выдавали от 50 до 500 крон. Русина могли запросто застрелить на улице за то, что говорил на русском языке. Убивали священников, не жалели женщин и детей.

Дальше – больше. Именно для русинов были созданы первые в Европе концлагеря. Страшные имена «Талергоф» и «Терезин» до сих пор помнят потомки русинов. За годы войны через эти душегубки прошли 80 тысяч человек, из них 30 тысяч были казнены.

 «Австро-венгерская армия, игнорируя международные соглашения и Женевскую конвенцию, нарушая законы войны, совершая военные преступления и преступления против человечности, приняла на себя как полицейско-карательные функции, так и стала предтечей гитлеровских палачей», - утверждает Олег Ростовцев.

Среди «украинцев» была в то время весьма популярна частушка:

Де стоїть стовп

                    з телефона,

Висить кацап замість

                           дзвона.

Уста його посиніли,

Чорні очі побілили,

Зуби в крові закипіли,

Шнури шию переїли.

В фондах Российской государственной библиотеки сохранились дореволюционные газеты, в частности, «Прикарпатская Русь». В
№ 1539 от 1915 года была опубликована статья «Зверская расправа с «руссофилами» на улицах Перемышля».

«15 сентября 1914 г. на улицах древнерусского княжьего Перемышля разыгралась такая жуткая и кошмарная сцена, которая своей непосредственной дикостью и жестокостью далеко превзошла все остальные ужасы и неистовства безудержно применявшегося в те страшные дни по отношению к русскому населению террора.

В белый день, под охраной государственной жандармерии, среди многотысячного культурного населения и несметного крепостного гарнизона были вдруг, без всякой причины и вины, зверски изрублены и растерзаны обезумевшими солдатами и городской толпою сорок четыре ни в чем не повинных русских людей. Причем эта ужасная расправа не только не вызвала со стороны местных австрийских властей ни малейшего негодования и возмездия, но даже, наоборот, получила из уст верховного начальника этих последних, пресловутого коменданта крепости генерала Кусманека, полное одобрение и признание...»

Подобных сообщений в местных газетах была масса. Остались воспоминания очевидцев, при желании найти их в интернете не стоит особых трудов.

 

И вот эти «милые» люди, уничтожавшие русинов только за то, что те считали себя русскими людьми, волей военного случая оказались в числе пленных, отправленных в Сибирь. И могилы извергов теперь называют «святыми». В голове не укладывается.

Я понимаю, что в последние 30 лет в нашей стране усиленно насаждалась пресловутая толерантность. Как итог, появилось немало людей, которые где-то искренне, где-то из соображений выгоды, демонстрируют более чем нежные чувства по отношению к бывшим врагам. То Коля из Уренгоя в бундестаге выступает, жалея несчастных немцев, замерзающих в России, то Гюзель Яхина рыдает над телом милого немецкого юноши, убитого красноармейцами.

И уж, конечно, обязательна приписка, мол, простые-то солдаты не виноваты, и офицеры не виноваты, их заставили! Заставили идти в Россию, зверствовать и убивать мирных людей. Да вот только моя бабушка, родители которой погибли от голода во время Первой мировой войны на Украине, сама испытала «прелести» оккупации во время Великой Отечественной, не больно-то жалела «немчуру», попавшую в плен. Как и миллионы людей, испытавших на себе железные сапоги завоевателей.

К слову сказать, за пассаж на тему «На первом месте для них - человек и память о нем, вне зависимости от его корней, национальной принадлежности и политических взглядов» даже в нашей стране можно схлопотать штраф. А скажем, в Израиле, Австрии, Португалии или Германии можно на несколько лет отправиться в тюрьму, обдумывая своё поведение. Уголовная статья за отрицание Холокоста, оправдание нацизма – а это и есть те самые «политические взгляды», которые, по мнению автора заметки, не важны, наказывают весьма сурово.

Я не ратую за то, чтобы сносили мемориалы погибших военнопленных. Пусть стоят. Это тоже часть истории. Но называть эти могилы «святыми» - кощунство по отношению к русинам, защитникам Отечества, жертвам войны, невинно убитым женщинам и детям.

Валентина Корзунова, фото из открытых источников

ПРОСТО ЦИФРЫ

По некоторым статистическим данным, на то время из трёхмиллионного населения Галиции два миллиона были этническими русинами – русофилами при незначительном числе «украинцев». Из них австрийскими карателями было уничтожено около 200 тыс. человек. Это ли не геноцид русского национального меньшинства в Австро-Венгрии? Фактически каждый десятый русин в Галиции был уничтожен за свою приверженность к русскому миру и православию.

Олег Ростовцев

ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО

То-то же и есть, что плохи эти школы ваши! Пошло все навыворот! На русской земле - да по-русски не учат. Но нет, сжалится Господь когда-нибудь над нашим православным народом, будут учить его мудрости не взятым напрокат чужим словом, а своим родимым русским, и тогда свет учения разольется в нашем народе!..

Иоанн  Наумович «Путеводитель доброй жизни», издание 1888г.

РЕПЛИКА

Валентина Гарбузова:

Мадьяры и во время Великой Отечественной войны чинили зверства, которые превосходили даже самые бесчеловечные гитлеровские издевательства. Администрации Ширинского района необходимо рекомендовать, чтобы рядом с их могилами установили таблички: изуверы, проводившие геноцид и чудовищный садизм, пришедшие на русскую землю ради наживы!..

Когда уже русские начнут уважать себя и не преклоняться перед иностранщиной!...

СКАЗАНО

«В годы Первой мировой войны Вена способствовала формированию так называемого Легиона украинских сечевых стрельцов. Галичан, заподозренных в симпатиях к православию и к России, подвергали жестоким репрессиям, бросали в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин».

Владимир Путин

«Об историческом единстве

русских и украинцев»

«ЧР» № 37 от 18 мая 2023г.

 

Новости по теме: